Рдт и натуропатия при лечении умственной отсталости у детей – народная медицина

Современные методы лечения умственной отсталости у детей

Стандарты лечения умственной отсталости у детей Протоколы лечения умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей

Профиль: педиатрический.

Этап: стационар.

Длительность лечения: 30 дней.

 

Коды МКБ: 

F70 Умственная отсталость легкой степени F71 Умственная отсталость умеренная F72 Умственная отсталость тяжелая. 

Определение: Умственная отсталость (умственое недоразвитие) – за рубежом используется для обозначения многообразных форм поражения интеллекта, независимо от характера заболевания, при которых оно возникает.

 

Классификация:

1. легкая умственная отсталость; 2. умеренная умственная отсталость; 3. тяжелая умственная отсталость; 4. глубокая умственная отсталость; 5. неуточненная умственная отсталость; 6. другие виды умственной отсталости.

Факторы риска:

1. состояние здоровья родителей и условий работы к началу беременности; 2. наличие гестоза, перенесенные матерью заболевания, принимаемые медикаменты во время беременности, течение родов (продолжительность, наложение щипцов, асфиксия), состояние новорожденного после родов (желтуха, судороги, вздрагивания); 3. своевременность основных этапов моторного и психического развития; 4. наследственный фактор. 

Поступление: плановое.

 

Показания для госпитализации:

1. задержка психического развития в виде выраженных эмоционально-волевых расстройств и моторики (запаздывание становления стато-моторных актов, отсутствие моторно-адаптивных движений, слабовыраженный интерес к окружающим, игрушкам, речи); 2. диагностика уровня задержки; 3. решение социальных вопросов.

Необходимый объем обследования перед плановой госпитализацией:

1. консультация: невролога, психолога, генетика, эндокринолога, психиатра. 

Критерии диагностики:

1. наличие биологической неполноценности мозга, устанавливаемой на основании анамнеза, психического, неврологического и соматического статусов; 2. характерная структура диффузного слабоумия с обязательной недостаточностью понятийного мышления и недоразвитием личности; 3. непрогредиентность состояния с положительной, хотя и в разной степени замедленной динамикой психического развития.

Перечень основных диагностических мероприятий:

1. Биохимический анализ крови на фенилкетонурию, гистидинемию, гомоцистинурию, галактоземию, фруктозурию; 2. Консультация невролога; 3. Общий анализ крови (6 параметров); 4. Общий анализ мочи; 5. Определение общего белка; 6. Определение АЛТ, АСТ; 7. Определение билирубина; 9. Исследование кала на яйца глист.

Перечень дополнительных диагностических мероприятий:

1. Нейропсихологическое тестирование; 2. Хромасомный анализ (кариотипирование); 3. Консультация генетика; 4. Консультация психиатра; 5. Консультация эндокринолога; 6. Консультация психолога; 7. Консультация логопеда; 8. Анализ крови на внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус) ; 9. Микрореакция.

Тактика лечения:

Медикаментозное и коррекционно-воспитательные мероприятия. Медикаментозное лечение: 1.

Психомоторные стимуляторы (тонизирующее влияние на кору, ретикулярную формацию без вмешательства в метаболизм нервных клеток: адаптол 300 мг в таблетке, независимо от прима пищи, курсом от нескольких дней до 2-3 мес, от 0,5 до1 таблетки Х 3 раза в день в зависимости от возраста. 2.

Препараты, стимулирующие психическое развитие, улучшающие мозговой метаболизм – энцефабол 0,25 мг табл. 3. Антидепрессанты – амитриптилин, препараты L-дофа. 4. Общеукрепляющие: поливитамины. 5. Препараты кальция, фосфора, железа, фитин, фосфрен. 6. Седативные, нейролептические препараты (дизепам табл.

2 мг. 5 мг, р-р. 10мг/2,0); 7. Противосудорожные препараты: фенобарбитал 0,01 мг/год жизни, препараты вальпроевой кислоты 20-25 мг/кг/сут, ламотриджин, карбамазепины (финлепсин). Курс лечения 1 месяц.

Перечень основных медикаментов:

1. Амитриптилин 25 мг, 50 мг табл.; 2. Дизепам 10 мг/2 мл амп.; 5 мг, 10 мг табл; 3. Вальпроевая кислота 150 мг, 300 мг, 500 мг табл. 

Перечень дополнительных медикаментов:

1. Препараты L-дофа 50 мг табл.; 2. Поливитамины; 3. Фенобарбитал 50 мг, 100 мг табл.

Критерии перевода на следующий этап лечения:

1. cтабилизация и улучшение нарушенных функций; 2. реабилитация; 3. поддерживающая терапия; 4. наблюдение психолога.

Источник: http://ruslekar.com/publ/standarty_lechenija_bolnykh_v_stacionare/sovremennye_metody_lechenija_umstvennoj_otstalosti_u_detej/3-1-0-205

Умственная отсталость

Умственная отсталость (малоумие, олигофрения) — стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции. Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.

Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.

Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.

Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении.

В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.

Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

На сегодняшний день выделяют 4 степени умственной отсталости: лёгкая (дебильность), умеренная (имбецильность), тяжёлая (имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность), глубокая (идиотия).

Среди причин умственной отсталости можно назвать генетические причины; внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др.

) природы; значительная недоношенность; нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма); травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы; педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей.

Умственная отсталость является одной из основных причин обращения в генетическую консультацию. Генетическими причинами обусловлено до половины случаев тяжёлой умственной недостаточности.

Основные типы генетических нарушений, ведущих к умственной недостаточности, включают: хромосомные аномалии, нарушающие дозовый баланс генов, такие как анеуплоидия, делеции, дупликации, трисомия хромосомы 21 (синдром Дауна), частичная делеция короткого плеча хромосомы 4, микроделеция участка хромосомы 7q11.23 (синдром Вильямса) и др.

, дерегуляция импринтинга вследствие делеций, однородительской дисомии хромосом или участков хромосом; синдром Ангельмана; синдром Прадера-Вилли, дисфункция отдельных генов. Число генов, мутации в которых вызывают ту или иную степень умственной отсталости, превышает 1000.

Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.

), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях, микседема) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс).

Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление.

В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

Соматически ребенок-олигофрен практически здоров, и олигофрения — это не болезнь, но состояние ребёнка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.

Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями.

Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка.

Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребёнка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из её разновидностей является деменция — слабоумие.

Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики.

Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребёнка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.

Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать.

В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками.

Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.

У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета.

Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею.

У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам.

Источник: http://europed.ru/services/2/umstvennaja-otstalost/

Умственная отсталость (олигофрения)

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «умственная отсталость»? Наверно, не очень приятные.

Познания большинства людей об этом заболевании базируются на популярных фильмах и телепередачах, где реальность часто искажается в угоду зрелищности, а также рассказах окружающих.

Не часто можно увидеть пациентов с выраженной умственной отсталостью в нашем привычном окружении – чаще они обособлены от общества (хотя в Европе и США такие люди встроены в социум и их нередко можно встретить в повседневной жизни, что иногда создает ложное представление о якобы большей распространенности умственной отсталости в этих странах). Многие из нас сталкивались с умственно отсталыми людьми сами того не подозревая, ведь при легкой степени этого заболевания провести грань между умственно отсталым и здоровым человеком достаточно непросто.

С точки зрения врача,  умственная отсталость – это заболевание, главным условием которого является либо врожденное, либо приобретенное (ребенком в возрасте до 3-х лет) снижение интеллекта.

При этом в основном снижается способность к абстрактному мышлению (именно оно  является основой математических способностей, логики и даже творчества). Эмоциональная сфера при этом практически не страдает – т.е.

Читайте также:  Магниторезонансная терапия при лечении головной боли - народная медицина

пациенты с умственной отсталостью чувствуют симпатию и неприязнь, радость и горе, печаль и веселье, возможно, эмоции умственно отсталых людей не так многогранны и сложны, как у людей с нормальным интеллектом. Важно отметить, что умственная отсталость не имеет тенденции к прогрессированию – т.е.

уровень недоразвития интеллекта стабилен, а иногда интеллект даже  повышается со временем под влиянием обучения, воспитания.

Это одно из важных отличий умственной отсталости от деменции – состояния,  характеризующегося снижением интеллекта и возникающего как осложнение при различных заболеваниях (инсульты, травмы головы, тяжелые инфекции, алкоголизм и наркомании, тяжелые психические заболевания) а также в пожилом возрасте. У пациентов с деменцией со временем состояние интеллекта ухудшается.
Другое название умственной отсталости – олигофрения (от латинского «олиго» – мало и «френос» – разум).

Причины умственной отсталости

Возможных причин умственной отсталости довольно много, не все из них достаточно изучены.

Установлено, что при умственной отсталости снижение интеллекта обусловлено органическим поражением головного мозга, и , к сожалению, не всегда с точностью можно сказать, почему возникло это поражение у конкретного пациента.

Считается, что наиболее частые причины возникновения умственной отсталости – наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например,  лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп). Некоторые заболевания, которые были у женщины до беременности, могут спровоцировать умственную отсталость у ребенка. Это инфекции (токсоплазмоз, сифилис, гепатит), сахарный диабет, сердечные заболевания.

Причинами олигофрении могут стать и тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы. Вот почему каждая женщина должна обследоваться у врача пред планированием беременности, а в период ожидания ребенка ей необходимо быть особенно внимательной к своему здоровью.

Да и мужчин это тоже касается – есть исследования, доказывающие, что длительное употребление алкоголя или наркотических средств повышает шансы мужчины стать отцом ребенка-олигофрена.

Кроме того, профессиональные вредности, с которыми сталкиваются будущие родители, также могут послужить фактором риска умственной отсталости детей.

В первую очередь это относится к радиоактивному излучению и агрессивным химическим реагентам.

Симптомы умственной отсталости

Как вы уже поняли, основным симптомом умственной отсталости является снижение интеллекта. В зависимости от степени снижения интеллекта, выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму умственной отсталости.

При легкой степени умственной отсталости (другое название – дебильность) IQ пациентов составляет 50-69. Внешне такие пациенты практически не отличаются от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память  у них достаточно хорошая.

Часто пациенты с легкой степенью умственной отсталости имеют нарушения поведения. Они зависимы от родителей или воспитателей, их пугает смена обстановки. Иногда такие пациенты становятся замкнутыми (т.к. плохо распознают эмоции других людей, поэтому испытывают сложности при общении).

А иногда наоборот, стараются привлечь к себе внимание различными яркими поступками, обычно нелепыми, а подчас и антисоциальными. Внушаемость пациентов с легкой степенью умственной отсталостью может привлекать к ним представителей криминального мира, тогда они становятся либо жертвой обмана, любо игрушкой в руках преступников.

Практически все пациенты этой группы осознают свое отличие от здоровых людей и стремятся скрыть свое заболевание. 

При средней степени умственной отсталости (или имбецильности) IQ составляет 35-49. Такие пациенты способны  испытывать привязанности, различать  похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. Однако самостоятельно проживать они не способны и нуждаются в постоянном контроле и уходе.

Тяжелая форма умственной отсталости или идиотия характеризуется IQ  ниже 34. Эти пациенты необучаемы, у них отсутствует речь, их движения неуклюжи и нецеленаправленны. Эмоции ограничены простейшими проявлениями удовольствия и неудовольствия. Такие пациенты нуждаются в постоянном надзоре  и содержатся в специальных учреждениях.

IQ является важным, но не единственным критерием умственной отсталости. Кроме того, известны случаи, когда у людей с низким IQ не было никаких признаков умственной отсталости.

Кроме IQ врач оценивает бытовые навыки пациента, общее состояние психики, уровень социальной адаптации, перенесенные заболевания.

И только на основании комплекса признаков возможно поставить диагноз умственной отсталости.

Олигофрения в детском, младенческом возрасте, может проявиться задержкой развития ребенка, которую можно выявить при своевременном посещении педиатра.

В детских дошкольных учреждениях у ребенка с умственной отсталостью обычно возникают проблемы с адаптацией в коллективе других детей, ему трудно соблюдать режим дня, занятия, проводимые воспитателем, часто оказываются слишком сложными для такого ребенка.

В школьном возрасте родителей должно насторожить высокой степени невнимательность и неусидчивость, повышенная утомляемость, плохое поведение и успеваемость. Необходимо поддерживать контакт с педагогами, которые могут своевременно порекомендовать родителям обратиться к детскому психоневрологу или психологу.

Также при олигофрениях нередко встречаются и неврологические отклонения – тики, частичные параличи конечностей, судорожные припадки, головные боли. Обычно такие проявления не остаются без внимания родителей и являются причиной обращения к невропатологу.

Обследование при умственной отсталости

Большую часть случаев умственной отсталости удается распознать в раннем возрасте. Умственную отсталость, обусловленную генетическими причинами, можно выявить еще в период беременности (например, болезнь Дауна).

Для этого в женской консультации  проводится скрининговое обследование беременной женщины на ранних сроках, что дает возможность принять решение о сохранении или прерывании беременности.

В роддоме для ранней диагностики некоторых наследственных заболеваний, приводящих к умственной отсталости, также применяют скрининговые обследования.

Некоторые формы умственной отсталости возникают из-за недоразвития определенной ферментной системы у ребенка. Наиболее распространенное заболевание из этой группы – фенилкетонурия.

При рождении дети с фенилкетонурией ничем не отличаются от здоровых, но в первые месяцы жизни для них характерны вялость, частая рвота, кожные высыпания, повышенная потливость со специфическим неприятным запахом.

При лечении, начатом до 2-3-х месячного возраста удается сохранить интеллект детей. Поэтому так важно наблюдение педиатра в период новорожденности и раннем детском возрасте.

Педиатр при обследовании ребенка с подозрением на олигофрению назначит консультацию невролога, анализы крови и мочи, возможно, энцефалограмму. Обследование более старших детей включает в себя консультацию психолога, детского психоневролога или психиатра.

При своевременно начатом лечении в подавляющем большинстве случаев удается добиться хорошей адаптации ребенка к последующей самостоятельной жизни.

А вот самолечение и самостоятельная постановка диагноза могут привести к печальным последствиям – будет упущено время, которое так дорого ценится, когда дело касается лечения  детей.

Кроме того, под маской умственной отсталости могут скрываться и другие болезни – например, гипотиреоз, эпилепсия, различные психические заболевания.

Отставание в развитии ребенка в  возрасте до 1 года обязательно требует внимания специалистов – как минимум педиатра и невропатолога. Конечно, не всегда ребенок, развивающийся медленнее своих сверстников, является умственно отсталым. Как показывают исследования, примерно 10% детей, серьезно отстававших от своих сверстников в развитии, не имели впоследствии умственной отсталости.

Лечение умственной отсталости

Сегодня существует множество препаратов для лечения умственной отсталости и подобрать наиболее подходящий препарат сможет только лечащий врач. В зависимости от причины заболевания, это могут быть препараты йода или гормоны (если олигофрения вызвана заболеванием щитовидной железы). В случае фенилкетонурии бывает достаточно специального режима питания, который назначит педиатр.

Часто для коррекции умственной отсталости врачи используют ноотропы – всем известный пирацетам, а также аминалон, энцефабол, пантогам. Целью применения ноотропных препаратов является улучшение обменных процессов в мозговой ткани.

С этой же целью в лечении умственной отсталости используются витамины группы В и аминокислоты, необходимые для нормального функционирования мозга (глутаминовая и янтарная кислоты, церебролизин).

Эти препараты продаются без рецепта врача, но целесообразность их приема должен определить специалист.

Иногда у пациентов с умственной отсталостью наблюдаются нарушения поведения, тогда врач-психиатр может подобрать препарат из группы нейролептиков или транквилизаторов.

Залогом успешного лечения умственной отсталости является комплексное воздействие, т.е. применение не только медикаментов, но и индивидуальный подход к обучению, занятия с психологами и логопедами – все это необходимо для более успешной адаптации в обществе.

Необходимо соблюдать дозировки препаратов, предписанные врачом, а при появлении новых симптомов незамедлительно прийти на прием.

Например, при лечении ноотропами может появиться повышенная возбудимость и головные боли, в таком случае надо обратиться к лечащему врачу для решения вопроса о замене препарата или изменении доз.

В народной медицине вместо ноотропных препаратов применяют лекарственные растения, обладающие активизирующим влиянием на нервную систему. Это женьшень, лимонник китайский, алоэ.

Следует помнить, что применение стимулирующих средств при умственной отсталости может спровоцировать психозы и грубые нарушения поведения, поэтому перед применением средств народной медицины лучше проконсультироваться с врачом.

Социальная реабилитация является важнейшим компонентом помощи пациентам с умственной отсталостью.

В первую очередь программы реабилитации направлены на обеспечение трудоустройства пациентов с легкой степенью умственной отсталости.

Для этого существуют специализированные учебные заведения, где возможно обучение по адаптированной школьной программе, а затем – освоение несложных профессий, например, таких строительных специальностей как маляр, штукатур, плотник и т.д.

При своевременном  и правильном  лечении легкой степени умственной отсталости возможно добиться хороших результатов  – многие пациенты с умственной отсталостью легкой степени самостоятельны, имеют профессию и свою семью.

В то же время, при отсутствии должного воспитания, реабилитационных мер и медицинской помощи, олигофрены становятся асоциальными личностями – злоупотребляют алкоголем, оказываются участниками криминальных историй, могут представлять общественную опасность.

Читайте также:  Лечение фурункула носа народными средствами - народная медицина

Что касается средней и тяжелой формы умственной отсталости,  то задачами медицинской и социальной помощи таким пациентам являются обеспечение ухода и надзора, а при необходимости – контроля за состоянием здоровья.

Профилактика умственной отсталости

Профилактика умственной отсталости основана на серьезном подходе к своему здоровью и здоровью будущих поколений. Перед планированием беременности, супругам желательно пройти обследования специалистов для выявления инфекционных и хронических заболеваний, иногда требуется консультация генетика.

Беременная женщина должна помнить об ответственности за здоровье своего еще не родившегося ребенка. Необходимо вести правильный образ жизни, избегать влияния вредных факторов, регулярно посещать женскую консультацию и четко следовать рекомендациям гинеколога. После рождения ребенка родителям следует наладить контакт с педиатром, выполнять все назначенные обследования.

При появлении подозрения на умственную отсталость у ребенка необходимо своевременно обратиться к специалисту и начать лечение. Некоторые родители находятся во власти предубеждений по отношению к психоневрологам и психиатрам, и стараются избежать посещения этих специалистов даже при наличии серьезных показаний, нанося тем самым непоправимый вред здоровью и будущему своего ребенка.

К счастью, в последнее время отмечается  тенденция к повышению медицинской грамотности населения и такие ситуации редки.

 Врач психиатр Бочкарева О.С

Источник: http://www.medicalj.ru/diseases/psychiatrics/849-umstvennaja-otstalost-oligofrenija

Умственная отсталость детей, лечение водными процедурами

К сожалению, не все дети рождаются здоровыми. Есть такие, которые отстают от своих сверстников в психическом и интеллектуальном развитии. Как и почему это происходит? Начнем с самого термина.

Умственная отсталость – это врожденная или приобретенная патология головного мозга, влекущая за собой необратимое недоразвитие уровня интеллектуальной и психической деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребенка в целом. Это заболевание не прогрессирует, а является следствием перенесенной болезни. Физически ребенок практически здоров, данный диагноз не является болезнью, это состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие психики.

Читай: Расстройства эмоций, шизофрения, депрессия, дисфория

Как же определить есть у ребенка слабоумие или нет? Ближе к году ребенок плохо реагирует на окружающих, отсутствуют эмоциональные проявления (улыбка, смех, недовольство, выразительный взгляд).

Он плохо отличает родных от чужих людей, не узнает мать, очень редко интересуется игрушками, не приближает и к себе, не берет в руки и совсем не пытается ими манипулировать (начинает знакомиться с игрушками только в возрасте трех-четерех лет). Не понимает речь взрослых.

Зрительно не следит за предметами.

Как будет развиваться ребенок дальше, зависит от тяжести состояния мозга. Отчаявшиеся родители, узнав о том, что их ребенок олигофрен, часто допускают ряд ошибок, которые только наносят непоправимый вред малышу.

Во первых они изолируют ребенка от окружающего мира, тем самым нарушают систему социальной адаптации малыша. Во вторых уделяют большое количество времени на усердные занятия рисования, лепки, изучения картинок.

Конечно, в какой- то степени это не навредит ребенку, но тратить все время только на эти занятия не стоит, иначе результат заставит очень долго себя ждать.

Читай: Болезнь Маргелонов, найдено лекарство

Единственное на что нужно обратить пристальное внимание – это на создание комплекса мероприятий, целью которых является улучшения психического и физического состояния ребенка, его умственного развития. Главную роль в этом комплексе должны занимать физические упражнения. Высокая двигательная активность – вот что действительно поможет в развитии интеллекта ребенка с умственной отсталостью.

Известно, что между психикой и моторикой как больного так и здорового ребенка существует взаимосвязь.

У детей с слабоумием из за поражения или недоразвития определенных зон коры головного мозга движения зачастую скованы, неловкие, без координации.

Но возможно ли заставить маленького ребенка двигаться в два раза больше других детей при их ограниченных двигательных возможностях? Здесь на помощь приходит вода, а именно гимнастика и активная адаптация в водной среде.

Читай: Новая вакцина для лечения героиновой зависимости

Это довольно эффективный, хоть и не эффективный способ лечения.

В водной среде, даже грудной младенец, активно двигается и одновременно решает определенные задачи, преодолевает трудности, тем самым развивает не только тело, но и свой мозг.

Это должны быть не просто купания, а трудоемкая, систематическая работа с малышом в воде на протяжении всего дня, с обязательным пищевым подкреплением после выполненной части работы, положительный настрой на предстоящее занятие, общение в воде с другими детьми, мамой и папой.

При таких занятиях у детей с задержкой умственного развития происходят важные функциональные изменения в восстановлении психики.

Развивается координация движения, улучшается восприятие мышечных чувств, ощущения становятся целостными и мозг ребенка потихоньку начинает выходить из инертного состояния.

Малыш начинает учиться управлять своей психикой, эмоцией, со своими внутренними страхами. Избавляясь при этом от тяжелых нервных расстройств.

Упражнения в воде приводят к стимуляции работы недоразвитых или пораженных участков коры головного мозга. Появляется уверенность в себе, самостоятельность, смелость, просыпается любознательность.

Вода создает благоприятные условия для активного движения, развития внутренних органов и нервной системы. Самое важное чтобы была вера и надежда в успех, и конечно любовь к ребенку, ведь он так нуждается в ней.

Это и есть начало выздоровления.

Источник: http://cutw.ru/psihiatriya/umstvennaya-otstalost-detey-lechenie-vodnymi-procedurami

Гомеопатия при задержке речевого развития у детей

Речь – один из основных навыков, которому должен обучиться ребенок к 3 годам. Причем в этом возрасте он уже должен уметь говорить предложениями и ясно выражать свои просьбы.

Но бывают случаи, когда по каким-то причинам ребенок говорит лишь отдельными словами или вовсе молчит. В этом случае невропатологи ставят довольно страшный для родителей диагноз – задержка речевого развития.

Что такое задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – это патологическое состояние, при котором ребенок полноценно не владеет речевыми навыками, достигнув трехлетнего возраста.

Такое отставание от своих сверстников является серьезной проблемой, так как в дальнейшем без должной терапии оно может привести к умственной отсталости и сложной адаптации в обществе.

По данным статистики, такое заболевание формируется примерно у 6% детей, причем мальчики страдают от этого недуга гораздо чаще, чем девочки. С чем это связано наука до сих пор не может определить. Источник: flickr (Naked Heart).

Иногда задержка в развитии речи не является патологией – это всего лишь особенность детского организма. Необходимо понимать, что все дети развиваются по-разному – кто-то в 1.5 года уже владеет связной речью, а кто-то в 2 года начинает произносить первые слова.

И тут необходимо четко различать отклонения от нормы: если у ребенка присутствуют другие признаки в отставании от сверстников, необходимо срочно принимать меры.

Признаки задержки речевого развития

Несмотря на то что все дети разные и процесс взросления и обучения у всех происходит в свои сроки, существует несколько признаков неблагополучного развития речи.

Диагноз ЗРР ставят, если к 3 годам ребенок:

  • отстает от своих сверстников в физическом и речевом развитии;
  • не стремиться повторять слова за взрослыми и игнорирует их просьбы повторить что-либо;
  • не может составить фразу и предложение;
  • не комментирует свои действия;
  • ребенок малоактивный;
  • все просьбы заменяет жестами и не расстраивается, когда его не понимают.

Почему появляются задержки в речевом развитии

Причин, вызывающих такое отставание может быть множество. Все их принято классифицировать на 3 группы:

  • физиологические – психические заболевания и болезни нервной системы, врожденные пороки развития губ, языка, неба, слабость лицевых мышц, проблемы со слухом;
  • психологические – испуг, плохая психологическая обстановка в семье, постоянные ссоры и скандалы родителей;
  • социальные – отсутствие должного родительского внимания или наоборот.

Неблагоприятная атмосфера в семье; насильственные действия научить чему-либо; повышенное опекание ребенка; постоянный доступ к компьютеру и телевизору – все это также может стать причиной задержки речевого развития у ребенка. Источник: flickr (Nadya Dzhambazova).

Также к факторам, влияющим на отставании в речевом развитии, можем отнести: тяжелые роды, кислородное голодание плода и различные интоксикации организма как будущей матери, так и самого ребенка.

Гомеопатия при отставании в речевом развитии

Гомеопатическое лечение может отлично справиться с любыми формами задержки речевого развития у детей. Оно способно избавить не только от самого недуга, но и воздействовать на причины, вызвавшие его. Так, гомеопатические препараты способны устранить отставания, вызванные неблагоприятным течением беременности, родовыми травмами, врожденными или приобретенными заболеваниями.

Гомеопатическое лечение могут назначать в комплексе с другими методами для устранения задержек развития речи, вызванных социальными факторами.

Гомеопатические препараты восстанавливают нормальную мозговую деятельность ребенка без агрессивного влияния на нервную систему, они не имеют побочных действий и полностью подходят для детского организма.

Эффективность гомеопатии в лечении нарушений речевого развития ребенка можно объяснить легкой отзывчивостью детского организма на такое лечение.

Ребенок хорошо воспринимает гомеопатические препараты, так как в таком возрасте мозговые структуры еще достаточно пластичны и быстро развиваются, а гомеопатия очень хорошо и безболезненно влияет на них, позволяя навсегда забыть о проблемах с развитием.

Но тут необходимо не упустить момент, и начать лечение как можно раньше.

Гомеопатические препараты для лечения задержки речевого развития

  1. Baryta carbonica (Барита карбоника) – назначается при инфантильном поведении ребенка, у которого наблюдаются нарушение памяти и сильная неуверенность в себе.
  2. Anacardium (Анакардиум) – показан детям у которых наблюдаются признаки слабоумия, рассеянность и обидчивость.
  3. Ambra grisea (Амбра гризеа) – прописывают нервным детям, которые постоянно капризничают и истерят.

  4. Phosphorus (Фосфорус) – назначают тревожным детям, которые отстают в развитии от своих сверстников.
  5. Opium (Опиум) – показан при задержке речи, вызванной серьезными нервными расстройствами, аутизмом и нарушениями после сильного испуга.
  6. Sulphur (Сульфур) – необходим при задержках в развитии, вызванных интоксикациями организма и умственной отсталостью.

  7. Lycopodium (Ликоподиум) – прописывают пациентам с нарушениями сна и беспокойным состоянием и боязни темноты.
  8. Calcarea phosphorica (Калькарея фосфорика) – рекомендована детям, отстающим в развитии, капризным. У пациентов наблюдаются проблемы с памятью.

  9. Calcium iodatum (Кальциум йодатум) – назначается плаксивым и не общительным детям, которые бояться определенных звуков или предметов.
Читайте также:  Скраб для лица и тела из мёда: 8 лучших рецептов - здоровый образ жизни

Необходимо понимать, что одним приемом гомеопатических средств проблему в отставании речевого развития не решить.

Для более стойких и быстрых результатов с ребенком необходимо заниматься, посещать развивающие занятия и придерживаться логопедических методик. Только, используя комплексный подход, можно избавиться от нарушений в развитии речи и помочь адаптироваться ребенку в обществе.

Источник: http://www.gomeo-patiya.ru/statji/128/gomeopatiya-dlya-razvitiya-rechi-u-detei.html

Симптомы умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням. Это особое состояние психики диагностируется тогда, когда развитие интеллекта ограничивается низким уровнем функционирования ЦНС (или ниже среднего).

Доказано, что умственно отсталые дети в состоянии развиваться и обучаться лишь до лимита своих биологических возможностей.

Это бывает очень сложно принять родственникам ребёнка с умственной отсталостью, особенно его родителям, поэтому они пытаются сделать всё возможное и невозможное, чтобы он был «как все дети».

Однако чем раньше родители примут индивидуальные особенности своего отпрыска, тем более интегрированным в социум он станет.

Признаки

Умственная отсталость у детей представляет собой врождённую либо приобретённую в раннем возрасте задержку, или же недостаточное развитие психических процессов. Ведущим признаком задержки психики при таком заболевании является явные нарушения интеллекта. Обычно эти нарушения интеллектуальных способностей обусловлены различными патологиями нервной системы и мозга.

Помимо отставания общего развития психики, умственная отсталость приводит детей к социальной дезадаптации. Симптомы и признаки детской отсталости проявляются в различных областях: в отношении интеллекта, психомоторных  и речевых функций, эмоциональной и волевой сферах.

Часто можно услышать и другое название умственной отсталости детей — её называют олигофренией, что в переводе с древнегреческого означает малоумие. Первым термин «олигофрения» стал использовать в своей психиатрической практике Э. Крепелин.

Под олигофренией и отсталостью интеллекта часто подразумевается одно нарушение, однако об олигофрении говорят лишь тогда, когда её причина достоверно известна.

А если причина неизвестна, то в таком случае чаще используется термин «умственная недостаточность».

Понятие «умственной отсталости» шире понятия «олигофрения», поскольку оно подразумевает не только патологическое отставание развития, которое вызвали органические нарушения, но также запущенность (социальную, педагогическую). Психиатры характеризуют олигофрена как специфического индивида, не имеющего способности к самостоятельной адаптации в социуме.

Детская умственная отсталость бывает врождённой и приобретённой:

  • Врождённая умственная отсталость (либо олигофрения). Считается дефектом психики, имеющимся с момента рождения. При олигофрении интеллектуальное развитие никогда не может достичь нормального уровня, даже у взрослого человека, помимо этого это нарушение представляет собой непрогредиентый процесс.
  • Приобретённое слабоумие (либо деменция). Характеризуется снижением интеллектуального уровня от нормы, соответствующей определённому возрасту. Это прогредиентный процесс с постепенным течением.

Степень отсталости интеллекта у детей количественно оценивается стандартными психологическими тестами на определение коэффициента IQ.

Степени

Тяжесть нарушений интеллекта детей может сильно различаться. Классическая психиатрическая классификация выделяет три степени отсталости интеллекта (перечислено по мере усугубления состояния): степень дебильности, степень имбецильности, степень идиотии.

МКБ-10 насчитывает не три, а четыре степени отсталости интеллекта у детей:

  • лёгкая дебильность — уровень IQ от 50 до 69 пунктов;
  • умеренная имбецильность — уровень IQ от 35 до 49 пунктов;
  • тяжёлая имбецильность — уровень IQ от 20 до 34 пунктов;
  • глубокая идиотия — уровень IQ менее 20 пунктов.

К сожалению, умственная отсталость у детей никак не лечится.

Иногда, если нет особых противопоказаний, врачи назначают стимулирующие лекарства, однако эффект от такой терапии возможен лишь в границах биологических возможностей каждого отдельного ребёнка.

Поэтому процесс развития и адаптация в социуме интеллектуально отсталых детей почти зависит от верно подобранной системы коррекции, обучения и воспитания.

Причины

Интеллект всегда формируется генетикой и факторами среды. Дети, у родственников которых имеется отсталость интеллекта, уже изначально подвергаются большому риску возникновения целого ряда нарушений психики.

Исключительно генетическими причинами обуславливается более 50 процентов случаев тяжёлой умственной недостаточности. Но только генетические причины нарушения интеллекта встречаются редко.

В восьмидесяти процентах всех случаев достоверно причину нарушения достоверно определить не удается.

Возможные причины детской отсталости в интеллектуальном развитии:

  1. Генетические нервные и метаболические заболевания (кретинизм, фенилкетонурия), хромосомные аномалии;
  2. Поражение плода в утробе матери — врождённые инфекции (цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ), воздействие токсинов и наркотиков (алкогольный синдром), некоторые медикаментозные средства (антиконвульсанты), химиотерапия, радиация;
  3. Сильная недоношенность плода;
  4. Нарушения родового процесса (наложение щипцов, асфиксии, многоплодная беременность, родовая травма);
  5. Гипоксия мозга, травмы головы, инфекции, поражающие ЦНС (нейроэнцефалопатия);
  6. Психическая и эмоциональная депривация, соц-пед. запущенность, недостаточное питание.
  7. Умственная недостаточность неясной этиологии.

Симптоматика

Первичные проявления умственной недостаточности у детей обычно включают в себя такие симптомы и признаки как: отставание интеллекта, инфантильное поведение, недостаточные навыки по самообслуживанию. Такое отставание становится очень заметным к дошкольному возрасту. Однако при лёгкой умственной отсталости такие симптомы могут не проявиться до школьного возраста.

Намного раньше отсталость интеллекта диагностируется при наличии умеренной и тяжёлой степени этого нарушения, а также тогда, когда отсталость умственного развития сочетается с дефектами развития и физическими пороками.

Среди детей дошкольного возраста явным признаком является наличие сниженного уровня IQ в сочетании с ограниченностью проявления адаптивных навыков поведения.

Хотя индивидуальные особенности этого нарушения могут меняться, чаще у детей с недостаточностью интеллекта отмечается скорее постепенный прогресс, а не полная остановка развития.

Иногда эти дети, помимо задержки развития интеллекта, страдают ДЦП либо иными двигательными нарушениями. Помимо этого, у таких детей часто наблюдается потеря слуха, задержка развития речи. Эти сенсорные и двигательные расстройства являются не причинами умственной недостаточности, а скорее её следствием.

По мере развития у ряда детей развиваются признаки тревоги или же депрессии, когда их отвергают сверстники, а также когда их волнует осознание своей ущербности своего отличия от окружающих людей. Существуют инклюзивные программы, позволяющие включать интеллектуально отсталых детей в школьное обучение и полноценное общение.

Эти программы не только способствуют интеграции в социум, но и минимизируют отрицательные эмоциональные реакции.

Самой частой причиной обращения к врачам родителей детей с нарушенным интеллектуальным развитием являются поведенческие проблемы. Детские поведенческие нарушения при отсталости интеллекта обычно носят ситуационный характер, всегда можно найти то, что провоцирует такое поведение.

Примером таких провокационных факторов могут быть социально безответственное поведение, плохая дисциплина, нарушение коммуникации, поощрение неправильного поведения.

Помимо этих факторов, на поведение умственно отсталых детей может сильно влиять дискомфорт, возникающий вследствие физических нарушений и психических расстройств.

При пребывании маленького пациента на стационарном лечении дополнительным негативным фактором становится недостаток двигательной активности.

Широко известна классификация умственной недостаточности детей, предложенная детским психиатром Е. И. Богдановой. Диагнозу «Отсталость интеллекта» обязательно должны соответствовать такие симптомы:

  1. Низкий либо ниже среднего интеллектуальный уровень;
  2. Системное недоразвитие речевых навыков;
  3. Некритичное, конкретное мышление;
  4. Некоторые нарушения восприятия;
  5. Разнообразные нарушения внимания;
  6. Плохая продуктивность памяти;
  7. Нарушение эмоционально-волевой сферы;
  8. Недоразвитие всех интересов.

Диагностика

Подтверждение диагноза интеллектуальной отсталости определяет всю дальнейшую жизнь, поэтому обследование надо проводить очень тщательно. Психическая задержка явно очевидна в том возрасте, когда ребёнок обучается рече-двигательными навыками. Обычно такое обучение происходит к третьему году жизни.

Умственно неполноценные дети позже начинают держать головку, позднее учатся сидеть, ползать, гулить и лепетать. У них также отмечается позднее произнесение фраз и слов. Эмоциональная реакция умственно отсталых детей очень импульсивна, они обычно впадают в крайности, все их побуждения обычно примитивны или бесцельны.

Конкретное мышление всегда и везде преобладает у них над абстрактным.

При любом подозрении на отставание интеллекта у детей, психиатры или психологи оценивают их психологическое развитие, а также уровень интеллекта.

Стандартные тесты на интеллект могут с достаточной долей вероятности диагностировать интеллектуальные способности, но первичный результат всегда надо подвергать сомнению, поскольку надо всегда учитывать вероятность ошибки.

На выполнение тестов влияют заболевания, двигательные либо сенсорные расстройства, культурные и расовые отличия, языковой барьер.

Родители и сами могут провести тестирование психического развития своего ребёнка посредством тестов, используя специальные опросники для родителей. Однако стандартизованные тесты определения интеллекта могут проводиться лишь квалифицированным психотерапевтом. Оценку развития психики желательно проводить при первых же подозрениях.

Помимо стандартизированных тестов на развитие интеллекта, существуют общие указания по диагностике, которые опираются на такие симптомы:

Умственная недостаточность —  задержка либо недостаточное развитие психики, для которого характерно нарушение интеллектуальных способностей общего уровня.

Наличие других болезней —  умственная отсталость у детей может сочетаться с любым соматическим либо психическим расстройством.

Адаптивное поведение — всегда является нарушенным, однако в ситуациях хорошей социальной поддержки нарушения у детей могут быть неявными.

Коэффициент IQ — всегда должен учитывать культурные особенности.

В раннем возрасте проводится ещё оценка зрения и слуха детей, а также специальное обследование на интоксикации.

Дифференциация

Определённые трудности в диагностике детской умственной отсталости возникают при её дифференциации от некоторых других заболеваний психики.

Одним из таких заболеваний является ранняя шизофрения. У детей, которые больны ранней шизофренией, в отличие от олигофренов, задержка в развитии носит фрагментарный характер. Помимо этого, у шизофреников обнаруживается целый ряд несвойственных олигофренам признаков — извращённое фантазирование, симптомы кататонии, аутизм.

Так же олигофрению надо дифференцировать от детской деменции, которая является приобретённой формой детского слабоумия. При деменции присутствует разнообразие эмоций, довольно развитая лексика, а также склонность к абстрагированию.

Детская умственная отсталость в лёгкой степени обычно является причиной трудностей при школьном обучении, особенно если учебная неуспеваемость сочетается с поведенческими нарушениями. Благодаря современным инклюзивным программам образования, подобные дети могут весьма неплохо обучаться в обычной школе, а в дальнейшем жить полноценной жизнью.

Источник: https://ODepressii.ru/narusheniya/intellekta/umstvennaya_otstalost_u_detej.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector