Как улучшить дикцию ребёнку и взрослому: 5 шагов к идеальной речи – здоровый образ жизни

Дикция и артикуляция: эффективные способы улучшения

Как улучшить дикцию ребёнку и взрослому: 5 шагов к идеальной речи - здоровый образ жизни

Автор: Елена

17.10.2016 в 08:56

Здравствуйте, дорогие друзья!

Для того, чтобы мысли были поняты правильно — наша речь должна быть четкой и ясной. На сегодняшний день найти человека с идеальным произношением крайне сложно.

Доводилось ли вам замечать за собой или за детьми привычку «глотать» буквы и даже целые слова? Это явление наблюдается тогда, когда речевые данные индивидуума выходят из строя. На поверхности оказываются дефекты, которые приводят к искажению и низкому качеству звука, в результате формирования речи.

Дикция — это правильное произношение слов и звуков с качественной артикуляцией. Для чего нам это нужно? Во-первых, не каждый из нас обладает приятным голосом и умением адекватно доносить до слушателей свои мысли. Во-вторых, нам хочется быть понятыми благодаря естественному процессу усвоения речи, а не крика.

Степень четкости артикуляции и звуков играет большую роль в произношении. Все зависит от сбалансированности и правильной позиции речевых органов для извлечения звука. А именно от языка и губ.

Одной из самых распространенных причин разговора на «марсианском языке», я могу смело назвать малоподвижность нижней челюсти в момент разговора.

Нежелание широко открывать ротовую полость при разговоре, провоцирует целый ряд проблем. Четкость слов теряется и постоянная чреда вопросов «Что ты сказал, повтори!» начинает развивать настоящий комплекс у обладателя плохой дикции.

Если вы заметили у подростка наличие проблем в разговоре, то стоит немедленно принять соответствующие меры. Многие родители, обнаруживая, как им кажется, маленькую проблему выговаривания слов у детей дошкольного возраста, думают, что это явление самом собой «рассосется».

Индивидуальные занятия с малышом помогут решить сразу две задачи. Во-первых, — подтянуть навыки речевого аппарата, во-вторых — повысить самооценку чада, подтянуть успеваемость за школьной партой и конечно же обзавестись новыми друзьями.

Стоит отметить, что полученные в детстве практики по становлению речи, остаются с человеком на всю жизнь. А если вы хотите видеть своего ребенка в будущем успешным и уверенным в себе, то занятия необходимо проводить с сегодняшнего дня!

Также я рекомендую любому взрослому подтянуть собственные умения говорить четко и красиво, дабы не развивать в своем подсознании боязнь выступать на публике, ожидая насмешки, по типу «Каша во рту!».

Как развивать речевой аппарат и усовершенствовать дикцию? Какие упражнения потребуются? Для сегодняшнего материала, я подготовила несколько действенных советов от ведущих ораторов.

1. Скороговорки, как спасательный круг

Еще в детстве мы узнали о том, что такое скороговорка. Это нереально быстрые предложения, в которых собраны слова, чередующие наборы звуков.

Я посоветую вам практиковать свои учения с простых заданий. В самом начале тренировочного штурма для языка, губ и мозга, стоит выбирать достаточно медленный темп. Ваша цель — это четкое выговаривание слов и характерных звуков. Гнаться за скоростью на этом этапе — пустая трата времени и 0 результативности.

Когда серое вещество начнет приспосабливаться, скорость можно увеличивать, а далее усложнять задания. После того, как уверенность в силах и совершенство придет, вы сможете перейти к более сложным конструкциям, тренируя не только артикуляцию, но и дикцию.

Также мне хотелось бы акцентировать ваше внимание на скороговорках с преградами. Что это значит? В книгах по ораторскому мастерству и даже фильме «Карнавал» иллюстрируется упражнение, в котором в рот помещается преграда. Она блокирует работу артикуляционного аппарата, тем самым усложняя задачу для дикции.

Героиня вышеуказанного фильма, практиковала проговаривание скороговорок с орехами во рту. Я посоветую вам использовать не только вкусные орешки, но и винные пробки.

Научившись четко проговаривать слова с такой преградой, то без ее вмешательства весь речевой аппарат начнет работать качественней и вы положительно отметите изменения.

2. Прослушивание своего голоса, как открытие

Н. Воган объясняет это явление тем, что человек в момент любой беседы слышит свой голос не только ушами. Мы воспринимаем и буквально ощущаем потоки звуковых волн, что расплываются внутри нас из-за жидкости, содержащейся в организме и внутренних органах людей.

Именно поэтому, я рекомендую вам упражнение по устранению дефектов речи с помощью диктофона или записи голоса. Для этого вам понадобиться записывающее устройство, текстовый отрывок из книги и хорошее настроение.

Прочитайте пару абзацев выбранного материала, записав его на диктофон. Прослушайте аудио файл. Выпишите в блокнот все ошибки, которые бросились вам в глаза и врезались в уши.

Читая текст в следующей раз для записи, постарайтесь учесть пожелания и обратить на них максимум внимания. Достигнув совершенства и приспособившись к такой тренировке, внятная речь вам гарантирована!

3. Правильное дыхание, как аксиома

Вам доводилось ощущать на себе нехватку дыхания? Это распространенная проблема, которая встречается, как при публичных выступлениях, так и в повседневности.

По причине того, что дыхание берется не правильно, человек может ощущать приступы удушья, усиливающиеся в момент нервозности. Справится с проблемой помогает качественная тренировка диафрагмы.

Я рекомендую вам прибегнуть к одному из самых эффективных упражнений. Его суть заключается в том, чтобы после глубокого вдоха на полные легкие, производить медленный выдох с произношением любой гласной буквы.

Изначально, дыхания будет хватать на маленький промежуток времени. Но при ежедневной тренировке можно достичь более 30 секунд. После того, как результативность возрастет, вы можете прибегнуть к видоизменению высоты звука.

Изменяя тональность, вы не только прогреете связки, но и задействуете диафрагму с артикуляционным аппаратом. Это повисит ваши способности и позволит более качественно извлекать звук.

Также отменно подходит для проработки упражнение надувания воздушных шариков.

Систематическая работа над собой в контексте усовершенствования дикции, приведет к прямо пропорциональному улучшению умений правильно произносить слова, что обязательно улучшит и речь в целом.

Благодаря постоянной работой над собой, вы ощутите приятные изменения спустя короткий промежуток времени. А самое главное, слушающие вас непременно поймут и запомнят все то, что вы хотели им донести, используя текстовый формат.

Друзья, вот на этом я закончу сегодняшнюю тему.

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. В комментариях расскажите о действенных методах и упражнениях, которые помогли вам улучшить работу речевого аппарата!

До встречи на блоге, пока-пока!

Источник: http://elenarou.ru/sovetyi-razvitiya-diktsii-ot-uspeshnyih-oratorov.html

Полезные советы: как улучшить дикцию

Не всем удаётся воспроизводить звуки плавно и чётко. Это указывает на проблемы c дикцией, что создаёт человеку определённые неудобства и дискомфорт в общении как в детском, так и во взрослом возрасте.

Особенно этот вопрос актуален для людей, чья деятельность связана с публичными выступлениями. Если у вас или ваших близких есть такая проблема, то не отчаивайтесь: все дефекты поддаются коррекции.

Необходимо лишь регулярно применять комплекс упражнений, направленный на то, чтобы улучшить дикцию.

Искусство красиво и чётко говорить требует тренировки

Дикцией называется отчётливое и ясное произношение слов и слогов. При этом должна присутствовать правильная артикуляция – активация речевых органов, которые позволяют воспроизводить звуки. Речь человека, страдающего нарушением дикции, становится невнятной и глухой.

Это приводит к затруднениям при коммуникации, ведь окружающим сложно его понять. Причиной этого отклонения являются дефекты речевого аппарата, например, отсутствие способности открывать широко рот при разговоре или слабая подвижность нижней челюсти.

При наличии таких нарушений следует незамедлительно приступить к выполнению специальных комплексов упражнений.

Если нарушением дикции страдает ребёнок, эти методики помогут ему улучшить успеваемость в школе, приобрести новых друзей и поднять самооценку. Взрослый также ощутит позитивные изменения.

Начинайте заниматься и будьте уверены: чтобы заметить первые результаты, вам не придётся долго ждать. 

Как быстро улучшить речь

На сегодняшний день разработано достаточное количество простых способов, которые позволяют любому человеку самостоятельно улучшать качество речевой деятельности. Рассмотрим самые доступные и эффективные из них.

Артикуляционная гимнастика

Речевая гимнастика направлена на тренировку артикуляционного аппарата, который включает в себя определённые группы мышц. Она состоит из нескольких упражнений.

Тренировка речевого аппарата — эффективнейший метод улучшения дикции

Для начала разработаем мягкое нёбо. Выполняйте по порядку следующие действия:

  1. Зевайте, закрыв рот.
  2. Совершайте движения, напоминающие полоскание горла.
  3. Воспроизводите при зевании любые гласные звуки.
  4. Придайте языку форму лопатки, достаньте им до нёба, затем верните к основаниям зубов, повторите несколько раз.

Теперь нужно поработать над нижней челюстью. Здесь помогут два упражнения.

  1. Сядьте за стол, обопритесь локтями о столешницу. Рот немного приоткройте. С усилием направляйте челюсть книзу, при этом сожмите руки в кулаки и давите ими на челюсть снизу.
  2. Совершайте нижней челюстью круговые движения: вперёд и назад, вниз и вверх.

Затем приступайте к тренировке щёк:

  1. Имитируйте полоскание, надувайте щёки и втягивайте их.
  2. Наберите в рот воздух и перегоняйте его сначала между щеками, а потом к губам.
  3. Напрягите щёки, сожмите губы и выталкивайте изо рта воздух, стараясь преодолеть сопротивление.

Следующие упражнения разработаны для тренировки губ:

  1. Сомкните челюсти, напрягите губы и попытайтесь улыбнуться.
  2. Упражнение называется «хоботок – улыбка».

    Сложите губы в форме трубочки, вытяните их вперёд и посчитайте до 10, после чего вернитесь в начальную позицию.

  3. Сомкните зубные ряды и выполняйте движения губами по кругу, вниз и вверх, в стороны.
  4. Потяните верхнюю губу так, чтобы обнажить ряд зубов.

    Затем аналогичное упражнение выполните нижней.

  5. Приоткройте рот, притяните губы к зубам и улыбнитесь.

В завершение выполните комплекс упражнений для языка:

  1. Совершайте круговые действия, останавливаясь поочерёдно возле каждой из щёк.
  2. Разомните язык при помощи зубов.
  3. Поместите язык на нижнюю губу и подуйте на его кончик.
  4. Вытягивайте язык вперёд, сложите лопаткой и расположите его на губе. Удержите его в такой позиции 10 секунд.

  5. Постарайтесь дотянуться языком сначала до носа (насколько это возможно), затем до уровня подбородка.
  6. Скрутите язык и двигайте им вперёд и назад.
  7. Поворачивайте язык в одну и другую сторону.
  8. Поднимите конец языка, выдвиньте его вперёд, затем верните в полость рта.

  9. Край языка расположите возле нижних зубов, среднюю часть языка поднимите к нёбу и сформируйте дугу, дотрагиваясь до верхнего зубного ряда. Приоткрывайте немного рот, челюсть старайтесь держать неподвижной.
  10. Кончиком языка прикоснитесь к основанию верхних и нижних зубов, затем поочерёдно к обеим щекам.

  11. Поднесите край языка к верхней, затем к нижней губе, после этого к левому и правому уголку губ.

Видео: базовые упражнения артикуляционной гимнастики

Произношение отдельных звуков

Гласные звуки воспроизводятся возле зубных рядов, в области твёрдого нёба и гортани. Воспроизводить их правильно помогут следующие упражнения. 

  1. Для нормализации воспроизведения звуков «И» и «Ы» медленно и чётко говорите слова ил, ива, пика, пир, кит, или, лист, цирк, тыл, сыр, сын, мыл, был, бык, дым, рыба.
    При воспроизведении гласной «и» рот открывается на размер толщины мизинца, язык находится в плоском состоянии, его кончик достаёт до нижнего зубного ряда, середина касается нёба, губы разведены в стороны. Звук «ы» выговаривается с незначительными изменениями. Для этого отодвиньте язык немного назад.
  2. Следующие слова дадут возможность избавиться от проблем с произношением «Э» и «Е»: эхо, экстра, этот, эпос, экстренный, эра, ел, ель, ехал, енот, Ева, Елена.
    Звук «Э» выговаривается в такой позиции: рот немного открывается, обнажаются края зубов. Язык находится возле передних зубов нижнего ряда, средняя его часть и основание поднимаются, затем соприкасаются с коренными зубами. Гласную «Е» следует выговаривать дольше и слегка напрягать речевой аппарат.
  3. Теперь поработайте над произношением «А» и «Я». Используйте слова акт, аист, атака, Анна, бал, мак, рак, яма, старт, яр, ягода, якорь, як, ясли, ярость, яд.
    При воспроизведении «А» рот нужно раскрыть так, чтобы между зубами поместились два пальца. Язык находится в расслабленном положении. Его конец не соприкасается с нижним зубным рядом. Произнося «Я», следует край языка выдвинуть вперёд.
  4. Далее перейдём к гласным «У» и «Ю». Они отрабатываются при помощи слов утро, ус, уголь, ум, зуб, узы, лук, суд, жук, узкий, юла, Юра, юноша, юг, Юля, юнга, юмор, юродивый.
    Выговаривая «У», округлите губы и вытягивайте их вперёд. Расстояние между зубными рядами должно равняться толщине большого пальца. Язык оттяните назад, опустите его основание. При воспроизведении «Ю» среднюю часть языка поднимите немного выше
  5. Приступаем к гласным звукам «О» и «Ё». Произносите слова ось, окна, осы, озеро, обруч, ослик, ёжик, ёлка, ёмкость, ёкать, ёрзать.
    Выговаривая «О», вытяните вперёд губы и придайте им округлую форму. Отодвиньте назад язык, поднимите его спинку. Он не должен касаться зубов. Гласная «Ё» воспроизводится более длительно и напряжённо.

Упражнения на произношение лучше всего делать перед зеркалом: так вы более точно сможете контролировать правильность их выполнения

На следующем этапе можно переходить к тренировке согласных звуков. Сначала чётко произносим каждый их этих звуков. Далее объединяем их с гласными в определённом порядке. Пошаговая методика выглядит таким образом:

  1. Начнём с «П–Б». Произносите слова: пар, поп, папа, капель, дуб, бак, голубь, боб, кобура, белый.


    Затем переходите к сочетаниям пар-бар, полк-болт, пас-бас, пел-бел, спать-спят, бур-бюро, был-бил.

  2. Для звуков Ф–В необходимо произносить следующие слова: факт, фыркать, фунт, кофта, вперёд, жираф, верный, Валя, свет, видный, выбить.


    Сочетания: Иван-Селифан, вода-фаза, Вика-фикус, вот-рвёт, вилка-Филька, Фомка-Фёкла, фирма-фыркнуть.

  3. Для звуков «Т–Д»: там, танк, тонна, тут, тот, тётя, тесно, дама, идти, два, броды, дятел, дым, день.


    Сочетания: там-дам, ток-док, том-дом, твой-двойка, трава-дрова, тело-дело, тень-день, торт-тёрка, дар-дядя.

  4. Для тренировки звуков «С–З»: сын, суд, сесть, силы, рассада, уксус, воз, зимний, заноза, воззвание, козлик.


    Сочетания: сам-зам, суп-зуб, сало-зала, косы-козы, сорный-зори, сыр-сир, внесу-внизу, сессия-сел, синий-Зина.

  5. Для звуков «Ш–Ж»: шар, шустрый, шаль, пушка, сушёный, душ, жесть, жаль, жук, жёлудь, лужа, жажда, ружьё.
    Сочетания: ваш-важный, шар-жар, шутка-жутко, жить-шить, ширь-жир.

  6. Для звуков «К–Х, Г»: куда, как, куст, кирка, ток, крот, газ, бегун, горе, гиря, хуже, гетто, холка, хор, пастух, трахея.
    Сочетания: качели-газели, кость-гость, кол-гол, код-год, клуб-глуп, кнут-гнут, Кеша-Гоша.
  7. Для звука «Щ»: вещь, щука, щавель, счастье, щётка, пищит, плащ.


    Сочетания: щипцы-клещи, рыщут-пища, щи-ищи, тётка-щётка.

  8. Для звука «Ч»: чуткий, час, частый, речь, пчёлка, чары, отчество.
    Сочетания ветер-вечер, тем-чем, тесно-честно, чутко-шубка, тётка-чётко.
  9. Для звука «Ц»: целый, цапля, цирк, царь, купаться, цветы, блюдце.


    Сочетания: цок-сок, цвет-свет, цель-сел, улица-лиса.

  10. Для звуков «М», «Н», «Л», «Й», «Р»: мама, мак, мятый, лампа, нос, милый, мятный, наш, низ, луна, Оля, лейка, рана, боль, риск, ель, говор, майка, вьюн.
    Сочетания: мал-мял, знаком-знакомь, мыло-мило, ныть-нить, нана-няня, лак-ляг, рад-ряд, лук-люк, брак-бояк, рак-лак, пожар-пожарь, рука-лука.

Видео: отработка произнесения звукосочетаний

Скороговорки для чёткости произнесения слов и фраз

Это небольшие фразы, с определённым сочетанием звуков, которое затрудняет быстрое произношение. Они помогают отрабатывать отдельные слоги. Главное правило тренировки — не пытайтесь сразу выговорить фразу в быстром темпе. Сначала повторяйте её медленно. После того как станете выговаривать чётко, ускоряйте темп.

Овладеть искусством быстро проговаривать скороговорки непросто, но результат вас точно порадует

Занимайтесь ежедневно, и через несколько недель вы заметите результат. Не обязательно использовать большое количество скороговорок, достаточно будет пяти – десяти фраз.

Вот примеры хороших скороговорок:

  • «Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп».
  • «Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке».
  • «Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп».
  • «Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон».
  • «Уж бежал кривой дорожкой, ни одной не топнул ножкой, он бы топнул да не мог, потому что был без ног».
  • «Два корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали».

Видео: ведущая новостей проговаривает скороговорки

Правильная осанка и сильное дыхание

Правильная осанка и дыхание — залог полнозвучной и чёткой речи

Улучшать осанку проще всего с помощью старинного упражнения «книга на голове». Поместите на голову книгу и начинайте медленно ходить по комнате. Затем включите в упражнение приседания и движения руками. Такой комплекс поможет  вам научиться удерживать необходимый для монологичной речи темп дыхания.

Развитие дыхания позволит произносить длинную речь и не прерываться на паузы в неподходящих местах. Это нужно для того, чтобы слушатели вас правильно поняли.

Начнём с тренировки выдоха:

  1. Поставьте ноги на ширину плеч, руки поместите на пояс.
  2. Сожмите плотно губы, оставив небольшое отверстие.
  3. Медленно выдохните, воздух должен выходить с сопротивлением.

  4. Во время упражнения читайте любое четверостишие.

Переходим к тренировке вдоха:

  1. Сделайте наклон вперёд, спину держите параллельно полу. Выполните вдох. Затем примите исходную позицию. В медленном темпе выдыхайте и одновременно произносите «гим-м-м».
  2. Примите исходную позицию. Закройте рот, вдыхайте воздух через нос, расширяя ноздри.

    Во время выхода воздуха похлопывайте пальцами по ним.

  3. Примите лежачее положение. Одну руку поместите на живот, вторую – на низ грудной клетки. Глубоко вдохните носом. Поднимайте живот, грудная клетка должна расшириться. Затем медленно выдохните. Повторите несколько раз.

  4. Примите положение стоя, поместите руку на грудь, другую расположите возле рта. При дохе и выдохе произносите гласные звуки. Если у вас появилось ощущение зевка, вы успешно справляетесь с упражнением.

  5. Далее, выполняйте то же самое упражнение, но теперь продлите выдох и вдох, совершив лёгкий толчок диафрагмой.

Что ещё улучшает дикцию

Добиться желаемого результата поможет правильная интонация. Читайте любой текст с выражением, и вы заметите положительные изменения и в тембре голоса, и в произношении, и в темпе.

Можно воспользоваться актёрскими методами тренировки дикции. Положите в рот пробку, грецкие орехи или карандаш и прочитайте несколько скороговорок или любой текст, который вам понравится.

Слова нужно произносить в медленном темпе, хорошо проговаривая каждую букву.

Чтение вслух с выражением поможет вам научиться правильному смысловому интонированию

Ещё один отличный метод основан на необходимости слышать себя со стороны. Запишите собственный голос на диктофон и затем прослушайте запись.

Так вы сразу обнаружите допущенные в речи ошибки. Сделайте повторную запись, но теперь постарайтесь исправить изъяны. Можно прочесть стихотворение или любой художественный текст.

Повторяйте до тех пор, пока не добьётесь идеального результата.

Описанные в статье упражнения для улучшения дикции не требуют никакой специальной подготовки. Их могут выполнять как взрослые, так и дети. При ответственном подходе к тренировкам вы уже через пару недель заметите прогресс.

Источник: http://www.comfortclub.ru/publ/102-1-0-1432

Как развить дикцию и риторику у ребенка

Умение разговаривать правильно, красиво и доходчиво, делает человека уверенным в себе и помогает добиться успеха в жизни.

Если в детстве родители буду развивать риторику и дикцию у ребенка, то это улучшит его успеваемость в школе, поможет наладить отношения со сверстниками и станет залогом успешного будущего.

В статье вы найдете советы психолога и логопеда, которые рассказали, как научить ребенка красиво говорить.

Чтобы ребенок правильно развивался, легко адаптировался в школе и социуме, а в будущем стал уверенным в себе, грамотным и успешным человеком, родители обращаются в детский центр раннего развития. Опытные специалисты работают с детьми, обучая и развивая их, а также дают рекомендации родителям, как правильно заниматься с ребенком дома.

Сегодня мы хотим предложить вам советы логопеда Киры Ролиной и психолога Анны Кушнерук о том, как научить ребенка говорить грамотно и красиво.

Грамотная эмоциональная речь ребенка влияет на его успешность в школе, на отношения с одноклассниками. Ведь если ребенок говорит плохо и неуверенно, говорит тихо и медленно или наоборот – очень быстро, или же если от волнения не может сказать ни слова, то для сверстников это может стать поводом его высмеять и подразнить.

Уже от этого ребенок чувствует себя неуверенно, не хочет отвечать в школе или даже из-за волнения толком не может ответить. Учителя думают, что он просто не подготовился, специально срывает урок, и поэтому ставят двойки.

А что дальше? Из-за ощущения такой несправедливости у ребенка может пропасть желание учиться, а в таком возрасте – 6-9 лет дети получают фундамент знаний и умения их использовать.

Если не исправить эту ситуацию, она может вылиться в тяжелый случай – низкие оценки до 11-го класса, из-за чего ребенку трудно будет поступить в университет, будут сложности с тем, чтобы обзавестись друзьями и личной жизнью.

А причиной тому могла быть именно некачественная речь, которая не дала ему возможности выразить свое собственное содержание, которое может быть тонким и очень интересным. Интересный опрос провели социологи: они спросили у работодателей, по какой причине те не берут к себе некоторых сотрудников. На одном из первых мест было то, что человек не очень хорошо говорит. То есть проблемы могут возникнуть и во взрослом возрасте. И чтобы этого не было, родители должны вовремя заняться проблемой речи своего ребенка. Поэтому сегодня мы расскажем, как быстро улучшить речь ребенка и сделать его успешным.

Причины неправильно речи у ребенка. Есть много факторов, которые влияют на формирование речи. Услугами логопеда пользуются или пользовались много успешных людей, политиков, ведь они понимают всю важность хорошей правильной речи.

С ее помощью можно расположить человека к себе, убедить его в чем-то, найти подход. Конечно, детский возраст – лучшее время, чтобы решить такие проблемы. Во-первых, дети быстрее учатся. Во-вторых, у них больше времени заниматься.

В-третьих, чем раньше решить проблему, тем быстрее это даст положительный результат. Уже за две недели занятий ваш ребенок может превратиться в оратора – успешного и уверенного в себе человека.

Есть три самые распространенные проблемы с речью, которые возникают у детей: 1) нервный ступор, когда человек, не может сказать ни слова, задыхаясь от волнения; 2) тихая речь без интонирования, «экания» и «акания»; 3) очень быстрая речь.

«Аканье» и «эканье» распространенная проблема даже среди взрослых. Эти звуки непроизвольно выговариваются, пока человек обдумывает, что нужно сказать дальше. Также причиной может быть маленький словарный запас ребенка.

Если в детстве не заняться решением этой проблемы, он будет всегда так говорить, а у слушателя это вызывает раздражение. Если ребенок говорит тихо, это следствие неуверенности в себе и замкнутости. Возможно, в школе у него получается далеко не все, для него это стресс.

Такую проблему обязательно нужно решать, потому что он может перестать учиться, перестанет стремиться к лучшему, остановится в развитии и будет всю жизнь мямлить, ему трудно будет найти работу или устроить личную жизнь.

Монотонная речь зависит от темперамента человека, зачастую так говорят меланхолики или флегматики. Но эту проблему можно решить. Даже людям с такими типами темперамента можно добавить в речь эмоции.

Упражнение «Театр пародий». Оно помогает менять высоту и глубину голоса, помогает научиться интонировать речь. Это даже не пародия в традиционном понимании этого слова.

Просто ребенок постарается имитировать голоса и интонации окружающих людей. Это сделает речь более разнообразной и эмоционально окрашенной.

Постарайся повторить голос и манеру речи, например, физрука или учительницы по литературе?

Упражнение «Ассоциации». Чтобы убрать из речи ребенка «эканье» и «аканье», ему нужно просто больше читать. И это решит проблему – будет пополняться его словарный запас, и эти пуазы-паразиты будут исчезать. Но есть хорошее упражнение «Ассоциации». Называйте ребенку слово, например, слон – и пускай он его описывает по ассоциациям. Отвечать нужно, не задумываясь.

Просто говорить то, что первым приходит в голову. Пусть оно будет даже неправильным. Это поможет ребенку быстро формировать свою мысль. Оно еще хорошо тем, что ребенок эмоционально может сказать «большой слон», «маленький слон», «сердитый слон» – в этих словах разные эмоциональные оттенки.

Выполняя это упражнение, нужно постепенно повышать сложность слов – это автоматически будет пополнять словарный запас ребенка и научит его им оперировать. И уже через 2-3 недели он избавится от эканья. Тогда ребенок будет логически выстраивать предложения. Говорите ему свои ассоциации, пускай запоминает ваши слова.

И тогда «эканье» и «аканье» исчезнет из речи ребенка, увеличиться словарный запас и улучшится логика строения предложений.

Если к быстрой речи приставить плохо развитую артикуляцию и язык – то получается, что ребенок глотает окончания слов, говорит неразборчиво, язык заплетается, слова искажаются или даже путаются. Все это потому, что мышцы языка и лица плохо развиты, и они не успевают сжиматься за речью.

Во рту сразу каша. Если речь быстрая, но с артикуляцией все в порядке, то ни у кого не возникнет проблем с восприятием человека. Проблема «ленивого языка» устраняется с помощью определенных упражнений, которые рассчитаны на развитие мышц речевого аппарата и языка.

Речь станет чище и понятней.

Упражнение «Слоги». Нужно повторять слова по слогам. Шампунь – ШАМ-ПУНЬ. Портфель – ПОРТ-ФЕЛЬ. И так далее. Просите ребенка иногда говорить по слогам. Скажите: «Владик, играем в слоги!» И он должен говорить все, разбивая слова на слоги.

Упражнение «пантомима» и «зарядка». Нужно с ребенком играть в пантомиму. Просить показывать различные выражения лица. Это не только отличный метод артикуляционный гимнастики, но и развивает мышцы лица, губ и языка.

Тогда рот не будет зажатым, что поможет выговаривать слова четко. Нужно делать медленные движения и читать что-то вслух.

Например, учим небольшой стих и, рассказывая его, делаем медленно зарядку – так речь будет подстраиваться под движения.

Осталась не менее важная проблема – сильное волнение, из-за которого ребенок задыхается и не может сказать ни слова. С психологической точки зрения – это неуверенность в том, что ребенка правильно поймут. Он боится, что скажет что-то не то, и это будет для него позором. Ребенок знает, что нужно говорить, но из-за страха ошибиться начинает еще больше в себе закрываться.

Есть два типа дыхания: грудное – при вдохе поднимаются плечи, ребра и ключица, а при выдохе все опускается. Такое дыхание образовывает чрезмерное давление в бронхах. Наступает приступ удушья или одышки. От этого при долгом разговоре страдает голос – звучит сдавлено и неприятно. Приходится постоянно делать вдохи.

Второй тип – это брюшное дыхание, когда задействуется вся дыхательная мускулатура, одновременно мышцы легких и брюшного пресса. Это самый правильный тип дыхания. Воздуха больше, он идет от живота, выходит плавно, поэтому голос не дрожит. Такой тип дыхания распространен среди спортсменов. И ему учатся певцы, актеры и просто успешные люди.

Ему можно научиться, главное – делать упражнения

Упражнение «милиционер». Оно помогает регулировать количество набранного воздуха, выдыхать плавно, как при разговоре. Нужны свистки, чтобы дуть в них дуть по команде: «Нарушитель». Нужно встать ровно, при вдохе живот должен надуться, расширить ребра, при выдохе живот сдувается, а плечи не должны подниматься.

Этим упражнением мы научимся не только правильно вдыхать и выдыхать, а так же фиксировать все нужные движения живота и плеч. Это упражнение можно сделать 5 раз подряд, но потом нужно отдохнуть десять минут. Потому что даже у взрослых может закружиться голова.

Давайте повторим, а взрослые тоже могут не стесняться – это упражнение очень полезно для всех – как для голоса, так и для здоровья!

Упражнение «Стихотворение с движениями». Следующее упражнение научит говорить много слов на одном выдохе, а это очень важно для речи. Также с его помощью мы будем развивать диафрагму и легкие. Не нужно будет постоянно вдыхать, так как частые вдохи сразу дают дефект речи, одышку или задыхание.

У спортсменов правильное дыхание, потому что их тело физически развито. Особенно пресс, который играет важную роль в правильном дыхании.

Поэтому следующее упражнение задействует и голос, и движения – так мы эффективней добьемся нужного результата, научимся дольше говорить на одном выдохе, тогда речь не будет перебиваться добиранием воздуха. Движения во время речи помогут еще больше увеличить объем воздуха в легких.

Нужно набрать больше воздуха в легкие и прочитать две строчки стихотворения, не добирая воздуха в легкие. Вдохнуть можно только после того, как вы закончите читать вторую строчку. Вдыхать, чтобы животик вздувался, а на выдохе плечи не должны подниматься.

Как развить дикцию и риторику у ребенка. Смотреть онлайн

Показать »

(1383)

Вам также будет интересно:

Источник: http://health-lifestyle.org/deti-2/kak-razvit-diktsiyu-i-ritoriku-u-rebenka.html

Как улучшить дикцию ребёнку и взрослому: 5 шагов к идеальной речи

Шаг 1: тренируем органы артикуляции

Эти упражнения разработаны логопедами и направлены на исправление детских недостатков в произношении. Но на взрослых они действуют ничуть не хуже.

К органам артикуляции относятся губы, зубы, челюсти, нёбо, альвеолы, язык. Повторение упражнений: для детей – 5 раз, для взрослых – 25-30 раз.

  • рот открываем как можно шире, напрягая мышцы лица и шеи, удерживаем и на счёт «5» закрываем;
  • сомкнутые губы сложить в трубочку, вытянуть вперед, удержать 5-10 секунд;
  • игра в «змею»: быстро показывать и прятать язык, улыбнувшись;
  • показать язык, «протащить» его сквозь сомкнутые зубы туда-назад, массируя его;
  • поочередно надувать щеки и постукивать по ним кончиками пальцев, массируя;
  • «исследовать» рот языком: водить кончиком по нёбу, щекам, зубам;
  • качели: широко открыть рот, улыбнувшись, на счет «раз» – опустить язык на нижнюю челюсть, «два» – поднять к верхним зубам;
  • неподвижно и расслаблено удерживать высунутый язык на нижней челюсти минимум 5-10 секунд.

Для взрослого человека эта тренировка не так трудна, как для ребёнка. Если малыш устал и не хочет выполнять нужное количество повторений, можно продолжить через пару часов. Нельзя заставлять заниматься: это только усугубит ситуацию, и ребёнок попросту закроется от вас.

Шаг 2: усложнённая тренировка артикуляции

Все занятия выполняются в домашних условиях и подходят для взрослых и детей. Если ребёнок уже умеет читать или рассказывать стихи, можно адаптировать все занятия и для него.

Читать вслух, чтобы повысить чёткость речи – это отлично, но для более качественной отработки звуков рекомендуется использовать обычную пробку. Закусываем её зубами (сильно не надо, просто удерживать) и читаем книгу вслух, поём любимую песню, повторяем за диктором аудиокниги.

Губы должны быть напряжены. Достаточно заниматься 10-20 минут в день.Читаем стихотворение или книгу вслух, стараясь чётко произносить все звуки и выполняем физические упражнения. Подойдут бег, приседания, махи ногами и руками. Важно, чтобы дыхание начало сбиваться.

Тогда произносить привычные слова станет тяжелее, потребуются дополнительные усилия. Лучше гимнастики и не придумаешь.

Это упражнение только для взрослых, так как детям не рекомендуется давать облизывать мелкие предметы. Нужны простые, гладкие, чистые камушки. Такие можно купить или найти в реке и прокипятить.

Кладём в рот несколько камней, чтобы говорить было сложно, и начинаем читать, разговаривать сами с собой. Такое занятие прекрасно тренирует чёткость произношения.Произношение странных бессмыслиц даёт отличный результат. «БДТТТРЗ, ВВГГРРРРХС, МРЦЦЭПН» – важно хорошо проговаривать середину этих слов, не проглатывать окончание.

Эта зарядка позволяет быстро улучшить дикцию. Для ребёнка можно ко всему прочему посоветовать надеть на шею чистые мамины бусы на прочтой нитке, нижний конец их взять в рот и перебирать бусины языком, сначала в одну сторону, затем – в другую.

Многие родители делают специальные бусы для этого упражнения, нанизывая бусины разной фактуры, размера.

Если ребёнок очень плохо говорит для своего возраста, не спешите вести его к неврологу. Посетите стоматолога для осмотра рта, измерения уздечки под языком и губами.

Шаг 3: логопедический массаж

Массаж повысит кровоток в органах речи, улучшит дикцию и чёткость речи. Прорабатывая каждый сантиметр языка, мы усиливаем кровоток, заставляем даже самые слабые части мышцы работать. Массаж можно делать и взрослым, главное – знать, как правильно.

  • для маленьких детей массаж важно проводить с общением, интересной сказкой, чтобы не допустить появление отвержения;
  • выдерживаем плавный переход от массирования лица и шеи к работе с языком;
  • движения мягкие, нежные: попеременно то поглаживаем, то стучим кончиками пальцев, чтобы получилась вибрация;
  • можно использовать для массажа языка ложечку, зубную щётку;
  • большими пальцами делаем круговые движения на обеих сторонах языка, рисуем восьмерки;
  • под язык подкладывается платок или салфетка, чтобы избежать капающей слюны.

Шаг 4: скороговорки

Про речевые упражнения с помощью скороговорок написано немало. Жаль, что многие упорно игнорируют эту простую тренировку речевого аппарата. Даже несколько повторений в день поможет в улучшении артикуляции. Добавив упражнение с камушками во рту или пробкой, можно увеличить эффект скороговорки в два раза.

Главное правило выбора текста для занятия – акцент на звуках, с которыми у ребёнка есть проблемы. Чтобы усовершенствовать занятия, можно придумывать свои скороговорки.

Шаг 5: следим за дыханием

Чтобы узнать, как обстоят дела с совершенствованием речи, очень полезно будет записать рассказ на видео или аудио. Порой нам кажется, что мы говорим чисто, но окружающим так не кажется.

Для исправления речевых ошибок важно научиться полноценно дышать. Бывает, что слова и буквы путаются, потому что человек привык говорить, проглатывая половину слов. Приучите себя поддерживать ровное дыхание во время речи.

От того, как быстро мы говорим, зависит понимание нашей речи окружающими. С детьми эта проблема решается примером взрослых. Если все в семье говорят правильно, размеренно, тогда у ребёнка перед глазами будет правильный пример.

Не пренебрегайте возможностью улучшить свою речь и речь детей. Умение внятно, чётко, доступно излагать свои мысли пригодится во всех жизненных ситуациях!

Отсюда: https://wowavostok.livejournal.com/8018519.html

Источник: https://ahonti.livejournal.com/279192.html

Как улучшить дикцию и речь взрослому, подростку? Упражнения для улучшения дикции, скороговорки, работа над произношением

Люди с четкой от природы дикцией встречаются крайне редко. Но, не стоит считать, что дикцию нельзя улучшить. Усовершенствовать свое произношение может каждый из нас. Поставить правильную дикцию можно не только в детском возрасте, но и у взрослого человека. О специальных приемах и техниках мы расскажем в этой статье.

Содержание статьи

  • Что такое дикция речи?
  • Надо ли для развития дикции читать вслух?
  • Как улучшить дикцию взрослому, подростку?
  • Разминка для дикции
  • Работа над дикцией и произношением
  • Упражнения для дикции и голоса
  • Упражнения для дикции и артикуляции
  • Скороговорки для развития дикции
    • Для тренировки звуков:  р, л, м, н
    • Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х
    • Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц
  • Как улучшить дикцию? Советы и отзывы
  • Видео. Упражнение для дикции, которое за неделю сделает Вашу речь красивой

Что такое дикция речи?

Дикция — это четкое произношение звуков и слов. Понятная и красивая речь положительно сказывается на восприятии человека, который ее имеет. Поэтому обладать четкой и внятной дикцией должен не только диктор центрального телевидения, но и каждый из нас.

Если вы хотите не просто говорить, а сделать так, чтобы ваши собеседники вас поняли, необходимо работать над своей дикцией. Особенно, если она нуждается в этом.

Из чего состоит дикция:

Отчетливая артикуляция (Правильное и четкое произношение звуков). Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция (Согласованное движение мышц артикуляционного аппарата). Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки и т.п. При таких физиологических отклонениях может появится картавость, гнусавость.

Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Надо ли для развития дикции читать вслух?

Чтение вслух

Каждый логопед вам скажет, что одним из лучших упражнений для дикции является чтение вслух. При этом, важно не количество прочитанных слов, а артикуляция и четкость произношения звуков.

При использовании этого приема не стоит забывать и о том, что чтение имеет и другие полезные качества. Приятным «бонусом» такого приема улучшения дикции станет увеличение словарного запаса, улучшение воображения, развитие памяти.

Многие люди любят читать, и при этом их дикция оставляет желать лучшего. Именно поэтому, читать нужно вслух. Стараться внятно и с выражением произносить написанные в книги буквы и слова, окрашивать своею речь в эмоциональные краски.

Регулярное чтение вслух поможет избавиться от косноязычия, оговорок, запинок и других вещей, которые негативно сказываются на дикции.

Так как текст книг, особенно в классической литературе, сильно отличается от того, как мы разговариваем в повседневной жизни, поможет вам не только красиво выражаться, но и формировать свою речь согласно литературному языку.

Читая вслух не стоит спешить. Сядьте в удобное кресло и возьмите книгу. Желательно, чтобы это была одна из ваших любимых книг. Конечно боевики или российские «детективы» для такой практики не подходят. Сложная научная литература тоже.

Очень красивый слог у Льва Николаевича Толстого. Но, в его главном произведение «Война и мир» слишком много французского языка. Поэтому это произведения вам не подойдет. Практикуйтесь на его более ранних рассказах.

Очень хорошо для чтения вслух подойдет советская фантастика. Особенно произведения братьев Стругацких. К сожалению их современные последователи слишком упростили жанр и вряд ли подойдут для чтения вслух.

Читайте выбранное произведение выразительно, обозначая ударения и делая необходимые паузы. Если возвращаться к Стругацким, то послушайте аудиокниги этих авторов, записанные Владимиром Левашовым. Возьмите его дикцию за эталон и попробуйте повторить.

Можно пойти дальше и добавить в свое чтение вслух немного артистизма. Постарайтесь представить героев произведения, их внешность и характер. После чего внесите в их реплики индивидуальные нотки. Но, конечно не стоит забывать о самом главном – тренировки дикции. Перебарщивать с артистизмом не стоит.

Когда вы станете читать вслух уверенно, можно немного увеличить скорость чтения. Но, важно четко и внятно произносить звуки и слова. При увеличении скорости чтения нельзя сбиваться монотонность и излишнему ускорению. Даже если на следующей странице книги вы узнаете развязку события.

Для того, чтобы чтение вслух дало эффект, важно читать не менее 30 минут в день. И уже через месяц вы сможете добиться заметных успехов. А для того, чтобы быть точно уверенным в том, что ваша дикция прогрессирует, запишите на диктофон то, как вы начинали читать вслух и то, как читаете через некоторое время таких регулярных тренировок.

Как улучшить дикцию взрослому, подростку?

Король говорит!

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ. Хорошим способом улучшить свою дикцию является использование для этого грецких орехов. Их нужно заложить за щеку (по одному с каждой стороны) и проговаривать скороговорку в течении нескольких минут. После чего необходимо извлечь орехи и вновь проговорить туже самую скороговорку.

КАРАНДАШ В ЗУБЫ. Зажмите зубами карандаш и прочтите с выражением какое-нибудь стихотворение по памяти.

ЗАПИСЬ НА ДИКТОФОН. Эту методику можно совместить с чтением вслух, о котором мы рассказывали выше. Включите диктофон перед началом чтения вслух и запишите фрагмент любого текста, прочитанного вами. Затем нужно прослушать запись и отметить звуки, которые вы неправильно выговариваете. При последующем чтении книг вслух старайтесь уделять особое внимание проблемным звукам.

СКОРОГОВОРКИ. Пожалуй, самым известным способом улучшить свою дикцию являются скороговорки. Повторяйте ежедневно эти ритмичные фразы. Особое внимание уделите произношению проблемных звуков. Если ваша дикция страдает от неправильно произнесенных шипящих или свистящих звуков, то решить эту проблему можно с помощью скороговорки:

АРТИКУЛЮЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Существует масса упражнений для улучшения дикции, которые входят в понятие артикуляционной гимнастики. С их помощью можно существенно улучшить произношение у взрослого человека. О них мы расскажем в разделе «Упражнения для дикции и артикуляции».

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. Многие недооценивают правильную осанку и дыхание во время общения с другими людьми. Но, без этого иметь правильную дикцию нельзя. Правильным вдохам и выдохам посвящены целые курсы при изучении актерского дела. И если вы хотите разговаривать как Андрей Миронов или Василий Ливанов, то обязательно, несколько минут в день уделите тренировкам дыхания.

  1. Встаньте прямо, руки поставьте на пояс, а ноги на ширину плеч
  2. Сделайте медленный вдох через слегка приоткрытые губы
  3. Затем попробуйте также вдыхать воздух читая текст вслух
  4. Затем еще больше усложните задачу: двигайтесь по комнате, делайте вдох и говорите
  5. При выдохе поднимайтесь и тяните букву «м-м-м»

Разминка для дикции

Карандаш в зубах — отличное упражнение для дикции

Перед публичными выступлениями обязательно нужно провести разминку дикции. Для этого можно воспользоваться способами, описанными выше. Например, взять в зубы карандаш и прочесть несколько скороговорок. После чего нужно произнести тоже самое без карандаша.

Источник: http://BabyBen.ru/sovety/kak-uluchshit-dikciyu-i-rech-vzroslomu-podrostku-uprazhneniya-dlya-uluchsheniya-dikcii-skorogovorki-rabota-nad-proiznosheniem.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector