Развитие физической и психологической выносливости – здоровый образ жизни

Простое и эффективное развитие физической выносливости

Развитие физической и психологической выносливости - здоровый образ жизни

В этом посте мы поговорим про развитие физической выносливости для обычного человека, так как это физическое качество является ценным не только для профессиональных спортсменов. Советы, данные здесь, отлично подойдут для людей, которые хотят вести физически активную и здоровую жизнь.

Физическая выносливость — это способность человеческого организма в течение длительного времени выполнять какую-то физическую активность. Существует также психическая выносливость, которая помогает переносить эмоциональные нагрузки и совершать длительную умственную работу.

Если человек хочет быть бодрым, активным, здоровым и выглядеть моложе своих лет, то развитие физической выносливости — отличный способ этого добиться.

Что даёт выносливость в жизни?

Чем выносливее человек, тем он продуктивнее, эффективнее и целеустремлённее. Многие успешные и богатые люди обладают хорошей выносливость, причём как физической, так и психической. Обязательное количество часов в спортзале, стадионе или бассейне — для них это норма. Ну и зачем им это?

Понятно, что успешный человек не станет попусту тратить своё время на что-либо. Значит, занятия спортом и развитие выносливости в частности несут пользу и напрямую влияют на успех.

Во многом успешность человека в жизни зависит от того, насколько он может побеждать себя, свой ум, свои желания и привычки. Ничто так не помогает научиться побеждать себя, как постоянные физические занятия.

На этих занятиях нужно делать усилия над собой, чтобы пробежать или проплыть лишних 200 метров, поднять на 5 килограмм больше и т.п.

Это дисциплинирует и развивает внутреннюю психическую силу, которая гораздо важнее внешней физической силы.

Чтобы быть стойким в отношении различных проблем и трудностей в жизни также нужна выносливость. Чтобы идти, не сворачивая, к своим высоким жизненным целям без выносливости тоже никуда.

Да и в обыденной жизни немало пользы от развития выносливости и от упражнений, которыми она развивается. В моём случае я стал бегать по 5-10 километров, хотя раньше было трудно пробежать два километра.

Моё тело само пришло к тому весу, который мне наиболее подходит. Мой сон стал более глубоким и для высыпания хватает шести часов, правда если спать правильно.

И это только то, что заметно невооружённым взглядом.

Различные виды выносливости

Чтобы у Вас было базовое понятие о разнообразных видах выносливости разберём это кратко.

Аэробная или общая выносливость — способность выполнять длительное время физическую деятельность средней интенсивности. К примеру, бег трусцой или ходьба на длительные дистанции.

Специальная (специфическая) выносливость — способность выполнять определённые упражнения на протяжении длительного времени в заданном темпе.

К примеру, в боксе спортсмену нужно иметь выносливость на протяжении всех раундов активно вести бой, наносить удары, защищаться, а ещё лучше иметь резерв на непредвиденные обстоятельства (бой может оказаться очень трудным или будет пропущен тяжёлый удар).

Как Вы понимаете специальная выносливость включает в себя целый ряд факторов и общую выносливость в том числе. А общая выносливость необходима везде на протяжении всей жизни.

Специальная выносливость делится на скоростную, силовую, координационную и на их различные сочетания. Но мы не будем их рассматривать в рамках данной статьи.

Развитие физической выносливости для обычного человека

В данном случае я буду руководствоваться тем, что испытывал на собственном опыте и то, что реально полезно для здоровья.

  • Быстрая или умеренная ходьба

Сегодня многие люди не в состоянии даже сделать длительную пешую прогулку. Поэтому я разместил этот способ развития физической выносливости на первом месте.

Если Вы не можете пройтись быстрым шагом хотя бы в течение 1 часа, то о каком беге можно говорить, разве что о 100 метрах. В этом случае начните с длительных прогулок, которые обладают огромным количеством плюсов. Но и на Вашу выносливость прогулка скажется положительно.

Бег оказывает положительное влияние на здоровье в целом и отлично развивает выносливость. Речь идёт о беге в умеренном темпе, когда за 1 час Вы можете пробежать около 10 километров (или 5 км за 30 мин). Начните с малого, хоть с 500 метров и постепенно увеличивайте дистанцию по мере развития выносливости. В этом деле нужно постоянство и терпение. 2-3 забега в неделю для начала в самый раз.

Это также отличное упражнение для развития физической выносливости и не только. Лично мне очень нравится ходить в бассейн и проводить 1 час в воде. Плавание позволяет проработать все группы мышц, развивает гибкость, укрепляет сердце и многое другое. Все плюсы от посещения бассейна смотрите в видео:

Довольно интересный вид физической активности, который также развивает физическую выносливость. Но в нём требуется больше времени для тренировок по сравнению с бегом или плаванием. Преимущественно здесь работают ноги, а верхняя часть туловища практически не участвует в процессе.

Но в любом случае это хороший метод тренировок, особенно если его совмещать с ездой по красивым местам — тогда получите и эстетическое удовольствие. По-моему мнению велопрогулки нужно совмещать с чем-нибудь, к примеру, с плаванием.

К сожалению, в этом упражнении у меня пока небольшой опыт, но скажу однозначно, что это шикарный способ развития физической выносливости. Прелесть в том, что ходьба на лыжах нагружает всё тело и будет потяжелее бега или ходьбы. Да и зимой приятнее ехать на лыжах, чем бегать по снегу и льду. Если в Вашей местности снежные зимы, непременно воспользуйтесь этим.

Дополнительно обратите внимание на игровые виды спорта (футбол, баскетбол и т.д.), прыжки на скакалке и кроссфит для искушённых в этой теме.

6 дополнительных условий для развития выносливости

Основные упражнения для развития физической выносливости Вы узнали,  а теперь о том, как правильно это делать и какие правила нужно соблюдать.

Не пытайтесь сразу пробежать, проехать, проплыть большую дистанцию, если до этого вообще не занимались. К физическим нагрузкам нужно привыкать постепенно, месяц за месяцем увеличивая нагрузку.

Часто люди совершают ошибку, начиная очень активно заниматься физическими упражнениями без должной на то подготовки. Через время они бросают занятия.

Но Вы ведь не хотите бросить тренировки через 2 недели?

Давайте физическую нагрузку своему организму постоянно. Это поможет быстро привыкнуть к тренировкам и начать улучшать результаты. Начните с 2 тренировок в неделю и далее смотрите по степени своей готовности. 3-5 тренировок в неделю — оптимальный график для обычного человека.

Организм среднестатистического человека очень сильно загрязнён токсинами и шлаками. Из-за этого снижает активность, выносливость и общее состояние здоровья, а затем возникают болезни различной степени тяжести. Очищение организма поможет Вам стать активнее и даст много энергии. О том, как проводить чистку прочтите в статье:

Полное очищение организма в домашних условиях на всех уровнях жизни

Для того чтобы чувствовать себя хорошо и иметь много сил недостаточно есть всё подряд. Напротив, нужно быть довольно разборчивым в еде и отказываться от всякой дряни, к которой мы привыкли. О здоровом и правильном питании читайте в статье:

Правильное питание для здорового образа жизни [Практично]

При постоянных физических нагрузках нужно пить много чистой сырой воды. Да и без них в обычной жизни нужно выпивать 1,5-2 литра воды ежедневно. Развитие физической выносливости при помощи бега и других упражнений сопровождается обильным потоотделением, а это потеря воды, вместе с которой выходят шлаки и токсины. Поэтому держите водный баланс организма в норме и постоянно пейте чистую воду.

Нагрузки — это хорошо, но восстановление никто не отменял. Один раз в неделю обязательно делайте полный отдых от всех привычных дел. Наилучший день для этого — суббота. В этот день благоприятно проводить время на природе. Также в году обязательно выделяйте 1-2 месяца на полноценный отдых, причём я не имею ввиду поездки на море с целью обжираться едой и спиртными напитками.

Особенно важно соблюдать правильный распорядок дня. Научитесь ложиться спать до 22-00, ещё лучше до 21-00 и тогда Вам достаточно будет 5-6 часов для отдыха и восстановления.

  • Не делайте спорт и тренировки главной целью жизни

Помните, что наше физическое тело неизбежно будет стареть, что бы мы не делали. Поэтому не будьте фанатиками и уделяйте время не только тренировкам, но и семье и духовному развитию — это очень важные области нашей жизни.

Развитие физической выносливости человека: резюме

Для человека быть физически активным означает быть здоровым и бодрым на протяжении долгих лет. Если человек не ведёт активную жизнь, а наоборот, стремится почаще отдохнуть, полежать, поспать, то это неосознанная активация бомбы замедленного действия. Когда мы ни к чему не стремимся, постоянно ленимся и избегаем физических нагрузок, тогда мы даём команду подсознанию на самоуничтожение.

Читайте также:  Чем полезен человеку репчатый лук? - здоровый образ жизни

Чтобы как можно дольше сохранить тонус в жизни обязательно занимайтесь какими-либо физическими упражнениями и ведите здоровый образ жизни. Это элементарные основы счастливой жизни, которые соблюдает любой адекватный и образованный человек.

Но когда Вы видите, что человек ведёт беспорядочный образ жизни, то вспомните эти строки и подумайте, а образован ли и разумен ли этот человек? Даже если у него 3 высших образования, но он живёт, как животное, то об адекватности и образованности и речи быть не может.

Если Вам понравилась данная статья, то поделитесь её в социальных сетях, нажав кнопки ниже.

Источник: http://sergeiyurev.com/razvitie-fizicheskoj-vynoslivosti/

Развитие выносливости как фактор формирования здорового образа жизни

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

РАЗВИТИЕ  ВЫНОСЛИВОСТИ  КАК  ФАКТОР  ФОРМИРОВАНИЯ  ЗДОРОВОГО  ОБРАЗА  ЖИЗНИ

Смольянов  Александр  Викторович

Доцент  кафедры  менеджмента  здоровьесберегающих  технологий,  ОГИМ,  г.  Оренбург.

Толоконников  Михаил  Андреевич

студент,  ЭУ-33,  ОГИМ,  г.  Оренбург. 

E-Mail:  mishatol@mail.ru

В  данной  статье  рассматривается  такое  понятие  как  выносливость.  Согласно  определению,  выносливость  –  это  способность  человека  к  длительному  выполнению  какой-либо  работы  без  заметного  снижения  работоспособности  [1,  205  с.].

  А  уровень  выносливости  обычно  определяется  временем,  в  течение  которого  человек  может  выполнять  заданное  физическое  упражнение.

  Это  качество  необходимо  при  длительном  беге,  ходьбе  на  лыжах  и  при  выполнении  более  кратковременных  упражнений  скоростного  и  силового  характера. 

Существует  несколько  видов  выносливости:  специальная  и  общая  выносливость.  Специальная  выносливость  –  это  способность  к  длительному  перенесению  нагрузок,  характерных  для  конкретного  вида  профессиональной  деятельности,  это  сложное,  многокомпонентное  двигательное  качество.

  Изменяя  параметры  выполняемых  упражнений,  можно  избирательно  подбирать  нагрузку  для  развития  и  совершенствования  отдельных  её  компонентов.  Для  каждой  профессии  или  групп  сходных  профессий  могут  быть  свои  сочетания  этих  компонентов.

  Под  общей  выносливостью  понимается  совокупность  функциональных  возможностей  организма,  определяющих  его  способность  к  продолжительному  выполнению  с  высокой  эффективностью  работы  умеренной  интенсивности  и  составляющих  неспецифическую  основу  проявления  работоспособности  в  различных  видах  профессиональной  или  спортивной  деятельности  [3,  c.  67].  Физиологической  основой  общей  выносливости  для  большинства  современных  видов  профессиональной  деятельности  являются  аэробные  способности,  они  относительно  мало  специфичны  и  мало  зависят  от  вида  выполняемых  упражнений.  Поэтому,  например,  если  в  беге  или  плавании  человек  сумеет  повысить  свои  аэробные  возможности,  то  это  улучшение  скажется  и  на  выполнение  упражнений  в  других  видах  деятельности,  например,  в  гребле,  езде  на  велосипеде  и  других.  Общая  выносливость  является  основой  высокой  физической  работоспособности,  необходимой  для  успешной  профессиональной  деятельности.  За  счёт  высокой  мощности  и  устойчивости  аэробных  процессов  быстрее  восстанавливаются  внутримышечные  энергоресурсы  и  компенсируются  неблагоприятные  сдвиги  во  внутренней  среде  организма  в  процессе  самой  работы,  обеспечивается  переносимость  высоких  объемов  интенсивных  силовых,  скоростно-силовых  физических  нагрузок  и  координационно-сложных  двигательных  действий,  ускоряется  течение  восстановительных  процессов  в  периоды  между  тренировками.

Общая  выносливость  необходима  каждому  спортсмену,  как  прочный  фундамент,  база,  на  фоне  которой  можно  переходить  к  любому  другому  виду  деятельности  более  узконаправленной  [1,  с.  167]. 

Для  развития  выносливости  применяются  разнообразные  методы  тренировки,  которые  можно  разделить  на  несколько  групп:  непрерывные  и  интервальные,  а  также  контрольные  (или  соревновательные)  методы  тренировки.

  Каждый  из  методов  имеет  свой  особенности  и  используется  для  совершенствования  тех  или  иных  компонентов  выносливости  в  зависимости  от  параметров  применяемых  упражнений.

  Одним  из  методов  является  –  равномерный  непрерывный  метод  заключается  в  однократном  равномерном  выполнении  упражнений  малой  и  умеренной  мощности  продолжительностью  от  15  –  30  минут  и  до  1  –  3  часов,  то  есть  в  диапазоне  скоростей  от  обычной  ходьбы  до  темпового  кроссового  бега  и  аналогичных  по  интенсивности  других  видов  упражнений.  Этим  методом  развивают  аэробные  способности.  В  такой  работе  необходимый  для  достижения  соответствующего  адаптационного  эффекта  объём  тренировочной  нагрузки  должен  быть  не  менее  30  минут.  Слабо-подготовленные  люди  такую  нагрузку  сразу  выдержать  не  могут,  поэтому  они  должны  постепенно  увеличивать  продолжительность  тренировочной  работы  без  наращивания  её  интенсивности.  После  примерно  3-х  минутного  периода  врабатывания  устанавливается  стационарный  уровень  потребления  кислорода.  Увеличивая  интенсивность  работы,  интенсифицируют  аэробные  процессы  в  мышцах.  Чем  выше  скорость,  тем  больше  активизируются  анаэробные  процессы  и  сильнее  выражены  реакции  вегетативных  систем  обеспечения  такой  работы,  а  уровень  потребления  кислорода  поднимается  до  80  –  95  %  от  максимума,  но  не  достигает  своих  «критических»  значений.  Это  достаточно  напряжённая  для  организма  работа,  требующая  значительной  напряжённости  в  деятельности  сердечно-сосудистой  и  дыхательной  систем,  проявления  волевых  усилий.  При  этом  частота  сердечных  сокращений  достигает  130-160  уд/мин,  объём  лёгочной  вентиляции  –  160-190  литров/мин,  давление  в  первые  3-4  минуты  возрастает  до  180-200  мм.рт.ст.,  а  затем  стабилизируется  примерно  на  уровне  140-160  [2,  с.  85].

Изменяя  интенсивность,  воздействуют  на  разные  компоненты  аэробных  способностей.  Например,  медленный  бег  на  скорости  анаэробного  порога  применяется  как  «базовая»  нагрузка  для  развития  аэробных  возможностей,  восстановления  после  больших  объёмов  более  интенсивных  нагрузок,  поддержания  ранее  достигнутого  уровня  общей  выносливости.

  Существует  также  переменный  непрерывный  метод,  который  отличается  от  регламентированного  равномерного  периодическим  изменением  интенсивности  непрерывно  выполняемой  работы,  характерной  например,  для  спортивных  и  подвижных  игр,  единоборств.  В  лёгкой  атлетике  такая  работа  называется  «фортлек»  («игра  скоростей»).

  В  ней  в  процессе  длительного  бега  на  местности  (кросс)  выполняются  ускорения  на  отрезках  от  100  до  500  метров.  Такая  работа  переменной  мощности  характерна  для  бега  по  холмам,  или  на  лыжах  по  сильно  пересечённой  местности.  Поэтому  её  широко  используют  в  своих  тренировках  лыжники  и  бегуны  на  средние  и  длинные  дистанции.

  Она  заметно  увеличивает  напряжённость  вегетативных  реакций  организма,  периодически  вызывая  максимальную  активизацию  аэробного  метаболизма  с  одновременным  возрастанием  анаэробных  процессов.  Организм  при  этом  работает  в  смешанном  аэробно-анаэробном  режиме.

  В  связи  с  этим,  колебания  скоростей  или  интенсивности  упражнений  не  должны  быть  большими,  чтобы  не  нарушался  преимущественно  аэробный  характер  нагрузки.

Переменный  непрерывный  метод  предназначен  для  развития  как  специальной,  так  и  общей  выносливости  и  рекомендуется  для  хорошо  подготовленных  людей.

  Он  позволяет  развивать  аэробные  возможности,  способности  организма  переносить  кислородное  голодание,  периодически  возникающие  в  ходе  выполнения  ускорений  и  устраняемые  при  последующем  снижении  интенсивности  упражнения.

  Необходимо  пользоваться  и  контрольным  методом,  который  состоит  в  однократном  или  повторном  выполнении  тестов  для  оценки  выносливости.  Интенсивность  выполнения  не  всегда  может  быть  максимальной,  так  как  существуют  и  «непредельные»  тесты.

  Уровень  развития  выносливости  наиболее  достоверно  определяется  по  результатам  участия  в  спортивных  соревнованиях  или  контрольных  проверках  [3,  с.  48].

Начиная  работу  по  развитию  и  совершенствованию  выносливости,  необходимо  придерживаться  определённой  логики  построения  тренировки,  так  как  нерациональное  сочетание  в  занятиях  нагрузок  различной  физиологической  направленности  может  привести  к  снижению  тренированности.  На  начальном  этапе  необходимо  сосредоточить  внимание  на  развитии  аэробных  возможностей  одновременно  с  совершенствованием  функций  сердечно-сосудистой  и  дыхательной  систем,  укреплением  опорно-двигательного  аппарата,  т.е.  на  развитии  общей  выносливости.  Эта  задача  методически  не  очень  сложная,  но  требует  для  своего  решения  определённых  волевых  усилий,  постепенности  усложнения  требований,  последовательности  применения  средства  и  систематичности  тренировок.

На  втором  этапе  необходимо  увеличить  объём  нагрузки  в  смешанном  аэробно-анаэробном  режиме  энергообеспечения,  применяя  для  этого  непрерывную  равномерную  работу  в  форме  темпового  бега,  кросса,  плавания  и  т.д.  в  широком  диапазоне  скоростей  до  субкритической  включительно,  а  также  различную  непрерывную  переменную  работу,  в  том  числе,  и  в  форме  круговой  тренировки.

На  третьем  этапе,  в  случаях,  когда  предъявляются  повышенные  требования  к  профессионально-прикладной  физической  подготовке,  необходимо  увеличить  объёмы  тренировочных  нагрузок  за  счёт  применения  более  интенсивных  упражнений.

На  следующем  этапе  рекомендуется,  в  зависимости  от  самочувствия  и  подготовленности,  ежедневное  непрерывное  пробегание  5-6  км  в  равномерном  темпе  со  скоростью  от  4,5  до  6,5  минут  на  один  километр  [2,  с.  134].

Для  развития  скоростной  выносливости,  необходимы,  прежде  всего,  соответствующий  уровень  развития  силы,  быстроты  и  гибкости  работающих  мышц,  а  также  мощность  фосфагенной  (система  быстрого  реагирования)  системы  энергообеспечения.

  Одним  из  примеров  упражнений  такой  направленности  является  бег  на  короткие  (спринтерские)  дистанции  –  100  и  200  метров.

  Выносливость  спринтерского  типа  совершенствуется  уже  при  выполнении  самых  коротких  (до  30  м)  отрезков  бега  при  отработке  старта  и  стартового  разгона,  а  также  при  быстром  преодолении  более  длинных  отрезков  дистанции  –  100-300  м.  Таким  образом,  подбирая  подходящую  методику  можно  выработать  необходимую  степень  выносливости. 

Подводя  итог,  следует  отметить,  чем  лучше  развита  выносливость,  чем  выше  ее  уровень,  тем  позже  начинается  общее  утомление,  позже  появляется  фаза  утомления,  успешнее  будет  происходить  борьба  организма  с  усталостью,  продолжительнее  может  быть  сама  работа.

Читайте также:  Чем так полезна корица для человека? - здоровый образ жизни

Список  литературы:

1.Захаров  Е.Н.,  Карасев  А.В.,  Сафонов  А.А.  Энциклопедия  физической  подготовки  [Текст]/  Под  общей  ред.  А.В.  Карасева.  –  М.:  Лептос,  1994.  –  368  с.

2.Попов  В.Б.  555  специальных  упражнений  в  подготовке  легкоатлетов.  [Текст]/  В.Б.  Попов  –  М.:  Олимпия  Пресс,  Терра-Спорт,  2002.  –  208  с.

3.Решетников  Н.В.,  Кислицин  Ю.Л.  Физическая  культура:  Учебное  пособие.  [Текст]/  Ю.Л.  Кислицин,  Н.В.  Решетников  –  М.:  «Академия»,  2002.  –  152  с.

Источник: https://sibac.info/conf/pedagog/iii/35592

Особенности влияния занятий физическими упражнениями и спортом на формирование здорового образа жизни студентов

Русяйкина А. В. Особенности влияния занятий физическими упражнениями и спортом на формирование здорового образа жизни студентов // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 747-749. — URL https://moluch.ru/archive/130/36231/ (дата обращения: 02.08.2018).



В статье проводится краткий анализ существующей системы физического воспитания подрастающего поколения. Подчеркивается важная роль занятий физическими упражнениями и спортом для ведения здорового образа жизни человека.

Отмечается, что созданная в стране система физического воспитания студентов вуза полностью направлена на формирование внутренней мотивации направленной на ведение здорового образа жизни.

Указывается, что систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма человека, содержатся основные направления практической деятельности при занятиях спортивным туризмом направленные на укрепление здоровья студентов.

Ключевые слова:физическая культура, федеральный закон, физическое воспитание, учебные заведения, двигательная активность, здоровье, здоровый образ жизни, высшая школа, студенты, формирование

В действующем федеральном законе «О физической культуре в Российской Федерации» физическое воспитание рассматривается как педагогический процесс, направленный «на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения; на укрепление здоровья; повышение работоспособности, творческого долголетия; на продление жизни человека» [3].

В статье 14 настоящего закона дано право образовательным учреждениям самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов студентов определять формы занятия физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

Существующая в стране система физического воспитания подрастающего поколения построена с учетом потребностей растущего организма в двигательной активности. Начало ее заложено в системе дошкольного воспитания — «детский сад», где дети осваивают новые движения в процессе занятий оздоровительной гимнастикой и подвижными играми.

Далее насущная потребность подрастающего поколения в двигательной активности, реализуется непосредственно на практических занятиях по физическому воспитанию в учебных заведениях страны в поэтапном обучении «школа-вуз».

Основой двигательной активности обучающихся являются занятия физическими упражнениями и спортом, которые не только восполняют потребность личности в двигательной деятельности, но и являются главным компонентом здорового образа жизни (ЗОЖ), важным фактором сохранения и укрепления здоровья.

Давно определено, что мышечная деятельность имеет большое значение для развития и формирования человека. Она оказывает существенное влияние на внутренние органы человека, т. е. по своей сути физические упражнения можно рассматривать как рычаг, воздействующий через мышцы на все органы и системы организма.

В процессе занятий физическими упражнениями и спортом происходит развитие и совершенствование физических и психофизических качеств личности, закладываются основы здорового образа жизни (ЗОЖ).

Физическое воспитание в учебных заведениях страны полностью направлено на развитие и совершенствование физических и морально-волевых качеств личности, ее психологической устойчивости и укрепление здоровья.

Конечно, физическое воспитание в высших учебных заведениях страны по содержанию, организации и проведению учебных занятий существенно отличается от уроков физической культуры в школе. В высшей школе целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

Для достижения такой важной цели предусматривается решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, соответствующих требованиям Государственного стандарта [4].

Одной из наиболее важных социальных функций физического воспитания в процессе обучения студентов является функция, связанная с обеспечением их учебно-трудовой активности и высокой профессиональной работоспособности после окончания вуза.

Повышение двигательной (физической) активности студентов и удовлетворение их потребности в оздоровлении и активном отдыхе достигаются путем применения различных форм внеучебной и спортивно-массовой работы.

Наиболее актуальным направлением в организации учебного процесса студентов высшей школы в современных условиях является освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий, что обусловлено, в первую очередь, реальным состоянием здоровья обучающихся.

Данные многочисленных медицинских исследований подтверждают тот факт, что оптимальная физическая нагрузка способствует сохранению здоровья, препятствует возникновению многих заболеваний и патологических состояний в организме, способствует улучшению показателей физического развития человека, укрепляет мышечную, сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма человека. Поэтому систематические занятия физическими упражнениями являются важнейшим фактором развития и формирования физических, психических и психофизиологических качеств личности [1].

По мнению многих специалистов, совершенствование учебного процесса в вузе тесно связано с применением на занятиях по физическому воспитанию студентов технических средств и тренажеров.

Они отмечают, что использование тренажеров в учебной и тренировочной работе позволяет при выполнении физических упражнений всесторонне воздействовать на организм занимающихся, избирательно развивать отдельные физические качества личности, индивидуализировать нагрузку и поддерживать моторную плотность занятия.

Решение двигательных задач на занятиях по физической подготовке с использованием технических средств обучения (ТСО) дает возможность преподавателю свободно перемещаться по залу, наблюдая за отдельными студентами и исправлять их ошибки без остановки действия всей группы, используя дифференцированное обучение.

Анализ применения ТСО в учебном процессе свидетельствует о целесообразности установить и использовать в спортивных залах музыкальные центры для музыкального сопровождения занятий и видеосистемы для показа упражнений различной физической направленности.

В настоящее время ТСО получили широкое применение в физическом воспитании студентов вузов, а их применение в учебном процессе, по оценке специалистов, позволяет решать важные задачи, связанные с формированием ЗОЖ всех участников образовательного процесса.

Но, малая пропускная способность тренажерного зала, наличие незначительного количества спортивных объектов (бассейн и др.), ограниченное количество игровых залов (как правило, не более одного) не дают возможности в полной мере осуществлять важную задачу массового привлечения студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом.

Это свидетельствует о такой важной проблеме, стоящей перед многими вузами страны, как развитие материально-технической базы и создание надлежащих условий для эффективного проведения практических занятий по физическому воспитанию обучающихся и на этой основе формирования готовности к здоровьесбережению студентов вуза. Поэтому решение образовательных и воспитательных задач в области физического воспитания студентов вуза тесно связано с осуществлением таких важных проектов, как строительство и ввод в эксплуатацию новых современных спортивных сооружений.

Следует отметить, что особое значение в формировании физической культуры личности имеют регулярные занятия избранным видом спорта.

Как известно, спорт, является составной частью физической культуры, включающей разнообразные физические упражнения и игры, выполняемые в условиях соревновательной деятельности, со стремлением занимающихся к достижению возможно более высокого результата.

Спорт характеризуется состязательностью, эмоциональностью и зрелищностью, удовлетворяет потребности человека в двигательной деятельности. Активные занятия спортом способствуют не только повышению выносливости и улучшению работоспособности организма; они являются одним из лучших способов сохранения и укрепления здоровья человека.

Поэтому в высшей школе большое значение приобретают регулярные занятия физическими упражнениями и спортом, направленные на развитие основных физических качеств человека — силы, быстроты движений (скорости), координации движений (ловкости), амплитуды движений (гибкости) и выносливости, способствующие улучшению работоспособности и повышению уверенности человека в собственных силах. Именно, спортивные упражнения и игры, в процессе занятий избранным видом спорта, являются эффективными средствами для снятия напряжения и стресса; снимающими как физическое напряжение, так и психологический стресс [2].

В высшей школе существует четко налаженная система физического воспитания, направленная на удовлетворение потребности студентов в двигательной деятельности. Важную роль в ней играют функционирующие в вузах спортивные клубы.

В задачи спортивного клуба входят: пропаганда спорта, организация спортивных секций, отбор лучших спортсменов для комплектования сборных команд по видам спорта и т. д.

Спортивный клуб, помимо подбора тренеров, ведет контроль качества учебно-тренировочного процесса, несет ответственность за участие спортивных команд в Спартакиаде вузов города и других соревнованиях (первенство района, города, области), проводит Спартакиаду вуза и другие внутривузовские массовые соревнования. Современная организация спортивной деятельности на основе новых форм учебно-воспитательного процесса сформирует спортивную культуру студента, мотивацию и интерес к спортивному стилю в жизни в дальнейшем [5].

Так как важным элементом психологии человека является внутренняя мотивация, направленная на ведение ЗОЖ, то созданная в стране система физического воспитания студентов вуза полностью направлена на формирование внутренней мотивации направленной на ведение ЗОЖ. Поэтому сформированная внутренняя мотивация определяет степень ответственности каждого студента за ведение ЗОЖ.

Следует подчеркнуть, что воспитание ответственности — важнейшая составляющая психологической подготовки любого человека к ведению определенного вида деятельности, т. к. ответственность способствует мобилизации всех внутренних ресурсов организма на преодоление внешних и внутренних причин, препятствующих достижению поставленной цели.

Читайте также:  Есть ли вред от полезной хурмы? - здоровый образ жизни

И, что характерно, студенты, систематически занимающиеся физическими упражнениями или избранным видом спорта, обладают высокой работоспособностью и отличаются от других обучающихся более развитыми психологическими качествами: силой воли, выдержкой, целеустремленностью, стремлением к достижению своей цели и т. д.

Это является свидетельством того, что систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма человека.

Литература:

  1. Активный образ жизни и здоровье студента: учебное пособие / Н. А. Агаджанян (и др.). — 2-е изд. перераб. и доп. — Ташкент: Медицина, 1988. — 341с.
  2. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента / В. А. Бароненко (и др.). — М.: Альфа — М, 2003. — 352с.

Источник: https://moluch.ru/archive/130/36231/

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ)

ПодробностиКатегория: Статьи

На сегодняшний день здоровый образ жизни (ЗОЖ) не имеет четкого определения. Однако в общих чертах его можно свести к следующему: это поведенческий образ жизни направленный на повышение иммунитета, профилактику болезней, укрепление здоровья.

В последнее время, проблема и необходимость формирования здорового образа жизни стала более актуальна. Это связано с тем, что глобальная урбанизация, плохая экология, развитие технического прогресса, который способствует меньшей активности человека, угрозы техногенного характера и множество других негативных факторов с каждым днем все больше вредят организму человека.

Органы здравоохранения и государственные структуры активно пропагандируют здоровый образ жизни, однако результатов пока достигнуто мало. Дело в том, что для формирования ЗОЖ необходима личная мотивация каждого индивида, а также возможность его реализации как в материальном плане, так и в плане социальной оценки.

Государственные программы формирования ЗОЖ 

Любое государство имеет своей целью сохранение и защиту здоровья своих граждан. В реализации этой задачи видится доступность медицинского обслуживания населения, а также продвижение в жизнь различных программ по бесплатному проведению профилактических мероприятий для малообеспеченных и льготных категорий граждан.

Государство проводит стимулирующие и запрещающие меры, в том числе на финансовом и законодательном уровне.

К таким мерам можно отнести запрет на производство и использование наркотических веществ (исключая медицинские цели), их употребление и распространение, которые караются уголовной ответственностью, запрет на распространение рекламы на табачные изделия и спиртные напитки, ограничение их продаж в определенных местах, возрастные ограничения на их приобретение, повышение акцизов, стимулирование пропаганды ЗОЖ в средствах массовой информации, введение в образовательные программы специальных курсов, направленных на пропаганду ЗОЖ.

Основная работа по формированию ЗОЖ ложится на плечи здравоохранения, однако без государственной поддержки — как в правовом плане, так и в финансовом — такая программа реализуется крайне медленно.

В этом направлении со стороны здравоохранения должны быть выполнены действия по предоставлению населению консультативной помощи в медицинских учреждениях.

Важную роль имеет подключение к процессу формирования здорового образа жизни средств массовой информации, которые должны активнее вести пропаганду среди населения о негативном отношении к лицам, ведущим нездоровый образ жизни и, наоборот, поощрения и стимулирования занятий физкультурой и спортом, положительного отношения и культивации физически красивого и здорового тела, а также побуждение к отказу от вредных привычек. В плане последнего, также следует отметить ограничительные меры, вводимые государством. 

Принципы формирования здорового образа жизни 

Любой образ жизни основан на определенных принципах. Это принятые к реализации правила поведения для каждого человека, основой которых являются биологические и социальные принципы.

Биологический принцип предполагает, что образ жизни должен соответствовать возрастным показателям и быть энергетически обеспеченным, укрепляющим организм, умеренным в плане нагрузок и ограничений, а также ритмичным.

Социальный образ жизни предполагает соблюдение высокой нравственности, эстетическое воспитание, проявление воли, способности к самоограничению.

Совокупность этих двух аспектов создает единство биологического и социального развития организма и его взаимодействие со средой обитания.

Исходя из этого, можно выделить основные жизненно важные поведенческие формы.

  1. Формирование положительных психологических эмоций во всех сферах жизнедеятельности (работа, быт, семейные отношения, реализация в общественной и культурной жизни) и формирование оптимистических взглядов.
  2. Организация трудовой деятельности с максимальной эффективностью, что дает возможность реализации и отражает сущность каждого человека.
  3. Двигательная активность.
  4. Ритмичный образ жизни предполагает соответствие биологическим ритмам как в плане суточных биоритмов, так в плане возрастных потребностей.
  5. Сексуальная активность.
  6. Здоровое старение — это естественный процесс, который при правильной организации протекает с минимальными негативными последствиями.
  7. Отказ от вредных привычек, что способствует поддержанию высоких показателей здоровья.

Пути формирования ЗОЖ 

Конечно, для рационального использования путей формирования здорового образа жизни, требуется задействовать все возможные методы. Формирование ЗОЖ является не только задачей здравоохранения, как уже было сказано выше, но и задачей образования, а также семейного воспитания и личного примера, а также задачей социальной защиты.

Исследования ВОЗ в этом направлении привели к выявлению следующих статистических цифр. Здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-23% — от наследственных факторов, на 20-25% — от факторов экологии и только на 8-10% — от медицины и здравоохранения.

Исходя из этого, ВОЗ рекомендует для формирования здорового образа жизни придерживаться следующих принципов в поведении:

  1. Формирование привычки правильного питания, которое включает отказ от пищи, содержащей большое количество животных жиров, отказ от чрезмерного потребления соли и сахара, воздержание от алкоголя. Это приводит, как следствие, к поддержанию нормального веса.
  2. Формирование активной жизни, которая включает физические упражнения, пешие прогулки, пробежки на свежем воздухе, умеренное занятие спортом в соответствии с возрастными особенностями.
  3. Снижение уровня стрессов, поддержание психологически уравновешенного состояния, умение регулировать эмоции, направлять психологический настрой на оптимизм. Во многом, на формирование этого поведения влияет социум, а также возможность гармоничного существования в нем.
  4. Отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, табакокурение).

Помоги проекту – расскажи друзьям! Вы можете помочь развитию проекта – поделившись статьей в социальных сетях:

Источник: https://sairon.ru/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-zozh

Физическая активность — основа здорового образа жизни

Здоровый образ жизни — это образ жизни, направленный на сохранение и укрепление здоровья с помощью соответствующего питания, физической активности, позитивного морального настроя и отказа от вредных привычек.

За прошедшее столетие физическая активность среднестатистического человека снизилась в 90 раз. «Виноват» в этом технический прогресс. Автомобили, лифты, всевозможная бытовая техника сделали нашу жизнь комфортной, но при этом ограничили нашу физическую активность.

А недостаточная физическая активность по оценкам ВОЗ является основной причиной примерно 21-25% случаев рака молочной железы и толстой кишки, 27% случаев диабета и примерно 30% случаев ишемической болезни сердца. К этому печальному списку можно добавить такие заболевания, как атеросклероз, гипертония, ожирение.

Физическая активность — основа  здорового образа жизни, поэтому для укрепления здоровья рекомендуется поддерживать надлежащие уровни физической активности на протяжении всей жизни.

Понятие «физическая активность» не следует путать с «физическими упражнениями». Физические упражнения являются одной из составляющих физической активности.

Помимо физических упражнений физическая активность включает также и другие виды активных телодвижений, совершаемых во время игр, работы, активного передвижения, домашней работы, а также отдыха и развлечений: от прогулки в парке до занятия экстремальными видами спорта.

Регулярные занятия физической активностью соответствующих уровней  воздействуют  на здоровье людей следующим образом:

• позволяют снизить риск развития высокого кровяного давления, ишемической болезни сердца, инсульта, диабета, рака молочной железы и толстой кишки, депрессии.

• способствуют укреплению здоровья костей и улучшению функционального здоровья;

• выполняют решающую роль в энергетическом обмене и поддержании надлежащего веса.

Всего лишь 30 минут физической активности умеренной интенсивности 5 раз в неделю снижает риск развития целого ряда заболеваний.

ПРИМЕРЫ ежедневной физической активности умеренной интенсивности:

30 минут быстрой ходьбы (около 3 км);

15 минут подъема по лестнице;

30-45 минут работы в саду;

45-60 минут мытья автомобиля;

45-60 минут мытья окон или полов.

Физические упражнения:

8 км езды на велосипеде в течение 30 минут;

15 минут бега (2,5 км);

30 минут интенсивных танцев;

20 минут плавания;

45-60 минут игры в волейбол

Более интенсивная физическая активность приносит больше пользы для здоровья и может быть необходима для контроля, а тем более снижения веса.

Физическая активность — важный и действенный инструмент в сохранении и улучшении здоровья, качества жизни, основа здорового образа жизни.

Источник: http://www.4pravila.ru/fizicheskaya-aktivnost-osnova-zdorovogo-obraza-zhizni/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector