Трудности воспитания: как наказывать ребёнка и нужно ли это делать – здоровый образ жизни

12 принципов воспитания без наказаний, нытья и криков – памятка для родителей

12 основных принципов воспитания детей без наказаний – как воспитывать, не наказывая ребенка?

Многие родители сомневаются в правильности воспитания своего чада. Главное сомнение, конечно, всегда касается использования наказаний. Разговор идет вовсе не о ремне и порке, а о наказаниях вообще – таких, как угол, лишение компьютера или личных денег.

Как работает наказание?

Мы уверены, что знаем, что лучше для нашего ребенка. Эта точка зрения сохраняется всю жизнь. Но, решая за малыша, мы давим его самостоятельность, превращая человека в тюфяка.

Нужно же обязательно прислушиваться к пожеланиям ребенка!

Это — дополнительный мотиватор, который ограничивает ребенка в каком-то действии. Но ребенок должен бояться не наказания, а закономерных последствий своих действий.

Наказывая, мы учим его избегать расправы, врать, изворачиваться. Естественные же последствия неотвратимы. Лучше сконцентрировать внимание на них. Не убрал игрушки — не нашел любимого солдатика.

Вот оно, наказание!

Наказывать ли ребенка за непослушание?  Возможно ли обойтись без наказаний?

Родитель, добровольно выбравший этот путь, сталкивается с множеством сложностей. Но стоит понимать, что отсутствие наказаний — это вовсе не вседозволенность. Этот метод воспитания не лишает человека правил и норм поведения, и совсем не означает, что, если карапуз ударит соседа по песочнице, то его за это погладят по головке.

Основные принципы воспитания детей без наказаний

  • Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тенистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.
  • Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости), а любить просто так. Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.
  • Принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми проблемами, неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.
  • Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания. Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.
  • Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.
  • Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.
  • Чем больше давления, тем больше сопротивление. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.
  • Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания, но будет уже поздно.
  • Последовательность — помощник в соблюдении правил. Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.
  • Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.
  • Родитель должен постоянно развиваться, учиться, чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.
  • Не вестись на провокацию — истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам.

Источник: http://www.colady.ru/8-osnovnyx-principov-vospitaniya-detej-bez-nakazanij-kak-vospityvat-ne-nakazyvaya-rebenka.html

Статья на тему: Возможно ли воспитание без наказания?

Возможно ли  воспитание без наказания?

Когда слово не бьет, то и палка не поможет

                                                                                                                ( Сократ)

«Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное,  

и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой.        

                                                                                               (   А.С.Макаренко)

      Идеального ребенка не существует. Малыш-это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей. Результатом этого противоречия и является наказание.

Как бы сильно родители не любили своих детей, им приходится прибегать к наказаниям. И здесь главное,  не перегнуть палку и не навредить детской психике.

Где находятся пределы допустимого воздействия и за какие провинности необходимо наказывать детей?

      В Законе РФ «Об образовании» говорится:» «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка…».

      В ст. 44 Закона № 273-ФЗ «Об образовании» сказано, «…. образовательные организации оказывают помощь родителям, (законным представителям) несовершеннолетних в воспитании детей,  охране и укреплении  их физического, психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

Согласно ст. 63 СК РФ  и ст. 64 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.  Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

Права ребенка установлены в:

-Конституции РФ;

-Декларации прав ребенка;

-Конвенции о Правах Ребенка (принятая ООН в 1989 году);

-Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

-Законе РФ «Об образовании»;

-Семейном, гражданском, административном и уголовном кодексе РФ»;

Согласно исследованиям в России  родительская жестокость имеет место быть приблизительно в 45% семей.

Стоит разграничивать жестокость и легкое физическое воздействие на ребенка с целью прекратить нежелательное поведение.

Чтобы «возмездие»  оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребенка соблюдать некоторые правила:

1. Не прониматься за воспитание в плохом настроении.

 2. Наказание не должно наносить вред здоровью ребёнка (ни физическому, ни психологическому).

3. Ребёнок должен чётко понимать, за что его наказывают.

4. Оценивать поступок, а не личность.

5. Не угрожать!

6. Не вымогать обещаний, для ребёнка они ничего не значат.

7. Сразу дать оценку поступку, ошибке и сделать паузу. 

В реакции родителей на поступок ребенка не должно быть:

Ярости-ярость  приводит к чрезмерности наказания.

Истеричности-на истерическую жестикуляцию и чрезмерность эмоций  ребенок неизбежно ответит тем же.

Безнаказанности-если любовь родителей слепа и безответственна.

Наказание –один из методов воспитания, который применяется во многих семьях. В каких-то ситуациях наказание оправдано, однако наказывать нужно грамотно.

7 правил психотерапевта В.Леви

  1. Наказание не должно вредить здоровью
  2. Если сомневаетесь: наказывать или не наказывать- не наказывайте
  3. За один проступок одно наказание
  4. Недопустимо запоздалое наказание
  5. Ребенок не должен боятся наказания
  6. Не унижайте ребенка
  7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен.

      Знание, как правильно наказывать ребенка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определенные табу, а именно:

  1. Если с ребенком подолгу не разговаривали;
  2. Если ребенка стыдили при друзьях и знакомых или публично сравнивали с другими детьми далеко не в его пользу; 
  3. Если родители ограничивали свободу ребенка; 
  4. Если ребенка лишали любимого занятия; 
  5. Если родители подолгу читали нотации; 
  6. Если родители обрушивались на ребенка с криками и руганью; 
  7. Если ребенка ставили в угол; 
  8. Нанесли вред здоровью. Речь идет не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания как приседания, обливания холодной водой, принуждение к голоданию.

Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.

        Что же  подразумевается под  жестоким обращением с детьми-

это действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка  (физическое насилие, пренебрежение нуждами ребенка, сексуальное насилие, эмоциональное насилие (отсутствие любви и внимания к ребёнку)

Основная причина жестокого обращения с детьми – внутренняя агрессивность родителей ( законных представителей).

           В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

 -Административная ответственность

  За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 5.35 КРФобАП).

-Уголовная ответственность   

Предусмотрена за жестокое  обращение с ребенком либо оставление  его в опасности (ст. 156 УК РФ). За все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них

Гражданско-правовая ответственность

В соответствии с семейным законодательством: лишение родительских прав( ст. 69 СК РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка  при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. (ст. 77 СК РФ).

Узнав о фактах угрозы жизни и здоровью ребенка, обычные  граждане должны обратиться и  поставить в известность :

-органы МВД

-органы опеки и попечительства

-органы социальной защиты населения

-органы прокуратуры

-КДН и ЗП

-Уполномоченного по правам ребенка

Важно знать, что наказание бывает не только физическим. Наказание –это любой искусственный «кнут». Но более естественный. Полез слишком высоко-упал, ушибся.  И все наши меры должны быть именно такими: логичными, естественными, безличными. Это касается и поощрения.

Не менее важна и атмосфера в семье. Без взаимоуважения и любви на этом пути ничего не получится. Поэтому осознанное родительство представляет собой не просто систему воспитания, а стиль жизни.

Список литературы

1. Рудольф Дрейкурс, Вики Золц «Манифест счастливого детства».

2. Федеральный закон «Об образовании в РФ»

    от 29.12.2012 г.

3. К. Кволс «Радость воспитания.

4. Административный, семейный, уголовный  кодекс

Как воспитывать детей без наказания».

5.http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/tema_aforizm_141_1.shtml – афаризмы и высказывания о воспитании

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/06/04/vozmozhno-li-vospitanie-bez-nakazaniya

Воспитание здорового образа жизни школьника

Образ жизни школьника до поры до времени поддается родительскому контролю: лет до 10-12 многим родителям вполне удается устанавливать свои порядки питания, режима дня и гигиенических мероприятий.

Однако чем старше ребенок, тем сложнее становится диктовать свои условия – это нормальный ход развития. Ребенок учится рассуждать, обретает самостоятельность.

Поэтому в период взросления зачастую происходят перемены и в образе жизни школьника, которые могут приобрести характер критического противостояния родителя и ребенка.

Все правила здорового образа жизни, которые мы рассматривали в статье «Основы здорового образа жизни» и которые относительно легко выполнялись в младшем школьном возрасте, повзрослевшими школьниками могут совершенно игнорироваться.

Но это не означает, что подростковый возраст – это время радикального изменения тактики поведения родителей. Изменения должны быть постепенными и подстраиваться под меняющиеся потребности ребенка.

Но самое главное – с самого раннего возраста мудро подходить к вопросу здорового образа жизни, действуя гибко и стараясь индивидуализировать образ жизни ребенка.

Воспитание здорового образа жизни: какова основная цель?

Смысл воспитания здорового образа жизни у школьников сводится к эффективной мотивации, причем конечной целью должен становиться не столько текущий благоприятный образ жизни, сколько формирование самомотивации – понимание, «прочувствование» необходимости ведения здорового образа жизни.

Поэтому многие мудрые родители и педагоги формулируют для себя основное правило руководства примерно так: лучше пойти на уступки и разрешить ребенку что-то запретное и не совсем полезное, чем чрезмерно давить на него, переходя индивидуальный порог психологической выносливости.

И действительно, лучше периодически позволять не совсем здоровую пищу, чем стать причиной депрессии или озлобленности с соответствующими негативными последствиями.

Каждый человек, даже самый маленький, – это свободная личность.

Свобода человека подразумевает в первую очередь свободу воли, и именно учет этой свободы и должен стать основополагающим принципом воспитания человека, в том числе воспитания здорового образа жизни.

Невозможно сколь угодно долго игнорировать желания человека и «насиловать» его свободу воли – это приведет либо к выраженной психопатизации с нарушениями поведения, либо к развитию депрессии и другим невротическим расстройствам.

Главные средства воспитания здорового образа жизни школьника

Построение индивидуального плана здорового образа жизни

Когда мы рассматривали проблемы формирования здорового образа жизни школьника , мы упоминали важность баланса между соблюдением основных правил, способствующих сохранению здоровья, и особенностями конкретного человека.

Конечно, в валеологии существует направление, утверждающее абсолютную необходимость выполнения каждого из составляющих здорового образа жизни.

Однако такой подход неминуемо приведет к попытке создания некоего однотипного образца здорового человека, что не только практически невозможно, но и вредно.

Требование полного выполнения всех правил, как правило, приводит к развитию выраженного внутреннего конфликта у школьника, что может в конечном итоге вести к реакциям отрицания.

Выросший ребенок, почувствовав возможность неподчинения родителям, нередко начинает делать все наперекор устоявшимся привычкам: вволю есть сладкое и жирное, курить и пить алкоголь, часами засиживаться перед телевизором и компьютером, забросить даже самые элементарные гигиенические процедуры.

Чтобы избежать развития такой крайне нежелательной реакции, необходим индивидуальный план здорового образа жизни, который будет включать наиболее значимые для конкретного ребенка пункты в приемлемой для него форме.

Формирование полезных стереотипов

Когда ряд действий повторяется регулярно, начиная с самого раннего возраста, то эти самые действия становятся привычкой: человек, даже не осознавая смысла своих манипуляций, делает что-то просто потому, что так привык.

Полезные стереотипы – вещь крайне полезная, однако не стоит забывать и о понимании смысла тех или иных мероприятий. Как можно раньше объясняйте своему ребенку пользу чистки зубов, мытья рук и т.п.

, строя разговор с учетом уровеня интеллекта и степени зрелости психики.

Собственный пример

Пример родителя может стать для ребенка решающим фактором формирования здорового образа жизни.

Однако в то время как в дошкольном возрасте авторитет родителя практически абсолютен и ребенок не склонен сомневаться в правильности действий своих мамы и папы, то уже в более старшем возрасте этот авторитет нужно заслужить.

Отношения взаимного доверия и любви, успешность родителя помогут сохранить действенность собственного примера не только в вопросах образа жизни, но и при принятии важнейших жизненных решений.

Привлечение авторитетов из внесемейного круга

В подростковом возрасте взамен авторитета родительского могут возникать авторитеты со стороны. Стоит попытаться повлиять на выбор кумира своего ребенка, однако это не всегда возможно – нередко известные певцы, музыканты, актеры как раз таки не являются образцами для подражания.

Но и здесь не опускайте руки: сделайте акцент на биографии выбранной известной личности и, не отрицая его таланта, попытайтесь вывести поучительный смысл.

Поищите такие интересные факты из биографии, которые стали бы наглядным примером (певец из группы «Металлика», который лечился от алкоголизма, отзывается негативно о своем прошлом образе жизни; солист «Нирваны», употребляющий наркотики и умерший в молодом возрасте, и т.п.).

Развитие мотивации

Мотивация на здоровый образ жизни должна строиться на особенностях конкретного возраста школьника и его личностных особенностях. При формировании мотивации важной является актуальность проблемы, которая для школьника существенно ограничена коротким промежутком времени – и это следует учитывать.

Риск развития в зрелом возрасте инфаркта или инсульта не может мотивировать ребенка на самоограничение – выгода от здорового образа жизни должна находиться в пределах одного-двух, максимум трех лет; все, что уходит по времени далеко вперед, для ребенка кажется таким далеким, что не представляет никакой субъективной важности.

Попробуем перечислить основные моменты, мотивирующие на соблюдение правил здорового образа жизни.

Мотивация самосохранения

Действует преимущественно при наличии существенной проблемы со здоровьем или при опасных обстоятельствах. Аллергик, перенесший анафилактический шок, вряд ли будет есть шоколад, если отчетливо помнит, что именно этот продукт стал причиной угрожающего для жизни состояния. Сколь бы вкусным ни было лакомство, оно не станет соблазном для такого человека.

Именно мотивация самосохранения может стать решающей для отказа от употребления наркотиков. Если ребенок с детства знает о частоте «молодых» смертей у наркоманов, то это может оказаться сильной мотивирующей силой.

Однако попытки необоснованного использования мотивации самосохранения могут принести только вред: родитель, говорящий о смертельной опасности курения, не сможет долго «морочить голову» ребенку: увидев, сколько людей разных возрастов курит и продолжает вести активную жизнь, школьник только потеряет доверие к родителю, а это сделает дальнейшие воспитательные усилия бесполезными. Говоря о вреде курения лучше делать акцент на саму зависимость, как потерю свободы, и на проблемы со здоровьем у курильщиков.

Также следует помнить, что мотивация самосохранения у детей относительно невысока: дети часто «носят розовые очки» и уверены, что с ними ничего страшного произойти не может.

Мотивация подчинения правилам общества

Ребенок, как, впрочем, и большинство взрослых людей, тяжело воспринимает состояние неприятия его личности окружающими людьми. На этом, например, строится выполнение многих гигиенических процедур.

Именно благодаря мотивации такого типа окружение ребенка может оказать существенное влияние на его образ жизни.

Это становится наиболее значимым в подростковом возрасте, когда школьники, общаясь тесными компаниями, перенимают друг у друга привычки и предпочтения.

В этом отношении компания с выраженными спортивными установками может стать отличной базой для формирования здорового образа жизни школьника.

1. Мотивация удовольствия

Удовольствие от здорового тела является сильным стимулом соблюдения правил здорового образа жизни. Больной ребенок не может вволю побегать и поиграть, а это мотивирует его к правильному поведению, нацеленному на скорейшее выздоровление.

2. Мотивация социализации

Стремление занять в обществе более высокую ступень может иметь двоякое значение. В компании асоциального типа подросток начинает курить и пить пиво только для того, чтобы быть «своим». А вот в ситуации позитивного общения подросток стремится к достижению наилучшей физической формы и самосовершенствованию.

3. Сексуальная мотивация

Актуальна для школьников старшего и среднего звена. Попытки сделать свое тело более привлекательным, а также забота о сексуальной силе (у мальчиков) могут стать решающим мотивирующим фактором здорового образа жизни.

Создание привлекательных материальных условий 

Покупайте забавные зубные щетки с изображением героя мультфильма, приобретайте для занятий спортом красивую одежду и аксессуары, выбирайте спортивную секцию в современном физкультурно-оздоровительном центре, готовьте вкусную и внешне привлекательную полезную пищу – все что красиво, приятно для глаз, слуха и на ощупь может стать дополнительным (но не основным) стимулом здорового образа жизни.

Воспитание здорового образа жизни школьника стоит самых больших стараний и усилий: фантазируйте, показывайте пример, больше общайтесь и проводите время вместе, а самое главное, любите и уважайте в своем школьнике свободу личности – и тогда все у вас получится!

Врач Карташова Екатерина Владимировна

otellook.com

http://meganom.su/web

Источник: https://stanzdorovei.ru/zdoroviie-obraz/vospitanie-zdorovogo-obraza-zhizni-shkolnika.html

Воспитание без наказания

В слове – «наказание» – слышится что-то безнадежно устаревшее. Когда отношения с детьми строились исключительно на подчинении. Можно ли, воспитывая детей, этого избежать?

Опубликовано: 12 июля 2018 г.

Когда из подъезда выскакивает с ремнем отец третьеклассника: «Я тебе сейчас покажу, как школу прогуливать!», «продвинутая» мама четырехлетки из песочницы говорит: «А я дочку не наказываю.

Когда провинится, я просто перестаю с ней разговаривать– и, знаете, помогает!» Игнорирование ребенка, так же как и унижение «на людях» – это- эмоциональное насилие, – убежден директор Йельского центра по воспитанию ребенка Алан Каздин. Эти меры ничем не лучше тычков и подзатыльников.

Каздин убежден: наказание –непродуктивный метод воспитания. Оно лишь временно облегчает жизнь родителям.

ГОВОРИТЕ, МАМА, ГОВОРИТЕ…

Но что же тогда делать? Постоянно говорить с ребенком? Увещевать? Тоже нет. «Представьте, что пятилетка задирает сестру, которая на три года его старше и даже схватил нож и начал им ее тыкать.

А вы подходите к нему и пытаетесь спокойно говорить: «Дорогой, не нужно тыкать ножом сестру, потому что она от этого может умереть. Понимаешь?». Доводы приводить полезно – это меняет образ мыслей ребенка, развивает его мышление. Но, к сожалению, они не меняют его поведения.

Если вы сказали один раз, значит, скажете еще тысячу. Потому что, скорее всего, через полчаса брат опять схватит нож и побежит к сестре».

Есть и другая опасность, предупреждает Каздин. Вы говорите – сначала спокойно, а когда видите, что слова не действуют, срываетесь на крик. Если крик тоже не эффективен, – начинаете одергивать, оттаскивать его.

А там недалеко и до порки… Но если увещевания не работают. Тогда что? «Вы должны постоянно подкреплять поведение, которое хотели бы видеть в ребенке – до тех пор, пока все плохое не исчезнет вовсе», – советует психолог.

И вот как это должно происходить на практике.

Ситуация 1. Вы куда-то собираетесь и говорите дочке: «Одевайся». Или: «Мы должны идти». Или: «Собирайся, а то опоздаем». Ваш тон не терпит возражения. Но она начинают упрямиться: она явно не сбираются выполнять ваши команды.

И вы начинаете заводиться… Лучше было бы сказать: «Дорогая, надень зеленую водолазку или красный свитер. Мы собираемся выходить, хорошо?» Для детей не так важен сам выбор, сколько возможность его сделать.

Если ребенок начинает собираться, вы активно его хвалите – и, вот увидите, в следующий раз он оденется быстрее и охотнее.

Ситуация 2. Ваш сын-подросток постоянно вам грубит. Он делает это даже за обеденным столом. Вы, например, просите его передать вам соль, а он вместо этого огрызается: «Сама возьми».

Вы можете начать выходить из себя, кричать, стучать кулаком по столу. А можете просто сказать: «Ты знаешь, я очень рада, что ты сегодня нашел время пообедать с нами».

Вы не пытаетесь подавить его, говоря: «Как ты со мной разговариваешь!» Вы всем видом показываете, что понимаете и принимаете его – для подростков это очень важно.

ИЗМЕНИТЬСЯ САМОМУ, ЧТОБЫ ИЗМЕНИТЬ ИХ

«Родитель думает: если ребенок не делает чего-то, я должен его наказать, – говорит Каздин. – То есть по сути он признается в том, что у него нет инструментов воздействия на ребенка, кроме силы и власти. Но они есть! Работая с семьями, мы не изменяем детей. Мы изменяем родителей, чтобы они могли потом изменить своего ребенка».

5 советов Алана Каздина, которые греют душу современным родителям – да и вообще всем тем, кому в детстве крепко доставалось.

  1. Не наказывайте. Наказание не может изменить поведения , потому что оно не учит ребенка, что ему нужно делать, и не приносит вознаграждение за желательное поведение – а это единственный эффективный способ обучения. Кроме того, наказание обладает отрицательными побочными эффектами, которые могут затруднить процесс воспитания и исправление поведения: оно вызывает ответную агрессию, помогает адаптироваться к наказаниям и сделать их бесполезными.
  2. Не повторяйте ничего по 50-100 раз. Как и наказание, лишние напоминания побуждают ребенка бежать (физически или психологически) от человека, который постоянно повторяет одно и то же.

Научное название просьбы, обращенной к ребенку, – «предшественник». Это действие, которое происходит перед проявлением желательного поведения, готовит почву для него. «Не мог бы ты убрать свою комнату?» – это предшественник, который подготавливает ребенка к уборке комнаты, т. е. к «поведению».

И третья часть последовательности называется «результат», или «следствие». Вы попросили ребенка убрать комнату. Он убирает, вы хвалите его или награждаете как‑то иначе.

Вот четкая последовательность: предшественник (пожалуйста, убери комнату), затем поведение (уборка комнаты) и результат (вознаграждение).

  1. Почаще хвалите, но делайте это правильно. Неверно высказанная похвала может сработать наоборот или обесцениться. Например, когда вы хвалите ребенка за некие качества – ты такой умный, ты такая хорошая девочка,– и не конкретизируете поведение, которое хотите видеть чаще. Правильная похвала звучит так: «Мне так понравилось, когда ты села на стуле прямо и играла упражнения на фортепиано 20 минут, как взрослая ». Другой пример неэффективной похвалы – это критика, когда родители сопровождают хорошие слова негативными комментариями: «Прекрасно, что ты убрал комнату… Вот бы так всегда!» Скрытое напоминание о плохом поведении значительно ослабляет позитивное подкрепление желательного поведения.
  2. Не думайте, что ребенок вами манипулирует. То, что родители определяют как манипуляторное поведение, – часто просто склонность к раздражающим родителей действиям. Причем они сами невольно поощряют такое поведение. Ребенок визжит. Чтобы прекратить визг, вы оказываете ему внимание и, возможно, удовлетворяете его требования. Это учит ребенка привлекать ваше внимание визгом снова и снова.

Мы провели исследования, в рамках которых просили родителей иначе реагировать на определенное поведение детей. Если родители перестают реагировать на визг и поощряют ребенка, когда он нормально общается, он быстро привыкает требовать внимания «нормальным» способом.

  1. Будьте для ребенка авторитетом. Проблема многих современных родителей заключается в том, что они не уверены в собственном авторитете. У них есть множество мыслей (советов и книг) о том, как нужно воспитывать ребенка, но нет четкого представления, как все это применить на практике. Будьте уверены в себе, будьте последовательны в своих действиях – если ребенок почувствует вашу уверенность, воспитывать его будет намного легче. И наказания не потребуются.

Источник: http://zdr.ru/articles/vospitanie_bez_nakazaniya

Как можно воспитать ребенка без наказаний и криков?

Краткое содержание статьи:

Порой многие, даже опытные родители задумываются, как воспитать ребенка без криков и наказаний? Ведь в начале пути все думают, что никогда не будут ругать своих детей. Но со временем многие разочаровываются в этой теории и тогда берутся за ремень. Но и это оказывается не выход, и тут большинство родителей попадает в тупик. Что делать и есть ли способы навести дома порядок?

Зачем мы наказываем детей?

Конечно, родители прибегают к строгим мерам не из желания обидеть своего малыша или навредить ему. Чаще всего это бессилие, которое появляется из-за невозможности повлиять на мнение ребенка. Тогда им приходится запугивать.

Через такую методику воспитания проходят все, но иногда она становится слишком суровой и приводит к скандалам и необратимым последствиям в формирующейся личности.

Наказание, как воспитательная мера вполне может присутствовать. Только оно должно выступать в качестве мотиватора, а не пресса, который давит в растущем человеке желание иметь свое мнение и быть самостоятельным.

Опять же необходимо задаться вопросом: «Почему я бессилен?» Найти ответ на него очень важно, тогда вы сможете выстраивать отношения с близким человеком без угроз, а в любом спорном вопросе будет достаточно простого объяснения.

Несколько секретов для родителей

Ребенок с самого рождения копирует маму и папу буквально во всем. Сначала это элементарные навыки и речь, затем это отношение к людям, формирование ценностей. И только личным положительным примером вы с самого детства медленно и верно приучите его к нужным поведенческим особенностям.

Чтобы этого добиться необходимо:

  1. Установить лидерство. Это можно сделать только своим непоколебимым авторитетом, который уже с пеленок формируется в его сознании. Он должен четко видеть роль мамы и папы в семье, и свою по отношению к ним;
  2. Но авторитет формируется не тем, что вы громко кричите и ругаетесь, пугаете ребенка, а тем, что вы с детства помогаете ему избежать неприятностей и спокойным, уверенным голосом объясняете, что может навредить, а что нет. Все – и тон, и высота, и мимика лица отображают не злость и раздражение, а уверенность и силу. Обратите внимание, ведь именно слегка повышенный голос и строгий вид действуют на малыша;
  3. Придумать правильную систему поощрения.

Все это сделать несложно, если руководствоваться желанием построить здоровую атмосферу в семье, где малыш сможет нормально расти, развиваться и своими нежными чувствами к нему. Он должен осознавать, видеть, что родители любят его даже когда наказывают.

В этом видео педагог Олег Торсунов расскажет о секретах воспитания успешного ребенка:

Как воспитать ребенка после краха семьи?

Больше всего из-за развода страдают дети. И это неправда, что чем они старше, тем безразличнее относятся к этому. Нет, семья для него с детства единый механизм, в котором мама – нежность, ласка и забота, а отец – сила, дельный совет, надежность.

Совсем еще малыши до 1,5 лет, конечно, ничего не понимают. От 1,5 до 6 лет – тот возраст, когда дети из-за развода чаще всего получают психологическую травму.

А те, что старше этого, начинают уже понимать происходящие, но по-своему: некоторые из них берут часть вины на себя и либо пытаются что-то исправить, либо сами становятся озлобленными, раздражительными иногда на всю жизнь.

Как смягчить ситуацию, если исправить нельзя:

  1. Поговорите с ребенком честно, он должен все знать;
  2. Никогда не унижайте другого родителя в его присутствии;
  3. Обязательно объясните, что он не виноват;
  4. Не заставляйте выбирать;
  5. Не запрещайте видеться с другим родителем;
  6. Поддержите в трудный для него момент: больше общайтесь, проявляйте любовь и заботу;
  7. Радуйтесь рядом с ним.

Только действительно мудрые и любящие родители смогут справиться. А может быть, подумав, решат сохранить семью. В жизни бывает всякое, в семейной особенно. И дети в ней не появляются просто так.

Как воспитать в ребенке уверенность в себе?

Это качество, которое во взрослой жизни будет одним из самых важных. С неуверенными людьми жизнь и наше общество обычно обходится жестко. И задача родителей научить ребенка быть не наглым, не упертым, не самоуверенным, а правильно уверенным в себе. Как?

  • Самое важное – уважайте его и его мнение. Даже если оно неправильное, уважайте его, а потом уже объясняйте, что не так и как надо;
  • Помогайте адаптироваться среди других детей. Но только помогайте;
  • Приучайте решать проблемы самостоятельно;
  • Пусть он не боится совершать ошибки: сам ошибается и сам исправляется. Объясняйте, как и что, но не ругайте. Лучше поддержите;
  • Всегда замечайте старания;
  • Никогда ни с кем не сравнивайте. Это самая распространенная и страшная ошибка: «А Ваня может, знает, умеет. А ты нет!» Вы пытаетесь манипулировать им, таким образом, но чаще всего слышите в ответ обиженное: «Ну и что!»

Никогда не стройте ему идеалов: «Ты должен быть как Гагарин и не должен быть, как сосед с третьего этажа». Дети очень боятся не оправдать ваших надежд, хоть и не показывают этого. Если вести правильную воспитательную политику, он добьется большего.

Как воспитать ребенка счастливым?

Ну и самое важное, если вы хотите получить уверенного, здорового, воспитанного человека в будущем – сделайте его счастливым сейчас, в детстве.

Что это значит:

  1. Он должен расти по принципу безусловной родительской любви. Мы всегда будем любить тебя, помогать и поддерживать. В противоположном случае у него сформируется отрицательная самооценка;
  2. Никогда не отталкивайте его, всегда и все спокойно объясняйте. То есть уважайте;
  3. Умейте признавать и свои ошибки, извиняться. Тогда он будет чувствовать партнера в вас, а значит, будет спокоен и счастлив;
  4. При любом наказании он должен чувствовать его справедливость, а не унижение. Ваша задача объяснить, почему и привести доводы;
  5. Улыбайтесь рядом с ним. Счастливые мамы и папы – половина дела.

Больше улыбайтесь и веселитесь все вместе. Стать взрослым и серьезным он еще успеет, а вот насмеяться так, чтобы сохранить позитивный нрав на всю жизнь – нет.

Искусство запрещать

Чтобы исполнить все предыдущие пожелания, очень важно научиться правильно, говорить «нет» ребенку. Так как говорить это слово все равно придется, делайте это, соблюдая некоторые правила:

  • Старайтесь реже озвучивать это слово, иначе оно перестанет иметь свою силу;
  • Это не ругательное слово, произносите его с нейтральной интонацией;
  • Всегда поддерживайте его следование вашему «нет». Откажитесь от привычного сценария, когда ребенок делает необходимое только чтобы унять ваш гнев. Он идет вам на встречу, и вы сразу же идите ему.
  • Делитесь с ним опытом из своего детства, расскажите, какие с вами случались неприятности, когда вы не слушались и как потом жалели об этом.
  • Старайтесь не возвышать себя над ним. Дайте понять, что вы опытнее, потому что старше, именно поэтому родителей надо слушать. Они подскажут, предостерегут от ошибки. Пусть дети приходят к вам за этим опытом, а не боятся вашего крика.

Советовать здесь можно бесконечно. Однако каждый случай индивидуален, и как воспитать ребенка без криков и наказаний большинство из нас узнает только на собственном опыте, которым потом можно поделиться с другими.

Видео: как вырастить ребенка, не наказывая его

В данном ролике детский психолог Надежда Фомина расскажет, как нужно воспитывать детей, не применяя к ним телесные и другие виды наказаний:

Источник: https://znay.co/33-kak-vospitat-rebenka-bez-krikov-i-nakazanij.html

Можно и нужно ли наказывать ребенка физически?

Дети – милые цветы нашей жизни. Они приходят в этот мир, самостоятельно выбирая своих родителей и путь.

Как же правильно воспитывать своего ребенка, чтобы цветок не завял, не обломился, а его путь был не таким тернистым? Можно ли наказывать физически своих детей, сыновей и дочерей? Нужно ли наказывать малышей и более взрослых детей? Как научить ребенка не только слушать, но и слышать и слушаться? Вот об этих вопросах я попробую немножко порассуждать.

Естественно эта статья – не предписание, и не инструкция точного следования о том, как воспитывать всех детей, а наоборот мысли вслух и некоторые личные познания, чтобы вы затем смогли сами решать, как правильно воспитывать именно вам, и именно своего чада.

Что такое воспитание?

Ребенок – это хрупкое создание, которое обладает душой мудреца. Как же научиться правильно, воспитывать такого малыша, умудренного многовековым опытом?

Вы возможно сейчас сильно удивились. Как же это у ребенка может быть мудрость? Но, здесь нет никакой описки. Ребенок, при зачатии, сам выбирает род, в который прийти, свою судьбу и предназначение.

Душа не умирает, она рождается вновь с новым человеком. Поэтому все дети уже и есть созревшие личности, а не чистый лист бумаги.

Воспитание – это не поучения и нотации, не крики и недовольство, но также и не бесконечные обнимания и поцелуи, не страхи за жизнь, а уважение, советы, доверие и личный пример.

Как воспитать мудрого ребенка?

Только соблюдение законов мироздания помогает вырастить полноценного взрослого человека, и даже мудрого ребенка, а не эгоиста или истеричку.

Ребенок дается Богом не для нашего удовольствия, не для воплощения наших неосуществленных желаний, не для нашей радости, а для выполнения собственной кармы.

Мы должны не просто заботиться о своих потомках, а выполнять свой долг перед Божьим созданием.

Только наше правильное отношение к маленькой личности позволит почувствовать счастье от общения с личным произведением любви.

Как правильно воспитывать детей?

При воспитании, запрещено относится к ребенку, как просто к телу, которое постоянно лелеют, ласкают, лобызают и сдувают с него пылинки.

Но и наказывать без причины, лупить до крови, стращать окриками ребенка тоже недопустимо, если вы конечно хотите, чтобы он вырос адекватным и успешным человеком.

Только своим личным примером общения в семье, уважительным отношением ко второй половинке можно повлиять на совершенствование личности ребенка.

Как вести себя?

Особенно с маленьким ребенком надо вести себя очень осторожно и тактично, дети рождаются для того, чтобы научиться слушать. Они слышат слова, слушают интонации, улавливают мысли.

Как бы мы им не говорили, что надо вести себя уравновешенно, следить за порядком, слушаться родителей, ребенок — это не будет воспринимать, если взрослые постоянно ругаются между собой, огрызаются, спорят до потери сознания, постоянно разговаривают на повышенных тонах.

Воспитывайте детей своим примером!

Ребенок чаще всего ведет себя как наше зеркало, поэтому детей лучше всего воспитывать своим примером. Хотим мы тишины от ребенка, тогда надо научиться самим сдерживать свои отрицательные эмоции.

Желаем мы помощи от своего малыша, значит надо оказывать помощь своим родным и близким.

Если в семье растет Эгоист, то надо искать ошибки в себе, а не стараться ломать ребенка, ведь скорее всего он таким стали именно благодаря вашему воспитанию и образу жизни, а не вопреки ему. То есть, по сути, виноваты в его плохом воспитании только вы, значит и перевоспитывать ребенка надо начинать, именно с самого себя.

Нужно ли наказывать?

Как же поступать, если ребенок непослушный и вредный, можно ли наказать ребенка физически за непослушание? Или теперь не обращать внимания на его плохое поведение и капризы, раз он уже личность?

Конечно нет. Нельзя все попускать, спускать с тормозов, закрывать на все глаза. Нужно обязательно воспитывать и даже наказывать детей за аморальные поступки, за события, которые опасны для жизни самого ребенка и окружающих.

Девочек конечно же можно поберечь, так как они должны воспитываться в больше любви, а вот мальчишки наказываются по всей строгости.

Мы уже выяснили, что наказание неминуемо. Но, каким, же способом можно наказывать детей?

Как правильно наказать ребенка?

Все надо делать спокойно, без срывов и криков, без побоев и слез взахлеб.

Все негативные эмоции взрослого должны прятаться в самых отдаленных внутренних участочках. Ребенок должен видеть исключительно родительское смирение и уравновешенность.

Как воспитывать женщине?

Самое эффективное наказание – это молчание

Только такой бойкот поможет ребенку понять свои ошибки и неправильные поступки.

И если вы объявили, что не будете разговаривать, пока ребенок не осознает свой проступок, то не отказывайтесь от своих слов при первых слезках или надутых щечках.

Вы не должны нарушать своих обетов. Одна ложь и ребенок перестанет вам доверять, более того, правильно сделает, ведь значит такова цена данного вами слова.

Хотя это правильный для женщины метод воспитания детей, в любом случае женщина никогда не должна проявлять физическую силу, иначе это может сломать всю дальнейшую жизнь и судьбу, особенно мальчикам. Но есть и мужской способ воспитания.

Можно ли наказывать детей?

Наказывать при воспитании тоже можно, но необходимо это делать правильно. Знаю по себе, что это очень сложно выполнить. Попал он вам кулаком в живот. Какая первая реакция. Конечно, отругать или отлупить.

Но этого не стоит делать категорически. Наш взрыв эмоций только испугает виновника происшествия, и он, в следующий раз, любую свою мелкую провинность будет скрывать, страшась наказания.

В таких ситуациях лучше сдержать свой пылкий, пусть и праведный, но неконструктивный гнев, попытаться объяснить, что так делать нельзя и спокойно объявить обет молчания.

Окрик рождает крик, недовольство порождает гнев, нотации приводят к реакции противостояния, а физические наказания, даже иногда ненависть.

Что будет при неправильном воспитании?

Дети, которых неправильно воспитывают, и которым все прощают, вырастают эгоистами и чувствуют себя центром вселенной.

Ребята, которых лупят до крови, могут позже ответить тем же.

ActionTeaser.ru – тизерная рекламаМаленький человек, на которого вообще не обращают внимания, впоследствии сам забудет о внимании к своим родителям. Вследствие чего его родителям, как говориться. К старости не будет кому подать стакан воды, и они станут несчастными людьми, и только правильно воспитанный ребенок. Будет верной опорой и счастьем для своих родителей.

Хотите, чтобы дети были счастливы, а вместе с ними, и вы радовались их успеху в жизни, тогда воспитывайте их в бескорыстной любви и в уважении к их мыслям и желаниям, что я лично вам и советую.

А можно, и нужно ли наказывать ребенка физически и морально или нет, решать только вам, здесь нет конкретных рекомендаций, это личное дело каждого, но вы должны запомнить, что вы воспитываете в первую очередь не тело, а разум малыша, поэтому вам надо быть гораздо более проницательным и чутким к его проблемам, чем среднестатистический отец с ремнем в руках.

Также читайте и другие наши статьи на Портале Обучения и Саморазвития о воспитании детей и счастливой семейной жизни, а в следующий раз я расскажу вам о том, как можно научить ребенка разговаривать, и  каком возрасте дети вообще должны начинать говорить.

Источник: https://samosoverhenstvovanie.ru/mozhno-i-nuzhno-li-nakazyvat-rebenka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector