Зачем нужны подготовительные курсы к школе, и как их выбрать — здоровый образ жизни

Зачем нужны подготовительные курсы к школе, и как их выбрать

Зачем нужны подготовительные курсы к школе, и как их выбрать - здоровый образ жизни

Содержание

  • Зачем это нужно школе
  • Зачем это нужно родителям
  • Подготовка к школе: где, с кем, по какой программе
  • Подведём итог

Современная система образования отличается от той, к которой мы привыкли по опыту нашего детства. Если репетиторами сегодня никого не удивишь, то насчёт подготовительных курсов для будущих первоклашек нередко раздаются возмущённые возгласы родителей: «Зачем это нужно? Мы в своё время без всяких курсов шли в первый класс. Опять хотят заработать на нас!»

«ЛегкоПолезно» поможет разобраться, что же такое на самом деле подготовка к школе на специальных курсах: очередной способ отъёма денег у населения или действительно важный этап адаптации бывшего детсадовца к новой «взрослой жизни».

Зачем это нужно школе

Для начала разберёмся, почему вообще возникло такое явление, и почему всё больше школ хотят видеть будущих учеников на курсах.

  • Первая причина – финансовая. Действительно, в бюджет школы поступают значительные суммы, если учесть количество детей в каждой группе «подготовишек».
  • Вторая причина – отбор способных детей. Если вы наметили своему чаду гимназию или лицей, то, скорее всего, придётся прийти на курсы и продемонстрировать знания и характер ребёнка. Поскольку «продвинутые» учебные заведения имеют конкурс по 3-4 человека на место, а то и больше, – они могут позволить себе выбирать. На занятиях учительница возьмёт на заметку самых одарённых, усидчивых и любознательных малышей.
  • Третья причина – уравнивание будущих первоклашек в знаниях. Многие учителя сталкивались с проблемой: из 30 человек в классе 10 уже бегло читают, 10 пытаются складывать слоги, а 10 вообще не знают букв. В результате приходится тратить драгоценное учебное время на подтягивание отстающих. Курсы позволяют сделать это заранее, чтобы с 1 сентября детишки уже могли осваивать учебную программу.
  • Зачем это нужно родителям

    Родители тоже имеют свои мотивы, отдавая чадо на дошкольные занятия. Перечислим самые распространённые.

  • Хочется поднатаскать ребёнка в преддверии поступления в престижную школу или гимназию.
  • Родители видят плюс в адаптации вчерашнего детсадовца к школьным стенам, звонку, партам, хотят познакомить его с будущими одноклассниками и учительницей.
  • Есть надежда «примелькаться» и понравиться выбранной учительнице, чтобы она взяла ребёнка в свой класс. Заодно получится адаптироваться к требованиям педагога и к её манере преподавания.
  • У мамы и папы нет времени заниматься с будущим школьником дома из-за плотного рабочего графика, а хочется подтянуть его в чтении и счёте, чтобы учёба в дальнейшем давалась легче.
  • Если курсы работают с продлёнкой, то для работающих родителей это становится альтернативой детскому саду, поскольку оттуда ребёнок уже выпустился, и летом с ним просто некому сидеть.
  • Подготовка к школе: где, с кем, по какой программе

    Подготовить отпрыска к освоению школьных премудростей можно несколькими способами.

  • Курсы при выбранной школе. Этот вариант предпочтителен, потому что, помимо основной задачи обучения ребенка, он решает ещё и задачу адаптации. Малыш привыкнет к дороге в школу, узнает, где находятся столовая, уборная, библиотека, познакомится с учителем. Велик шанс, что на курсах будут заниматься его будущие одноклассники.
  • Курсы в центре раннего развития. Так называемые «развивашки» предлагают групповые и индивидуальные занятия по подготовке к школе. По цене такие уроки будут сравнимы с услугами школы, но график может быть более удобный, а сам развивающий центр можно найти неподалёку от дома. Однако если знакомство со школой так же приоритетно, как навыки чтения и счёта, то такой вариант менее предпочтителен.
  • Занятия с педагогом на дому. Можно найти по отзывам знакомых или по объявлениям учительницу, которая будет приходить на дом и заниматься с ребёнком в удобное для вас время и столько раз на неделе, сколько вам позволит бюджет. Индивидуальный подход и обучение в привычной обстановке – это плюсы, однако, опять же, вопрос привыкания к атмосфере школы, к шуму, выкрикам других детей и другим «прелестям» жизни первоклассника не снимается с повестки. Подготовленный в «тепличных» условиях ребёнок может испытать неслабый стресс, оказавшись в пучине шумной школьной жизни.
  • Что касается программы занятий, то тут выбирать вы сможете только в том случае, если будете сами заниматься со своим чадом. И пришкольные курсы, и развивающие центры, и приходящие педагоги уже имеют свою наработанную программу и идут только по ней.

    Подведём итог

    Можно ли обойтись без подготовительных курсов? Да, можно. Вы можете позаниматься с малышом дома или вообще предоставить это будущей учительнице.

    В нашей стране все дети имеют право на образование, поэтому неумение читать или считать не может быть основанием для отказа в приёме в первый класс.

    Однако в престижную школу с таким подходом попасть не получится – придётся довольствоваться школой по прописке. Если она хорошая, тогда вариант оправдан.

    Есть ли смысл от дошкольных занятий? Безусловно! Овладев основами, ребёнок будет лучше осваивать программу, станет слышать похвалу в свой адрес и получит самое главное – мотивацию для дальнейшей учёбы.

    Кроме того, отправившись 1 сентября в уже знакомые стены, увидев привычные лица товарищей по курсам и своей учительницы, первоклассник будет чувствовать себя спокойно и уверенно.

    Важно ли это для вас? Каждая семья решает самостоятельно. «ЛегкоПолезно» желает вам и вашему будущему школьнику успехов и отличного настроя на все годы учёбы!

    Источник

    Источник: https://ruud.ru/lajfxaki/23832-zachem-nuzhny-podgotovitelnye-kursy-k-shkole-i-kak-ix-vybrat/

    Зачем нужна подготовка к школе?

    Академия развития ребенка

         И вот в жизни нашего дошкольника наступает ответственнейший момент — 6 лет, последний год перед школой. Ребенку-то все равно, он продолжает резвиться и радоваться жизни, но родители — в ужасной тревоге. Наверняка, Вы все чаще задумываетесь о том, что должен уметь Ваш малыш и насколько он готов к школе? Куча вопросов, тревог и волнений…

    Школа — это совершенно новая реальность для ребенка. Даже если он ходил в садик и в целом привык к социальной среде обитания детей, школа — это то, чего у него ещё никогда не было. Нет опыта — есть стресс.

    Для того, чтобы воспринимать новую информацию, нужно основательно подготовить не только свой разум, но и чувства и тело. У психологов есть такое понятие — «разогретая» группа. Имеется в виду, что люди, прошедшие некую подготовку, в состоянии работать гораздо эффективней.

    Точно так же детям, чтобы начать учиться, нужен «разогрев», но значительно более долговременный, чем взрослым.

    Для родителей, которые желают подготовить своего малыша к новому, серьезному этапу в его жизни и сделать это до школьного звонка, существуют специализированные детские центры предлагающие программы по подготовки к школе.

    Когда говорят о подготовленности ребенка к школе, подразумевают как психологическую готовность ребенка к началу школьной жизни, так и набор определенных умений и навыков, которые необходимы малышу, чтобы начать обучение в школе.

    Программа подготовки к школе не только развивает интеллектуальные способности Вашего ребенка, она дает возможность заранее смоделировать ситуацию учебной деятельности, когда ребенок попадает в новую, не знакомую для него среду, где он должен научиться общаться со сверстниками и взрослыми, где от него требуется усидчивость и концентрация внимания. Кроме того, Ваш ребенок получает знания, которые необходимы для успешного прохождения тестов, определяющих уровень готовности Вашего ребенка к школе.

    Чтобы психологически подготовить ребенка к школьной жизни, на занятиях:

    • Развивают зрительную и слуховую память;
    • Развивают  воображение и фантазию;
    • Развивают мышление (анализ, синтез, классификация, логическое рассуждение);
    • Развивают зрительно-моторную координацию (система «глаз-рука»);
    • Развивают внимание и усидчивость;
    • Учат ребенка, взаимодействовать в коллективе;

    Чтобы дать малышу конкретные знания, которые пригодятся ему за школьной скамьей, на занятиях:

    • Обучают чтению и письму, развивают фонематический слух;
    • Обучают ребенка счету;
    • Развивают мелкую моторику и готовят руку к письму;
    • Формируют пространственно-временные отношения;
    • Развивают речь.

    Посещая занятия по подготовке к школе, Вы сделаете переход Вашего малыша к школьному обучению плавным, безболезненным и радостным!

    Источник: https://myslo.ru/club/blog/akademiya-razvitiya-rebenka/w8-aG-QOO0aP3iW_iiRYZQ

    За год до часа Х: зачем нужна подготовка к школе?

    Осенью предшествующего поступлению года начинается финишная прямая гонки «Первый раз в первый класс» — в этот год ищется ответ на вопрос: а в какой, собственно, класс?

    Тем не менее, выбрать школу для ребенка — это только полдела. Самое главное — научить его в этой школе учиться. Именно для этого в идеале нужны различные студии, курсы и развивающие центры подготовки к школе, а вовсе не для того, чтобы, попирая все возрастные особенности, ускоренно втемяшивать шестилеткам программу первого класса.

    Не секрет, что часто родители выбирают для своих детей группы по подготовке к школе из весьма прагматичных соображений.

    Во-первых, чтобы иметь привилегированное положение при зачислении в выбранную школу, особенно если школа «хорошая» и туда сложно попасть.

    Во-вторых, чтобы натаскать дитятко под конкретные требования будущего вступительного собеседования, до сих пор практикуемого в тех же «хороших» школах.

    Если отбросить в сторону коррупционную составляющую такого рода подготовки, вполне можно сформулировать, почему занятия действительно необходимы для ребенка.

    Чудный новый мир

    Школа — это новый непредсказуемый мир. Как сказка, только пока непонятно, страшная или добрая.

    Источник: Википедия

    Очевидно: дети идут в школу для того, чтобы учиться. Но парадокс состоит в том, что активно обучаясь всю свою маленькую жизнь — ползать, ходить, говорить, играть, они ни разу ещё не делали этого сознательно.

    «Учеба» проходила сама собой, и все достигнутые результаты имели в своей основе железобетонную мотивацию на уровне инстинктов. Не всякий взрослый в состоянии объяснить, для чего надо учиться, обычному ребенку это непонятно вовсе.

    И даже самые искренние родительские рассуждения на эту тему для него — не более чем абстракция.

    Единственное, что он ощущает всем своим существом — это тяжелый груз ответственности, свалившийся на него непонятно зачем, но от этого не менее обязательный и страшный.

    Школа — это совершенно новая реальность для ребенка. Даже если он ходил в садик и в целом привык к социальной среде обитания детей, школа — это то, чего у него ещё никогда не было. Нет опыта — есть стресс.

    Тонны книг написаны психологами по вопросам адаптации в школе, но большинство из них касаются вопросов, когда ребёнок в школу уже попал, и теперь нужно решить, что с этим делать.

    Подготовительные занятия дают возможность постепенно познакомиться с новой атмосферой и новым местом, в которое он предположительно будет ходить довольно долго. Совершенно недостаточно зайти в школу один раз на «экскурсию», чтобы быть уверенным, что теперь уж тут все знакомо.

    Дети довольно консервативны, и, чтобы привыкнуть к чему-то новому, и тем более расслабиться в незнакомой остановке, им нужно время. Как правило, ситуация ещё и нагнетается в семье разговорами о том, что в школе «всё серьезно» и намеками, что шалости и капризы станут в школе наказуемы.

    К сожалению, у многих из нас есть собственный печальный опыт репрессивной советской школы, и даже когда речь идет об устройстве ребенка в частное учебное заведение, родители не в состоянии избежать личной предвзятости к вопросу. Занятия по подготовке к школе призваны хотя бы частично развеять этот миф, наглядно показав, что новая «взрослая» реальность не так уж страшна и в ней можно комфортно существовать.

    Читайте также:  Чем полезен хрен - народная медицина

    Взрыхление почвы

    Для того, чтобы воспринимать новую информацию, нужно основательно подготовить не только свой разум, но и чувства и тело. У психологов есть такое понятие — «разогретая» группа. Имеется в виду, что люди, прошедшие некую подготовку, в состоянии работать гораздо эффективней. Точно так же детям, чтобы начать учиться, нужен «разогрев», но значительно более долговременный, чем взрослым.

    Ну-ка, дети, встаньте в круг

    Школа — это не только знания и уроки, но ещё и одноклассники, учителя, то есть другие люди, с которыми надо как-то общаться и взаимодействовать. Образование вообще, если только оно не домашнее, — это коллективная работа, в которой важен каждый. Любой участник этой работы или помогает общему делу, или мешает.

    Даже тот, кто остаётся как бы безучастным, отстраняется от процесса, так же влияет на него, тормозя, расхолаживая или отвлекая остальных. Пресловутая социализация, ради которой, часто против воли, отдают детей в сад, в школе имеет решающее значение. Но простое пребывание ребенка в кругу сверстников далеко не всегда может дать полезные навыки общения.

    Быть социализированным ребенка надо учить. И это тоже задача подготовки к школе.

    Иллюстрация в журнале для воспитателей, 1893 г.

    Источник: Википедия

    А также их родители

    Готовить к школе нужно не только детей, но и родителей. Возможно даже, родителей в первую очередь. Как уже говорилось выше, многие из нас имеют собственный, весьма травматичный школьный опыт. Несмотря на то, что для большинства родителей это «дела давно минувших дней», в сходном контексте старые обиды дают себя знать.

    Парадоксально, но взрослый человек, оставивший школу далеко позади, реагирует на привычные раздражители — замечание учителя, даже просто строгий учительский голос и характерные, слишком знакомые интонации — точно так же, как и в детстве.

    Ребёнок, пока не имеющий ни положительного, ни отрицательного школьного опыта считывает реакцию взрослого буквально. Принимает как данность противопоставление школы семье.

    Это следствие без причины, чужое негативное «наследство» оказывается крайне разрушительным для внутреннего мира ребёнка.

    Привыкший доверять маме и папе, он чувствует собственную эмоциональную несогласованность, которую не понимает.

    Конечно, не все в прошлом ненавидели школу. Кому-то повезло, и школьные годы оставили приятные, легкие воспоминания, наполненные беззаботной радостью и интересными событиями.

    Если это всё же не так, задача взрослого человека дифференцировать собственные прошлые чувства от нынешней, уже не своей реальности. Но даже в самом тяжелом случае может помочь откровенный разговор с ребенком. Расскажите ему, как всё было у вас, не вынося за скобки неприятные моменты.

    По крайней мере, это восполнит информационные пробелы в «переваривание» ребёнком ваших реакций на школу. Сделайте акцент на том, что его опыт — другой, что изменилось время, и путь, по которому суждено пройти ему в любом случае будет отличаться от вашего.

    Ваша же обязанность, как самого близкого человека, если не помочь ему на этом пути, то хотя бы не навешивать груза собственных травм и ошибок.

    Итак, пять шагов, которые стоит сделать родителям для улучшения адаптации к школе:

    • Даже если ваш ребенок посещает подготовительные курсы, имеет смысл бывать с ним в будущей школе почаще. Подойдут различные спектакли, концерты, ярмарки, проходящие в течение года, посещение которых обычно открыто для всех желающих;
    • Говорите с ребёнком о школе. Рассказывайте ему о своей школьной жизни, не исключая грустные и тревожные моменты. Так ему будет проще понять, что его волнение, а в дальнейшем и какие-то текущие тревоги — не что-то исключительное, а нормальная, обычная жизнь;
    • Уделяйте внимание «простым» навыкам. Умеет ли ваш ребенок прыгать через скакалку? А попадать по бите в игре в классики? Эти весьма полезные игры, к сожалению, почти канули в лету, а ведь они очень положительно влияли на моторику, концентрацию и координацию движений;
    • Старайтесь организовать жизнь ребенка в определенном ритме. Занятия в школе всегда начинаются в строго обозначенное время. Да и все активности в ней расписаны буквально по минутам. Чтобы потом нормально справляться с домашними заданиями, при этом не переутомляясь, имеет смысл выработать оптимальный режим дня и чётко его соблюдать;
    • Не усердствуйте в обучении ребенка чтению, письму и счету, если вы чувствуете сопротивление с его стороны. Никто ещё не получал аттестат зрелости, оставшись неграмотным. Ваш сын или дочь всему научится в своё время, но важно преждевременным образовательным порывом не сформировать негативное отношение к занятиям как таковым. Конечно, всякое обучение в большинстве случаев происходит через усилие. Но пусть это усилие будет в радость.

    6 октября 2015, 12:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

    Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

    Источник: https://newtonew.com/school/soon-to-school

    Подготовка к школе. Необходимость или тренд?

    Сентябрь я бы назвала месяцем расписаний. Учителя и родители меня поймут. Все вокруг в мыле, все утрясают всевозможные сетки — учебы, спорта, дополнительных занятий.

    Главный квест сентября лично для меня — составить расписания занятий, которые веду я, а это непросто.

    После распределения всех желающих по подходящим группам, кажется, что я могу работать в любой логистической компании главным специалистом.

    Но вообще-то я хотела не о логистике. Каждый год в сентябре, формируя группы, общаясь с новенькими и решая вопросы удобства расписания со «старенькими», я сталкиваюсь с проблемой совмещения занятий. И иногда дети бросают одно, захотев заниматься другим. Или родители за них бросают.

    Это совершенно обычный и понятный процесс, нельзя впихнуть в свою жизнь все, приходится выбирать. Мне жалко расставаться с некоторыми детьми из студии, особенно со способными и увлеченными, но что ж поделаешь.

    Правда, порой бывает ну очень обидно — когда ребенок всей душой хочет продолжать, когда у него это любимое или одно из любимых занятий, а его насильно забирают, чтобы он посвящал свое время чему-то более полезному (по мнению родителей).

    Чаще всего этим более полезным и необходимым является подготовка к школе. «Вы знаете, дочка очень любит ваши занятия, очень хочет ходить, но у нас в это время подготовка к школе», — это я слышу каждый раз в начале учебного года. Мне всегда жаль (и не из соображений выгоды — стоит очередь желающих в группу), что ребенок лишается действительно любимого дела.

    Вот буквально на днях у нас состоялся похожий разговор с одной мамой. Правда, мы нашли способ не бросать занятия, но я все же спросила из любопытства — а зачем вам подготовка к школе? Как мама маму, все-таки у меня уже три школьницы, а четвертая пойдет в следующем сентябре.

    И, наблюдая сейчас за форменным родительским психозом под названием «подготовка к школе», я радуюсь, что нас это миновало.

    Итак, возвращаюсь к разговору с мамой девочки. Зачем вам подготовка, чего вы от нее хотите? Может быть, ваша дочка не знает букв, а вы никак не можете научить ее сами? Знает. Не читает? Читает, но плоховато, только по слогам — елки-палки, да в первом классе она полгода будет снова проходить буквы! Может, считать не умеет, цифр не знает? Знает.

    Плохо с моторикой? Отлично у нее с моторикой. Может, не социализирована, нет общения с детьми? Все с этим в порядке. Значит, вероятно, вы хотите попасть в какую-то конкретную школу и потому идете туда на подготовку? Нет. Так ЗАЧЕМ вам подготовка к школе? Ну как же… Надо.

    Я всегда безмерно удивляюсь и не могу понять, что в таких случаях движет родителями.

    Отдавать немалые деньги, отрывать ребенка от того, что ему интересно, — ради чего? Все это очень напоминает массовую истерию из серии «все побежали, и я побежал». А ведь некоторые еще и по два года до школы водят своих детей на подготовку.

    Не домашних детей, а «садовских» — пораньше забирают из сада и ведут. Два раза в неделю. По часу, а то и больше. С сомнительным результатом. Все думаю, где я ошибаюсь в своих рассуждениях? Спросила младшую дочь для порядка — ты хочешь ходить на подготовку к школе? Нет.

    Оно и логично, если в саду интересно, занятий хватает, читать умеет, считать тоже, что там делать-то?

    Впрочем, не спешите со мной спорить, я понимаю, что пристрастна в этом вопросе. У меня есть свой личный опыт и опыт работы с чужими детьми. Так что я вполне вижу изъяны своих эмоциональных рассуждений на тему «да кому это нужно?» При зрелом размышлении становится ясно, что есть немало детей, которым подготовка к школе очень даже нужна. По разным причинам.

    Да, мне повезло, мои дети в этом не нуждались, у них был хороший сад с логопедом, а основным знаниям они научились дома в процессе игры, разговоров и общения с семьей. Только вторая дочь ходила на подготовку пару месяцев и то для того, чтобы ее с шести лет в школу взяли. Ей и в 6 было скучно в первом классе.

    Но ситуации у всех разные, многим детям подготовка к школе необходима.

    Главное, не поддаваться всеобщей истерии, которая сейчас царит повсеместно. Будь то политические обсуждения, ЗОЖ, полезная пища, нетрадиционная медицина, ранее развитие и т. д.

    Нужно четко взвесить все за и против, понять, действительно ли вам нужно все это или это подверженность массовому психозу (в той или иной степени). Почему я так на это упираю? Да потому что вижу, что половина детей, которые ходят на подготовку к школе, в этом совершенно не нуждаются.

    А некоторым даже и неполезно. Им бы детство продлить, не загружать их раньше времени, дать заниматься тем, что им нравится. Но у родителей какие-то свои амбиции и соображения по этому поводу.

    А часть детей просто теряет время, не получая от подготовки никакой пользы, так как им нужны индивидуальные занятия. В общем, нужно серьезно задуматься, прежде чем отдавать своего ребенка на подготовку.

    Читайте также:  Чрд и чрт при лечении атеросклероза сосудов головного мозга - народная медицина

    Из обсуждений необходимости подготовки к школе я сделала несколько выводов. Точнее, выделила основные причины, по которым детей туда ведут, осознанно ведут.

    1. Желание попасть в конкретную школу. Здесь курсы подготовки при школе могут быть двух видов: первый, грубо выражаясь, — официальный взнос за поступление в школу, выглядящий как оплата подготовки (обычно дорого), это грустный вариант, но иногда неизбежный; второй — специальные требования к знаниям и образу мышления набираемых детей, здесь обычно интересные курсы сложные, но однозначно полезные.
    2. Социализация и привыкание к коллективу и школьным требованиям. Это наиболее актуально для «несадовских» детей, которые основную часть времени проводят дома. В качестве мягкой психологической подготовки пару раз в неделю — самое то. В этом случае и дети обычно с радостью и интересом ходят на занятия.
    3. Этот пункт, возможно, будет спорным, но, руководствуясь своим опытом работы в группах дошкольников, я все-таки его внесу. Некоторым детям подготовка к школе нужна, прежде всего, не для получения знаний, а для того, чтобы получить представление о допустимых рамках поведения. Как правило, не в меру активные и непослушные дети, и, извините, плохо воспитанные, испытывают огромные трудности в школе. Хорошие занятия по подготовке к школе помогают им несколько приспособиться к новым требованиям.
    4. Необходимость получить какие-то конкретные знания и умения. Действительно, не все родители могут научить своих детей, например, читать. У некоторых родителей просто нет на это времени. Можно сколь угодно много говорить о безответственности и лени, но порой обстоятельства вынуждают работать так, что нет ни моральных, ни физических сил на хоть какие-то занятия с ребенком. Тогда подготовка к школе может существенно помочь. С другой стороны — в первом классе все равно начнется все сначала — буквы, звуки, чтение по слогам, палочки-крючочки. Для некоторых, впрочем, повторение очень полезно, так что вреда от подготовки точно не будет.
    5. Желание ребенка. Есть дети, которые очень хотят учиться. Но по возрасту или психологически в школу еще не годятся, хоть часто уже вполне готовы по знаниям. И если дело не столько в заданиях (которые можно с большим успехом делать дома), сколько в самой школьной атмосфере, тогда можно ребенка и отдать на подготовку. Исключительно потакая его желанию.

    В общем, сегодня я Капитан Очевидность, но все же скажу — какая бы ни была прекрасная подготовка к школе, дальнейшая учеба ребенка сильно зависит от того, что ему дали родители в дошкольном возрасте. Сколько читали с ним, как много и о чем разговаривали, чем интересным его увлекли.

    Именно поэтому подготовка к школе не является никакой гарантией дальнейших успехов в учебе, хотя большинству детей, несомненно, помогает в той или иной степени. Если, конечно, это хорошая крепкая подготовка, а не наглое вымогательство денег у доверчивых родителей. Так что стоит хорошо подумать, прежде чем отдавать туда ребенка.

    Ответить себе честно — а нужно ли это на самом деле, а стоит ли оно того (и в материальном плане тоже), а принесет ли это пользу, если сам ты не готов прикладывать усилия.

    Источник: http://www.matrony.ru/podgotovka-k-shkole-neobhodimost-ili-trend/

    Подготовка к школе. Нужны ли детям курсы?

    Вашему ребенку уже исполнилось или скоро исполнится шесть. До школы остается один год. Пора задуматься о масштабной подготовке? Что выбрать? Самостоятельную подготовку или подготовительные курсы? А может быть, еще на целый год продлить ребенку детство?

    Дать самое лучшее

    Конечно, для самых «продвинутых» вопрос не актуален: они еще два-три года тому назад выбрали будущее (вне всяких сомнений — самое лучшее) учебное заведение и почти наверняка ходят пару раз в неделю на какие-нибудь курсы, стоимость которых сопоставима со стоимостью обучения в вузе. За что имеют некие «высокие шансы поступления» к уже знакомому учителю. Не то, чтобы теперь они полностью спокойны за будущее своего ребенка, но, по крайней мере, могут при случае сказать своим знакомым, что «вопрос с гимназией они порешали», а то и хвастануть тем, что их отпрыск уже читает энное количество слов в минуту и решает примеры. И в те моменты, когда знакомым нечем похвастать в ответ, они ненадолго успокаиваются мыслью, что «дают ребенку самое лучшее». Этой категории граждан дальше статью можно не читать.

    Если вы не такой «продвинутый» родитель, то возможно, пока только выбираете курсы или колеблетесь, а нужны ли они вообще. В этом случае наиболее распространенная логика мам и пап — сторонников курсов подготовки к школе такова:

    Причина № 1. Отдать в руки профессионала

    Мы работаем допоздна и едва успеваем перекинуться с ребенком парой слов между делами по вечерам. Ко всему прочему у нас нет бабушки — педагога высшей категории с сорокалетним стажем и желанием заниматься внуком. Вроде, могли бы и сами заниматься с ребенком, но нет времени, чтобы делать это систематически.

    К тому же, не знаем, как правильно действовать. Рисовать закорючки — а вдруг чему-нибудь не тому научим и навсегда испортим почерк? К тому же детка наши объяснения плохо воспринимает, не хочет выполнять отдельные задания, а то и вовсе отказывается заниматься. Таким образом, нам по всем показателям — прямая дорога на курсы подготовки к школе.

    Пусть учительница учит «правильно».

    Причина № 2. Пусть заранее адаптируется

    Школа — это вам не садик. Это настоящий стресс. А потому — пусть дитятко готовится к худшему прямо сейчас. Тяжело в учении — легко в бою.

    К тому же, он у нас такой стеснительный/рассеянный/шумный/гиперактивный/несамостоятельный (нужное — подчеркнуть), что без курсов — просто никак. Пусть испишет несколько тетрадей, научится сидеть смирно хотя бы по 30 минут и слушаться учителя.

    Заодно узнает, как и что в школе устроено, где находится туалет и познакомится с будущими одноклассниками.

    Причина № 3. Элитарность дорогого стоит

    В нашу гимназию-лицей вообще не берут «детей с улицы», нужно приложить усилия, чтобы ребенка «туда поступить».

    Если хочешь себя показать, нужно обязательно ходить на курсы, уплатить требуемую сумму, понравиться учителям. Так шансы существенно возрастают.

    И потом —  у нас в первом классе будет такая сложная программа, что без подготовки ее просто не осилить. Это ведь не обычная школа «по месту жительства».

    Подноготная родительских амбиций

    А теперь давайте вглядимся глубже в мотивы, которые движут родителями. И попробуем озвучить то, в чем большинство взрослых не готово сознаться даже самим себе.

    Мы и так устаем, дел невпроворот. Хочется быть хорошими родителями, но испытываем чувство вины, потому что сил и времени на ребенка не хватает. Страшно, что малыш не справится. Причем боимся не только его реальных трудностей, но и того, что его школьные проблемы вскроют нашу родительскую несостоятельность.

    Боимся критики учителей, непонимающих взглядов приятельниц — тех самых, у которых дети с трех лет учатся грамоте и математике. Если в отношениях с ребенком присутствует напряжение, то интуитивно мы чувствуем, что не надо бы осложнять наше общение еще одним непростым аспектом — учебной деятельностью.

    Проще — отдать в руки профессионалов.

    Одним махом решается куча проблем. Во-первых, самим не надо напрягаться и «что-то там» целенаправленно развивать. Во-вторых, можно успокоить свою тревогу.

    Вот ведь, найден хороший специалист, деньги немалые заплачены, и при этом никаких недоуменных вопросов на детской площадке: «Как, вы к школе не готовитесь?!» Таким образом, мы со спокойной совестью ставим «пятерку» в свою невидимую родительскую зачетку, а в качестве бонуса позволяем себе лишних несколько часов в неделю избегать общения с собственным дитяткой на вполне законных основаниях.

    Школа в поисках «удобных» воспитанников

    Итак, мы видим, что подготовительные курсы прекрасно удовлетворяют потребность взрослых чувствовать себя хорошими родителями. Значит, на подобную услугу будет спрос, а где есть спрос — там и предложение — таков неизменный закон рынка.

    Не удивительно, что недостатка в частных репетиторах и различных центрах развития для «подготовишек» не наблюдается. Школы в нашей стране, известное дело, не избалованы финансированием, а учителя — высокими зарплатами.

    Для них дополнительный доход — тоже, несомненно, хорошее подспорье.

    Конечно, нельзя сказать, что это родительские потребности стали единственным двигателем рынка данных услуг. Думаю, талантливый маркетинг сыграл немалую роль в том, чтобы сначала эти самые потребности как следует развились, а в обществе сложилось четкое представление, что разумнее отдавать вопрос подготовки к школе на аутсорсинг, а не решать его внутри семьи.

    Но помимо финансовой стороны для школы есть и другие немаловажные обстоятельства, объясняющие желание усадить за парты побольше дошколят. Во-первых, администрации нередко хочется по возможности отфильтровать детей с поведенческими особенностями.

    Даже один «проблемный» ребенок в классе — это тяжело, а если их будет несколько? В этом смысле курсы можно использовать как своего рода «смотрины» будущих учеников.

    Только откуда вам знать, какой ярлык прилипнет к вашему чаду во время курсов, и не будет ли он впоследствии помехой для поступления и учебы?

    Во-вторых, школе хочется в массе своей получить «удобных» детей, готовых к тому, чтобы обучаться в условиях традиционной классно-урочной системы.

    Конечно, такую подготовку можно называть красивым словом «социализация», но нужно понимать, что на подготовительных курсах, как правило, у детей не столько развивают коммуникативные навыки как таковые, сколько «приучают» слушать учителя, не перебивать других, сидеть смирно и т.д.

    Так психолог Людмила Петрановская в своей замечательной книге «Тайная опора.

    Привязанность в жизни ребенка» пишет о том, что у понятий «социализация» и «подготовка к школе» на постсоветском пространстве есть довольно зловещий смысл: заранее «обтесать» ребенка под функционирование в качестве «воспитанника учреждения».

    Читайте также:  Хруст в коленях - народная медицина

    «Приучить его терпеть стресс от пребывания в большой группе без своего, защищающего взрослого, натренировать на отключение от собственных чувств и потребностей, ради того, чтобы не выбиваться из группы.

    Неслучайно в устах учителей начальной школы «ну вы же в сад не ходили» звучит часто как претензия: почему ребенок не обтесан заранее, почему он слишком ребенок, слишком живой. И вот такая социализация, даже если она неизбежна, пусть случится как можно позже, когда у ребенка будет больше ресурсов, чтобы сохранить себя в любых условиях».

    «А мне играть охота!» или О потребностях ребенка

    Итак, мы разобрались, что родителям курсы помогают чувствовать себя хорошими мамами и папами, для центров, оказывающих соответствующие услуги, — это источник заработка, а для школ — еще и способ получить «удобных» учеников. А что же потребности самого ребенка?

    Начнем с самого простого — с режима дня: каждый знает, как важно его соблюдать для сохранения детского здоровья. И мы, не будучи специалистами, понимаем, почему по нормам в детских садах положено проводить занятия, связанные с интеллектуальным развитием, в первой половине дня.

    В то же время многие курсы стартуют в шесть-семь вечера и на них приходят дети, «отработавшие» в садике — не сомневайтесь — очень насыщенную десяти-одиннадцати часовую «смену».

    Те родители, кому уже во взрослом возрасте доводилось быть студентом-вечерником, могут себе представить, что даже после восьми трудовых часов осваивать новые знания не всегда легко — и это при всей зрелости и развитой саморегуляции. Тогда какая нагрузка ложится на пяти-шестилетнего малыша?

    Если мы копнем глубже и заглянем в любой учебник по психологии — хоть отечественный, хоть зарубежный, то прочитаем, что ведущая деятельность для ребенка дошкольного возраста — игровая.

    Именно в игре ребенок осваивает новые знания, умения и навыки, развивает речь, воображение и волю, учится общаться, руководствоваться правилами, вставать на позицию другого человека, усваивает нравственные нормы и ценности.

    Вспомните, как вы играли в детстве во дворе! Придумать сюжет, договориться с остальными детьми о правилах, следить за их выполнением, справляться со своими эмоциями, если проигрываешь… Для ребенка игра — отнюдь не баловство и не пустая трата времени. Это настоятельная потребность и идеальный способ решать ключевые задачи развития.

    Отнимая у ребенка время для игр, замещая их непомерным количеством занятий, мы ставим его в условия, когда потребность не удовлетворяется, ключевая задача возраста остается нерешенной.

    Мудрено ли получить проблемы? И стоит ли удивляться потом, что «вот ребенку уже восемь — а ему всё лишь бы играть!»? Дайте наиграться вовремя, и к семи годам, по всем законам развития, ведущей деятельностью станет учебная.

    Чего еще хочет дошкольник? Он хочет мечтать и придумывать разные истории. Хочет проводить время с родителями, делать что-то вместе, и остро нуждается в их безусловной любви и принятии.

    Теперь представьте, что вместо семейного общения и игр со сверстниками ребенка постоянно водят в разные школы развития и секции, или после садика тащат на подготовительные курсы. А по выходным усаживают напротив себя за стол и принимаются заниматься по методике, описанной в «умной книге». Да еще и постоянно требуют каких-то результатов, сравнивают с другими детьми.

    Просто на несколько минут поставьте себя на место этого задерганного малыша, которого изо всех готовят к будущей жизни, но не дают наслаждаться текущими, уникальными в своем роде моментами детства.

    Вы-то, несомненно, стараетесь ради его блага, но чувствует ли он себя любимым, счастливым и хорошим человеком, вне зависимости от того, как ему дается спорт, счет, письмо и рисование? А если ваш пяти — шестилетка очень «любит заниматься», то спросите себя честно: может быть, такие занятия для него единственный шанс побыть рядом с мамой, потому что играть у нее вечно нет времени? Или успехи в школе развития — единственный источник родительской похвалы?

    Если вновь обратиться к книге Петрановской, то мы прочитаем, что «на самом деле дети растут, учатся и развиваются не потому, что мы тянем их за уши», а потому что в них это заложено природой.

    «Для того, чтобы ребенок хотел все знать, не нужны специальные методики, ему просто должно быть интересно и нестрашно. Если ребенок спокоен за свои отношения с родителями, он немедленно поворачивается лицом к миру и отправляется его исследовать».

    И, наоборот, в состоянии стресса, никакое обучение и развитие невозможно. Все силы уходят на то, чтобы справляться с тревогой по поводу родительского гнева и разочарования.

    Какую потребность дошколенка удовлетворяют подготовительные курсы, решать вам. Я таковых, честное слово, не вижу.

    Если вы считаете, что ребенку скучно живется, разнообразьте его досуг прогулками, интересными играми со сверстниками или семейным времяпрепровождением.

    Конечно, если единственная альтернатива курсам — это компьютер, телевизор или привычное родительское: «отойди-не мешай-мне-работать», то, пожалуй, можно и на курсы пойти.

    Школа как инициация

    Начитавшись психологической литературы, начинаешь задаваться вопросом, а что по поводу подготовительных курсов думают практики — специалисты по дошкольному образованию. Мнения тех, кто организует такие курсы, вы без труда обнаружите в интернете: не сомневайтесь — они свои методы похвалят. Но хотелось бы, конечно, какого-то относительно независимого взгляда на проблему.

    Комментирует Юлия Климова, психолог, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, детский сад № 517:

    «На мой взгляд, подготовительные курсы могут навредить тем детям, у которых готовность к школе еще не сформировалась, и не будут иметь какого-либо значения для тех, кто и так готов к обучению. Поясню этот тезис.

    Если психические функции у ребенка еще не созрели для того, чтобы быть школьником, ему будет сложно даже в подготовительном классе. Зачастую обучение на курсах происходит в форме учебной деятельности, а не отдельных её элементов, включенных в игровую, что для старших дошкольников не допускается.

    На курсах присутствуют такие элементы школьной жизни как оценивание и домашние задания (недопустимые даже для учеников в первом классе!). Для тех, у кого еще не сформировалась произвольность (а она формируется в сюжетно-ролевой игре), эти ситуации, так или иначе, чреваты эмоциями неуспеха.

    В результате у ребенка пропадает интерес к школе и занятиям, а, возможно, и формируется негативное отношение к тому, к чему он в силу возраста, как правило, должен стремиться. «Потерять» положительную мотивацию к школьному обучению намного проще, чем потом её у школьника восстановить.

    А с проблемой «ребенок не хочет учиться, не можем заставить делать уроки» сталкиваются, к сожалению, многие семьи.

    Тем детям, у которых получается хорошо справляться с заданиями, курсы могут казаться интересным и приятным делом. Но, будем честны, эти дети и без всяких дополнительных занятий готовы к первому классу.

    Есть и другая сторона проблемы. Традиционно поступление в школу становилось для ребенка значимым событием, заменяющим обряды инициации, которые, к слову, у многих народов, тоже приходились на семилетний возраст.

    Малыши чувствовали, что повзрослели, гордились новым социальным статусом школьника. С массовым распространением курсов этот переход стал размытым.

    В ходе диагностики школьной готовности, обычно задают вопрос: «Хочешь ли ты пойти в школу?» У многих нынешних детей куда меньше радостного волнения и предвкушения по этому поводу, они  буднично отвечают: «Так я уже в нее хожу».

    На мой взгляд, подготовительные курсы больше подходят тем детям, которые не посещают детский сад.

    Как правило, у них достаточно времени для игр, отдыха, семейного общения и прогулок, а опыта взаимодействия с посторонними взрослыми, наоборот, не хватает.

    Тем не менее, по моим наблюдениям, большинство родителей стараются водить на курсы и детсадовских детей, хотя, с учетом программы дошкольного образования, в этом нет никакой необходимости.

    Не уставшие от учебных заданий, а наигравшиеся и предвкушающие радость школьной жизни дети — по-моему, это лучшее, что мы можем дать и школе, и своей собственной семье».

    Жить, а не готовиться

    Вы спросите: что же, нам совсем никак не готовиться к школе? Конечно, готовиться! И для этого есть масса простых и замечательных способов.

    Если вы любите своего ребенка и позволяете ему это чувствовать, вы готовите его к тому, чтобы справиться со школьным стрессом. Рассказывая истории из своей школьной жизни, читая и обсуждая книжки про учеников начальной школы (к примеру, рассказы В. Драгунского, Н. Носова, В. Голявкина), вы дадите своему «подготовишке» представления о том, что ждет его в ближайшем будущем.

    Если вы довольны жизнью, с интересом смотрите на окружающий мир и делитесь с ребенком своими наблюдениями, если обсуждаете, почему птицы улетают осенью на юг, а вода в лужах по утрам застывает,  вы развиваете его познавательную активность. А если рассказываете по вечерам сказки и поете песенки, то развиваете — эмоциональную сферу и речь.

    Если вы вместе стряпаете пироги или варите кашу, то почти наверняка ваш ребенок умеет считать, а, возможно, даже представляет, что такое пропорции. Если вместе ремонтируете технику — развивается мелкая моторика. Если вы позволяете ему остаться наедине с собой, то, наверняка, у него развитое воображение.

    Если не мешаете играть с другими детьми, он учится общаться и социализируется.

    И так во всем. Проживая рядом с ребенком полноценную жизнь, вы уже готовите его к школе.

    Не важно, чем вы заняты: вместе возитесь с цветами, делаете покупки, путешествуете, ухаживаете за животными,  шьете, красите забор…  У вашего сына или дочки появляется уверенность в своих силах и тяга к новому, он чувствует себя умелым и хочет больше узнать про то, как устроен мир. И нет смысла усложнять себе жизнь поиском курсов, репетиторов или чудодейственных методик. А затем поиском второй работы, чтобы все это оплатить.

    Но, может быть, в выбранной вами школе говорят, что детям, игнорирующим курсы, здесь не рады, и, даже если они прописаны в данном микрорайоне, сделают все, чтобы с ними не связываться.

    В этом случае двадцать раз подумайте: а вам не страшно отправить своего ребенка в такое учебное заведение? Будут ли школьные годы, проведенные в нем — радостным воспоминанием или неотступным стрессом от постоянного прессинга? Выбор за вами.

    Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/preschoolers/8487.html

    Ссылка на основную публикацию