Что должен знать и уметь ребёнок к школе? – здоровый образ жизни

Что должен знать и уметь ребёнок при поступлении в 1-й класс

«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители.

Действительно, образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года.

Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе?

Мы приведем примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.

Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу. Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем глубже он усвоит информацию, и увереннее будет чувствовать себя в школе.

Ведущие детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно эрудирован.

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Ребёнку следует не только знать ответы на эти вопросы, но и уметь озвучить их перед незнакомым взрослым человеком, если его будут спрашивать. Расскажите малышу, что ждет его в школе, как он будет учиться, как учились вы, когда были маленькими.

Это поможет ему не испугаться непривычной официальной обстановки и не забыть от волнения все, что знает.

Итак, ребенок поступающий в школу в 1 класс знает ответы на следующие вопросы (это минимум, который может быть дополнен):

Общий кругозор

  • Назови свое полное имя, отчество и фамилию.
  • Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  • Сколько тебе лет?
  • Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  • Кем работает мама? Кем работает папа?
  • У тебя есть сестра, брат? Как их зовут?
  • У тебя есть друзья? Как их зовут?

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник умеет:

  • прочитывать простой текст из нескольких предложений;
  • писать буквами или скопировать простую фразу. Например: «Коля ел суп», «Маша мыла окно».
  • четко произносить все звуки, имеет хорошую артикуляцию;
  • определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
  • определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
  • называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
  • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
  • знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
  • отвечать на вопросы и уметь их задавать;
  • составлять рассказ по картинке;
  • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
  • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
  • различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
  • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • отгадывать загадки.

Математика, счет

Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
  • уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
  • понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «

Источник: http://licey-omsk.ru/stati-dlya-roditeley/55-chto-dolzhen-znat-i-umet-rebyonok-pri-postuplenii-v-1-y-klass/

Статья по ЗОЖ на тему: Как подготовить ребёнка к школе

    Как подготовить ребенка к школе

Каждый родитель серьезно готовится к вступлению ребенка в школьную жизнь: затрачивается немало сил и средств на приобретение “всего необходимого”. Однако Просто одеть ребенка в красивую школьную форму и дать в руки модный ранец с разноцветными тетрадками теперь уж недостаточно – для успешного начала школьной жизни любому ребенку необходима психологическая подготовка.

Быть готовым научиться

Для 7-летнего ребенка школа – это определенного рода стресс, так как он становится взрослым, а значит, не может только играть в куклы-машинки и отдыхать, теперь он должен носить ранец и писать что-то в тетради, а после возвращения домой еще выполнять домашнее задание, а не только смотреть мультфильмы. Он – первоклассник, и родители должны осознать всю ответственность этого момента и подготовить к нему ребенка. Один из аспектов подготовки к школе – психологический.

Психологическая готовность

Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Она формируется у детей к семи годам путем специальных занятий. Психологи выделяют 2 аспекта психологической готовности ребенка к школе: личностная (мотивационная) и интеллектуальная.

В интеллектуальном плане у ребенка должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Ваш ребенок может с радостью пойти в школу, но это не означает, что он желает учиться. Ходить в школу и учиться – две большие разницы. Как пишет детский психолог Л.А. Венгер “Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться”.

Необходимо выработать у ребенка ряд навыков и умений. Например, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Необходимы для школы и аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

Для этого читайте с вашим дошкольником книжки, а потом просите вкратце изложить содержание прочитанного. Это приучает ребенка анализировать смысл книги и делает его речь связной, закрепляя в словаре новые слова.

Кроме этого, обязательны для будущего первоклассника такие качества как: любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость, потребность в поиске ответов на вопросы, а также умение регулировать свое поведение, выполнять длительное время не очень привлекательное задание. Все эти навыки можно нарабатывать ежедневно (игры, лепка, чтение, общение).

Личностная готовность

Это потребность общаться со сверстниками и умение общаться, способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что-то новое и полезное. В этом поможет рассказ родителей о школе, об учителях, о знаниях.

И, несомненно, ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Ему нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.

На готовности ребенка идти в школу отражается и то, как вы с ним общаетесь. Часто ли вы говорите: “Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто так носиться не будет”? Или: “Опять отвлекаешься. Вот в школе поставят тебе два по поведению, а с двоечниками никто не дружит”.

Если да, то избегайте таких фраз и создавайте у ребенка положительный образ школы. Все это необходимо ребенку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях.

Кроме того, врачи-неврологи советуют обратить пристальное внимание на общее состояние ребенка. Приучайте его к режиму дня. Особенно это важно для детей, которые не ходят по какой-либо причине в садик.

Пусть ребенок летом, перед тем как пойти в первый класс, встает в 7 или 8 часов утра и обязательно чередует отдых с занятиями. Соблюдение режима позволит первокласснику плавно войти в режим учебы, и на один стрессовый фактор у ребенка станет меньше.

После школы ему нужно обедать, отдыхать, гулять и только потом садиться за уроки.

Простые рекомендации

Не будет лишним перед школой обратиться к специалистам, если у вашего ребенка есть хроническое заболевание. Если заболевания нет, то можно у педиатра получить рекомендации по оздоровлению ребенка, а также пройти курс витаминотерапии и курс по укреплению иммунной системы, чтобы стрессовая нагрузка, связанная с первым классом, была меньше.

Нужно понаблюдать за ребенком в первые месяцы его школьной жизни. Возможно, он стал агрессивным, вспыльчивым или плаксивым. Это повод задуматься о том, какие проблемы возникли у вашего первоклашки. Если это связано с адаптацией к новым условиям, то поможет психолог.

Если же это касается того, что ребенок не усваивает материал, не может найти контакт со сверстниками, тогда необходимо обратиться к неврологу.

А если ваш ребенок соматически ослаблен, физически не переносит существующие нагрузки, устает или мучается головной болью, то стоит подумать о щадящем режиме обучения, например, на дому.

Незадолго до 1 сентября следуйте простым рекомендациям. Познакомьте ребенка с его учителем до начала занятий. Посетите его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.

Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Расскажите ребенку о расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед. Спросите ребенка о его чувствах и впечатлениях от первого дня в школе.

Успокойте его волнение и скажите, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

Читайте также:  Как избавиться от пробок в ушах - народная медицина

Таким образом, соблюдение режима, психологический настрой ребенка, забота о его здоровье и родительская любовь очень помогут вашему ребенку, когда он пойдет учиться в первый класс.

Ученики и ученицы

Итак, ребенок пошел в школу. И не просто ребенок, а мальчик или девочка, первоклассник и первоклассница, со свойственными им особенностями восприятия, мышления, речи, эмоций, с особой организацией мозга, с разными установками, типами характера и поведения, разные по своему биологическому возрасту.

Очень это трудное дело – начать школьную жизнь. Привыкание к школе, к новому укладу жизни, к новым требованиям называется школьной адаптацией, и у одних детей протекает легко и быстро, а у других – труднее и долго. Кто же труднее адаптируется к новой ситуации? Обычно это мальчики.

Девочки более общительны, контактны, легче перестраивают свои отношения, подстраиваются под ситуацию. Мальчики при любом изменении привычной жизни страдают больше. Но вот парадокс: сами мальчики значительно чаще, чем девочки, стремятся к новому, к изменениям в жизни, сами изменяют ситуацию.

Это они идут в походы и за отсутствием непроходимых джунглей лезут в неизведанные дебри строек, чердаков и подвалов.

Разные способности

Мальчики и девочки 6 – 7 лет готовы к школьному обучению весьма неодинаково. Различия заключаются в несколько лучшей интеллектуальной и эмоционально-личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ. Поэтому не случайно школьная успешность мальчиков и девочек в первом классе также различается.

В частности, усредненная оценка успешности мальчиков по основным предметам равняется 3,9 баллам (по традиционной 5-балльной шкале), а у девочек – 4,3 балла. Естественно, что не в пользу мальчиков различается и физиологическая “цена”, которую “платит” организм ребенка за процесс обучения.

Так, к концу обучения в первом классе утомление у мальчиков в среднем в 6 раз выше, чем у девочек.

Школьная успешность мальчиков и девочек во многом зависит от врожденных особенностей функциональной организации мозга. Считается, что у мальчиков дольше созревает левое полушарие, а у девочек – правое.

Девочки в целом считаются более “речевыми”, они раньше начинают говорить, а значит, и все психические функции, которые появляются после возникновения речи, развиваются уже на этом фоне. Им обычно легче учиться в школе, по крайней мере, в начальной и средней.

Мальчики зачастую начинают говорить несколько позже, и до определенного возраста их психическое развитие проходит без прессинга собственной речи. Зато у них раньше формируется специализация правого полушария мозга по пространственно-временной ориентации.

Обращает на себя внимание еще и то обстоятельство, что у девочек отметки за год по разным предметам отличаются незначительно, обычно не более чем на 1 балл. У мальчиков ведомости чаще пестрят полным набором из “троек”, “четверок” и “пятерок”.

Возможно, это связано с тем, что мальчики болезненнее реагируют на необходимость использовать разные типы мышления, в зависимости от предмета. А вот девочки с успехом применяют одну и ту же тактику при изучении совершенно разного материала.

Многое зависит от темперамента

Весьма значительный вклад в школьную успешность первоклассников привносят индивидуально-типологические особенности, в частности, всем хорошо известные типы темперамента. Напомним, что их всего четыре: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

Так вот, больше всего проблем с получением высоких оценок испытывают мальчики-меланхолики и девочки-холерики.

По всей вероятности, затруднения в получении высоких оценок у детей с данными типами темперамента во многом определяются несоответствием их поведения стереотипным представлениям о мужественности и женственности, которых придерживается подавляющее большинство людей, в том числе и учителя.

Так, мальчики-меланхолики весьма ранимы, впечатлительны и медлительны. Им не хватает бойкости, активности, стремления отстаивать себя и свою позицию. В случае неудач они могут и всплакнуть. Разумеется, такое поведение расценивается как не совсем мальчишеское и частенько осуждается не только сверстниками, но и самим учителем.

Девочки-холерики, наоборот, слишком активны, самостоятельны, бойки, вспыльчивы, беспокойны и непоседливы. В конфликтных ситуациях они активно отстаивают себя, подчас с применением рукоприкладства, что совсем не радует окружающих. Да и высидеть в течение 40 минут на одном месте для такой девочки проблематично.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/12/17/kak-podgotovit-rebyonka-k-shkole

Воспитательная программа «азбука здоровья» Цель: пробудить у учащихся сознательные установки на здоровый образ жизни

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Цель: пробудить у учащихся сознательные установки на здоровый образ

жизни

Задачи: а) формирование мотивации к здоровому образу жизни;

б)формирование негативного отношения к вредным привычкам;

в)формирование адекватного поведения учащихся, направленное

на выздоровление в случае заболевания;

г) знакомство с основами правильного питания

Тема 1. Здоровье –всему голова

Цель: разъяснение важности организованной жизни и деятельности человека как одного из основных факторов здоровья

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Здоровье- что это такое? Сменная обувь –для чего она нужна Ты- третьеклассник Как воздух влияет на здоровье?
Можно ли самому творить здоровье Я собираюсь на прогулку Как нужно ухаживать за собой Пыль и здоровье.Зачем необходимо проветривание
Мой новый режим дня Здоровье и учебная нагрузка Здоровье и питание Чистота и здоровье
Что я знаю об одежде Что такое хорошо и что такое плохо Можешь ли ты сам заботиться о своём здоровье Одежда и времена года
Я умею одеваться Одевайся по погоде Инфекция и её предупреждение Мой режим дня

Учащиеся должны знать:

  • что такое здоровье;
  • виды одежды;
  • что хорошо, а что плохо для здоровья;
  • что такое инфекция;
  • о том, что чистота является залогом здоровья

.

Учащиеся должны уметь:

  • одеваться по погоде;
  • составлять индивидуальный режим дня;
  • чередовать умственную и физическую нагрузку;
  • выполнять гигиенические процедуры;
  • соблюдать и поддерживать чистоту в классе и дома.

Тема 2. Движение –основа жизни

Цели: разъяснение важности организованной жизни и деятельности человека как одного из основных факторов здоровья;

пропаганда здорового образа жизни;

укрепление здоровья детей через их занятия физкультурой и

спортом.

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Физзарядка. Её роль в укреплении здоровья. Роль спорта в укреплении физического и душевного здоровья О физической культуре в жизни человека Движение-основа жизни
Прогулка Утренняя зарядка Физкультминутки Динамические паузы
Подвижные игры и здоровье Спортивные секции Подвижные игры с прыжками Подвижные игры на внимание
Спортивные упражнения Дружи со спортом Чередование труда и отдыха Поход и здоровье
Общеразвивающие упражнения Подвижные игры с бегом Спортивные праздники О пользе физических упражнений

Учащиеся должны знать:

  • значение двигательной активности в жизни человека;
  • о роли подвижных игр, физкультминуток, динамических пауз в повышении работоспособности, в снятии напряжении и усталости.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять комплексы упражнений для разминок на занятиях;
  • выполнять комплексы утренней зарядки;
  • организовать и провести подвижные игры на прогулках.

Тема 3. Правильное питание –залог здоровья

Цели: формировать представления о значимости правильного питания на растущий организм;

воспитывать потребность в заботливом и внимательном отношении к своему здоровью.

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Зачем человек ест Полезная пища-вредная пища Значение витаминов для роста и развития Жиры. Их значение
Приятного аппетита Овощи. Блюда из овощей Вода и соли Углеводы. Их значение.
Какая пища полезней Фрукты. Мой любимый сок. Белки. Их значение в правильном питании Неправильное питание и заболевания
Моя любимая еда Витамины Продукты полезные для здоровья Какой должна быть наша пища.
Витамины Лук- от семи недуг

Учащиеся должны знать:

  • полезные для здоровья продукты;
  • вредные для здоровья продукты;
  • зачем человек ест;
  • знать значение белков, углеводов, жиров в питании;
  • блюда, приготовляемые из овощей и фруктов.

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать умеренность в питании;
  • дифференцировать вредные и полезные продукты;
  • соблюдать правила культурного поведения за столом.

Тема 4.Советы доктора Айболита

Цель: воспитывать практические навыки и приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Советы Доктора Воды Почему болят зубы? Красивые зубы- красивая улыбка Где находится мой желудок
Друзья. Вода и мыло. Рабочие инструменты человека Если кожа повреждена Как устроен мой глаз. Чтобы глаза видели
Как умываются животные Уход за руками Как стать Геркулесом Мои уши. Чтобы уши слышали
Глаза 0главные помощники человека Зачем человеку кожа Питание –необходимое условие для жизни человека Пожалей свою бедную кожу
Кто охраняет мой рот Уход за ногами Сон-лучшее лекарство Моё сердце

Учащиеся должны знать:

  • значение воды для всего живого на Земле;
  • правила бережного отношения к органам чувств;
  • виды упражнений по снятию напряжений с глаз;
  • виды упражнений и правила выполнения этюдов для снятия напряжения и восстановления психологической уравновешенности.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять гигиенические процедуры;
  • чередовать физическую и умственную работу;
  • проводить самомассаж волшебных точек;
  • составлять и выполнять режим дня;
  • разумно чередовать труд и отдых.

Тема 5. Вредные привычки

Цель: предоставить детям объективную. Соответствующую возрасту информацию о вредных привычках; помочь в предупреждении приобщения учащихся к вредным привычкам.

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Я- неповторимый человек Решение. Множество решений. Учись находить новых друзей и интересные занятия Правда об алкоголеУмей сказать: «Нет!»
Культура моей страны и я Решения и здоровье Мифы о «пользе» алкоголя Состав табачного дыма и его воздействие на организм человека
Чувства Нужные и ненужные тебе лекарства Реклама табака и алкоголя Мой характер
О чём говорят чувства Учись делать здоровый образ жизни. Пассивное курение Учусь понимать людей Как принять правильное решение
Курение и здоровье. Экология и курение в наше время Вкусы и увлечения Опасные и безопасные ситуацию Учусь настаивать на своём.
Читайте также:  Йод в организме человека и содержащие его продукты - здоровый образ жизни

Учащиеся должны знать:

  • полезные для здоровья привычки;
  • вредные для здоровья привычки;
  • сущность понятий «лекарство», «яд»;
  • правила обращения с лекарствами;
  • знать самого себя и свои возможности;
  • способы взаимодействия с людьми;
  • шаги принятия решений;
  • виды давления;
  • способы отказа от давления.

Учащиеся должны уметь:

  • критически относиться к вредным привычкам;
  • принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном;
  • находить друзей по интересам;
  • оценивать самого себя, отстаивать свою точку зрения.

Тема 6. Моя безопасность

Цель: способствовать овладению детьми правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях.

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Почему заболели ребята Чтобы нам не болеть Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми Съедобные и несъедобные грибы
Откуда берутся болезни С врачами нужно дружить Когда тебе грозит опасность Ситуация насильственного поведения незнакомых людей
У Мишки в гостях(приёмы закаливания) О несовпадении приятной внешности и добрых намерений Как уберечь себя от болезней Скорая помощь
Витаминная семья Будь осторожен дома Правила поведения в случае болезни Как вести себя в случае пожара
Лекарства –друзья, лекарства-враги Лето. Водоём. Правила безопасности на воде Меры безопасности на воде летом Как научиться плавать

Учащиеся должны знать:

  • о том, что такое болезнь
  • почему люди болеют;
  • правила поведения во время болезни;
  • правила приёма лекарств;
  • правила закаливания;
  • как вести себя в случае пожара;
  • правила безопасности на воде;
  • о том, как вести себя во время опасных контактов с незнакомыми людьми

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять элементарные правила поведения во время болезни;
  • вызвать. В случае необходимости «МЧС»;
  • читать инструкции по применению лекарств;
  • найти выход из опасной ситуации, связанной с контактами незнакомых людей.

Ожидаемые результаты:

  • Снижение заболеваемости среди обучающихся
  • Повышение качества обучаемости
  • Создание сплоченного коллектива учащихся
  • Личностный рост учащихся
  • Принятие учащимися здорового образа жизни, как осознанный необходимости
  1. Основная образовательная программа

    … , здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья. Учитывая эти особенности, целью программы по физической культуре является формирование у учащихся

  2. Программа

    установки на здоровый образ жизницелью. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ напробудитьПрограмма «Подвижные игры» организуется во внеурочной воспитательно-оздоровительной работе с учащимися

  3. Программа

    … отношения к здоровью, установка на здоровый образ жизни и безопасность. … здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в гимназии. Цель программы: найти оптимальные средства сохранения и укрепления здоровья учащихся

  4. Программа курса

    на искусство как значимую сферу человеческой жизни; • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках. ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся

  5. Программа

    программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания. Цели ориентиры, определяющие ведущие целевые установки … –воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, …

Другие похожие документы..

Источник: https://gigabaza.ru/doc/129683.html

Формирование здорового образа жизни школьника

В статье «Основы здорового образа жизни школьника» мы достаточно подробно говорили о каждом компоненте здорового образа жизни применительно к периоду школьного обучения.

Однако относительно многих моментов здорового образа жизни возникает закономерный вопрос: как обеспечить школьнику оптимальные условия для осуществления того образа жизни, который мы считаем правильным и здоровым? В то время как с питанием все более-менее ясно, то вот, например, формирование оптимального режима дня может оказаться настоящей проблемой.

Что включается в понятие формирование здорового образа жизни?

Осведомленность относительно здоровья, болезни и факторах, оказывающих влияние на состояние здоровья человека.

Этот пункт подразумевает приобретение знания об основных гигиенических навыках, правилах здорового поведения и элементарных закономерностях состояния организма человека.

Воспитание здорового образа жизни школьника

Этой проблеме мы посвятили отдельную статью , так как считаем вопросы мотивации на здоровый образ жизни у школьников крайне важными и определяющими течение дальнейшей жизни и состояние здоровья на долгие годы.

Предоставление материальных возможностей для осуществления здорового образа жизни.

Сюда отнесем собственно питание, одежду, мебель, спортивные учреждения и т.п.

К сожалению, нередко именно этим и ограничивается участие родителей в формировании образа жизни своего ребенка.

Однако очевидно, что самая качественная одежда и возможность оплатить дорогостоящую спортивную секцию мало что дают сами по себе – ими следует активно пользоваться и уметь «зажечь» школьника здоровым образом жизни.

Только тогда материальная составляющая формирования здорового образа жизни окажется благотворным фактором здоровья школьника.

 

Психологический аспект здорового образа жизни

Здоровый человек – это еще и стабильная уверенная личность, критически оценивающая свои способности и стремящаяся к самосовершенствованию. Для формирования такой личности требуется создать благоприятную психологическую атмосферу в семье и научить ребенка самооценке и продуктивному общению.

От знания к пониманию и навыкам

Источники получения знаний о здоровье и факторах, на него влияющих, могут иметь самое разнообразное происхождение. Уроки валеологии в школе, беседы с родителями, научно-познавательные книги, развивающие передачи, участие в оздоровительных мероприятиях – нужно постараться использовать максимальное количество источников.

Выбирать источники знания о здоровом образе жизни нужно обязательно с учетом особенностей психологии школьника.

Для детей младшего и среднего школьного возраста информация будет понятнее, если использовать игровую составляющую, а также принципы наглядности и эксперимента.

Рисуйте схемы, организуйте игры с включением понятий здорового образа жизни, наблюдайте вместе с ребенком изменения в его организме.

Например, начиная утренние пробежки, вы можете зафиксировать, сколько минут потребуется ребенку, чтобы пробежать вокруг дома – не забудьте записать полученный результат. Когда через месяц регулярных занятий вы сравните свои достижения, то результат утвердит ребенка в его успехе: теперь он будет знать на опыте, насколько важна тренированность – а это отличный стимул к дальнейшим пробежкам.

Старшим школьникам важно мнение авторитетов и мнение сверстников, поэтому для подростков уместным будет пример кого-то из известных музыкантов, актеров, успешных сверстников.

Организация правильного режима дня

Режим дня школьника должен строиться на балансе трех основных пунктов:

1. потребностей личности;

2. возможностей организма;

3. желаемых результатов.

Требования к современному человеку очень высоки, поэтому понятно желание родителей нагрузить своего ребенка английским языком, занятиями с репетитором, уроками в музыкальной или художественной школе. Однако следует понимать, что возможности ребенка ограничены – в конце дня он не должен чувствовать себя измотанным, истощенным.

Ошибкой многих родителей является желание заполнить все свободное время школьника по своему усмотрению, однако в большинстве случаев такой подход является глубоко ошибочным.

Даже взрослый сформированный человек нуждается в отдыхе, причем таком, который приносит ему максимальное удовлетворение – кто-то читает книги, кто-то вяжет или занимается другим рукоделием, кто-то ходит на рыбалку, а кто-то предпочитает просто расслабиться за просмотром художественного фильма. Условия, в которых человек отдыхает и оптимально восстанавливает свои силы, различаются в зависимости от особенностей конкретного человека – и ребенок не является исключением. Скажем больше – школьнику требуется гораздо больше свободного от занятий времени, которое необходимо ему для формирования навыков социализации и выражения своей личности.

Большинство людей, и дети не являются исключением, не способны длительное время работать в режиме критической интенсивности.

Порог выносливости индивидуален, и попытки его превышения чреваты развитием нервных срывов и формированием психосоматических заболеваний.

Поэтому даже в период подготовки к экзаменам рекомендуется периодически переключать школьника на активный отдых, который не только полезен для здоровья, но и повышает эффективность усвоения информации и облегчает процесс дальнейшего обучения.

Как определить допустимую загруженность школьника? Как правило, в дополнение к основным занятиям в школе вполне достаточно какого-то одного полноценного дела с занятиями 3-4 раза в неделю. При необходимости можно добавить еще одно занятие в неделю (например, дополнительные занятия по одному из предметов), однако при этом обязательно смотрите на самочувствие ребенка.

Как определить перегруженность школьника?

У школьника нет свободного времени, которое он мог бы посвятить любимому делу.

1. Он бледен, у него снижен аппетит.

2. У него утрачен интерес к любимому хобби.

3. Вы видите потерю жизнерадостности и нормального детского любопытства.

4. Он необычно рассеян, не может сосредоточиться на простом задании.

5. У ребенка появились навязчивые движения и другие признаки невротизации – он теребит одежду или волосы, сосет пальцы, грызет волосы, у него нарушен сон или снятся кошмары.

Кроме разумной интенсивности нагрузки в формировании правильного режима дня важно соблюдать принцип чередования умственных и физических занятий. Оптимально, например, если сразу после занятий в школе ребенок сможет побегать или погулять. Даже полчаса такого отдыха ускорят и облегчат приготовление домашнего задания.

Компьютер и телевизор: за и против

Широкие возможности, предоставляемые сетью интернет и обучающими компьютерными программами, способствуют развитию современного школьника, однако не стоит забывать об отрицательной стороне занятий на ПК.

Проблема в том, что большинство современных школьников из всех доступных развлечений предпочитают именно компьютер – игры и общение в социальных сетях, которые при отсутствии родительского контроля способны поглотить практически все свободное время школьника.

В связи с этим педагоги и врачи настоятельно рекомендуют родителям правильно организовывать свободное время школьника, отдавая предпочтение отдыху активному, подвижному, преимущественно на свежем воздухе.

Школьникам младшего и среднего звена рекомендуется проводить перед экраном компьютера и телевизора не более 30-60 минут в день.

Родителям любителей онлайн-общения мы бы посоветовали обратить внимание на возможные проблемы с социализацией у ребенка: нередко именно проблемы общения со сверстниками приводят к тому, что школьник часами может просиживать в социальных сетях, игнорируя возможность реального общения с реальными друзьями.

Читайте также:  Магниторезонансная терапия при лечении головной боли - народная медицина

 

 

Психическое здоровье – основа здорового тела и успешной личности

Формирование психического здоровья школьника многогранно и имеет разнообразные способы достижения результатов. Остановимся на некоторых, наиболее значимых моментах, оказывающих влияние на психологическое здоровье школьника.

Обстановка в семье

Главным правилом построения взаимоотношений в семье должно стать взаимное уважение и любовь.

Старайтесь советоваться с ребенком, особенно в тех вопросах, которые касаются лично его – выбор иностранного языка, спортивной секции, вариантов летнего отдыха.

Выделите школьнику зону ответственности – то, что он должен делать самостоятельно. Постарайтесь не кричать на него, а аргументировано высказывать свои требования.

Творчество

Любой человек имеет определенный творческий потенциал, который должен найти выход, самовыражение. Помогите ребенку найти свое хобби, выразить свое Я в творчестве.

Возможно, это будет рисование, музыка, вышивка, столярное дело; возможно, писательство, а возможно, и кулинарные изыскания.

Создавая что-то новое, свое, человек видит результаты своего труда, вкладывает себя в совершенствование окружающего мира, своего жилища.

Укрепление веры в свои силы

Отличным стимулом к любой деятельности является разумная похвала. Сделал ли школьник уроки, помыл ли посуду, помог ли младшей сестренке – не забывайте показать свое позитивное отношение к результатам его деятельности. Однако помните о разумности.

Например, при оценке рисунка не приравнивайте творение ребенка к работам Шишкина и Брюллова – такая неадекватная оценка неминуемо приведет к разочарованию и загубит стремление к дальнейшему совершенствованию.

Отметьте положительные стороны рисунка – правильные пропорции, хорошо подобранные цвета, но не забывайте и о критических замечаниях, в формулировании которых будьте осторожны и не используйте обидных сравнений.

Тренировка выносливости и самоограничение

Достижение успеха невозможно без самоограничения и интенсивного труда – ребенок должен это понимать и делать над собой усилия в этом направлении.

Рациональная свобода

Школьный период – это время перехода к взрослой жизни, время формирования самостоятельности. Старайтесь постепенно «отпускать» своего ребенка, давая ему возможность самостоятельно принимать решения.

Несомненно, не получиться обойтись без ограничений и запретов, однако оставляйте ребенку поле для самостоятельности в рамках установленных правил.

Это укрепляет веру в себя, приучает к ответственности за свои поступки, что в конечном итоге способствует развитию полноценной здоровой личности.

Умение отдыхать и расслабляться

Да, отдыхать и расслабляться тоже надо уметь. Покажите своему ребенку простые упражнения на переключение внимания: найти удобное положение и расслабить все мышцы, закрыть глаза и представить черное полотно, выполнять дыхательную гимнастику, потянуться. Помогайте школьнику организовывать свободное время, чтобы оно проходило с пользой и приносило ему удовольствие.

Будем мудры, внимательны и терпеливы к своему ребенку – так мы поможем ему вырасти здоровым и успешным.

Врач Карташова Екатерина Владимировна

otellook.com

http://meganom.su/web

Источник: https://stanzdorovei.ru/zdoroviie-obraz/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-shkolnika.html

Начальная школа: что должен знать будущий первоклассник

Уже совсем скоро наступит первое сентября, и множество деток впервые в жизни пойдут в школу.

Наверняка уже в течение нескольких месяцев родители потенциальных первоклашек озабочены вопросами поступления в школу: что должен знать первоклассник, готов ли мой ребенок к школе, в какую школу лучше всего пойти, где купить все к школе? Эти и другие вопросы постоянно крутятся в головах мам и пап будущих первоклашек и заставляют их волноваться.

Сегодня мы предлагаем вам поговорить о том, что должен знать первоклассник, поступая в школу, чтобы вы могли проверить своего ребенка, а также узнать рекомендации психолога о том, как проверить психофизическую готовность ребенка к школе.

Читай также: Школьная обувь: какую покупать и как выбирать

Пора в школу: готов ли малыш к школе?

Наблюдая за своими шестилетним ребенком, многие родители думают: ну какая ему школа, он же еще совсем малыш, пусть побудет еще немного в саду, рано ему еще за парту.

В некоторых случаях такое мнение родителей связано с тем, что малыш на самом деле еще не готов учиться, но во многих ситуациях дело тут совсем не в ребенке, а в желании родителей продлить своему малышу детство.

Чтобы объективно оценить психофизическую готовность ребенка к школе, существуют разные специальные тесты, о них нам сегодня расскажет Мария Малыхина, психолог клиники «ilaya».

Мария Малыхина, психолог клиники «ilaya»: «Психофизиологическая готовность к школе: 1. Физиологические системы организма должны приобрести свойства, обеспечивающие необходимый уровень дееспособности ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки.

Первый тест для проверки – попросите ребенка до тронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой (Филиппинский тест).Если он не достает, значит, еще не произошел полуростовой скачок, заключающийся в удлинении рук и ног, отражающий степень морфофункциональной зрелости организма.

Второй тест – на координацию движений – одновременно правой рукой погладить себя по голове, а левой рукой – похлопать по животу. Обычно формируется в возрасте 6-7 лет. Физиологическая зрелость обуславливает умение контролировать свое поведение, усидчивость, обучение письму. 2.

Смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную: игра перестает удовлетворять интеллектуальные потребности ребенка, возникает желание учиться. Приблизительно к 7 годам. 3. Сформированная социальная позиция школьника – знание и умение соблюдать правила поведения в школе.

Зависит и от возраста, и от формирования родителями».

Что должен знать первоклассник перед школой?

Если вам или психологу удалось определить, что ваш малыш психофизиологически готов к школе, тогда можно поговорить о том, какими знаниями и умениями он должен обладать пред школой.

Если же ваш кроха еще не готов к учебе, то вам тоже будет не лишним узнать, что должен уметь ребенок перед школой, чтобы постепенно начать готовить малыша к первому классу.

Что должен знать и уметь будущий первоклашка?

Сразу стоит сказать, что перечень желаемых знаний и умений ребенка перед поступлением в первый класс может отличаться в зависимости от школы или конкретного педагога. Мы предлагаем вашему вниманию примерный перечень.

Читай также: Список в школу: собираем первоклассника

Общее развитие ребенка

Будущий первоклассник:

  • знает свое имя, отчество и фамилию;
  • знает имена родителей, их род деятельности;
  • может назвать свой домашний адрес и телефон;
  • знает, в какой стране и городе он живет, также может назвать другие страны и города, которые помнит;
  • он знает, как называются некоторые растения, животные, насекомые и так далее;
  • ребенок знает времена суток, времена года, может назвать месяца года, дни недели, может сказать, сколько часов в сутках;
  • имеет представление о погодных явлениях;
  • знает цвета, различает понятия «право-лево»;
  • может назвать некоторые виды спорта, профессии, немного ориентируется в правилах дорожного движения, например, знает, что переходить дорогу можно на зеленый свет;
  • может назвать несколько фамилий писателей и поэтов;
  • знает самые важные государственные праздники;
  • может кратко рассказать, чем он любит заниматься;
  • может ответить на вопрос: зачем он идет в школу.

Интеллект

Ребенок может:

  • решить простые логические задачи, отгадать некоторые легкие загадки;
  • найти лишние предметы в группе;
  • добавить в группу предметы, которых не хватает;
  • рассказать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
  • сгруппировать предметы по определенным признакам;
  • восстановить последовательность событий.

Способности речи, памяти, внимания

Ребенок умеет:

  • находить отличия в двух картинках;
  • копировать простой узор;
  • описывать картинку по памяти;
  • запоминать короткое предложение и повторять его;
  • писать графические диктанты;
  • читать стихотворения, рассказывать сказки;
  • пересказывать услышанное;
  • составлять краткий рассказ по картинке.

Математические знания

Малыш может:

  • считать от 1 до 10;
  • проводить вычисления в пределах от 1 до 10;
  • разбираться в понятия «больше», «меньше», «поровну»;
  • перечислить простые геометрические фигуры, составить аппликацию из геометрических фигур;
  • сравнить предметы по ширине, длине, высоте;
  • поделить предмет на две, три, четыре равные части.

Читай также: Подготовка детей к школе: экономные подсказки для родителей

Чтение

Малыш может:

  • отличить буквы от звуков, гласные от согласных;
  • найти нужную букву в слове;
  • подобрать слово на заданную букву;
  • поделить слово на слоги;
  • прочитать предложение из 4-5 слов и понять смысл прочитанного.

Мама-форумчанка Вероника поделилась своей историей: «У меня ребенок научился читать в три года. Сейчас нам пять с половиной, на следующий год планируем пойти в школу.

Почти все из списка необходимых умений для первоклассника мы уже освоили.

Вскоре запишемся в подготовительный класс для первоклашек и подтянем там математические знания, думаю, через годик все будет отлично, и мы успешно пойдем в школу».

Письмо

Ребенок умеет:

  • держать ручку и карандаш в куре;
  • проводить непрерывные прямые и волнистые линии;
  • обводить рисунок по контуру, не отрывая руки от бумаги;
  • рисовать по клеточкам;
  • дорисовывать отсутствующую половину рисунка;
  • копировать геометрические фигуры;
  • уметь раскрашивать рисунок аккуратно.

В большинстве детских садиков с 5 до 6 лет деток целенаправленно готовят к школе.

Чтобы улучшить результаты ребенка, обычно педагоги рекомендуют родителям самостоятельно заниматься с малышами дома, начиная с 3-4 летнего возраста, тренирую все необходимые для школы знания и умения.

За несколько месяцев до начала учебы в первом классе вы можете записать ребенка в специальный подготовительный класс в той школе, где малыш будет учиться, там он  сможет подтянуть свои знания и немного привыкнуть к школьной атмосфере!

Приятной Вам учебы!

Читай также: Что подарить школьнику на 1 сентября

Источник: http://www.uaua.info/ot-6-do-9/shkola-ot-6-do-9/article-36367-nachalnaya-shkola-chto-dolzhen-znat-buduschiy-pervoklassnik/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector