Магниторезонансная терапия при лечении гиперактивного поведения — народная медицина

Гиперактивность, синдром дефицита внимания



Ваш ребенок непоседа, озорной, с ним трудно договориться, он не слушается взрослых, часто хулиганит, его любимые занятия: кататься на дверце холодильника и «стоять на ушах». Соседи называют вашего ребенка егозой и хулиганом. Учителя и воспитатели жалуются, что он не может усидеть пять минут на одном месте, плохо учится и неусидчив.

Для таких детей часто характерны резкие переходы от хорошего настроения к раздражительности, крику или агрессии. Особенно это заметно, когда ребенок утомлен. Родители, считая, что у ребенка очень много энергии, пытаются загрузить его дополнительными занятиями. Однако это вызывает ещё большое усиление симптомов гиперактивности.

Гиперактивность — это один из признаков синдрома нарушения внимания, которое ранее называли минимальной дисфункцией головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперактивного ребенка.

Это одно из самых распространенных детских поведенческих расстройств, часто сохраняющееся и в зрелом возрасте. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у взрослых часто остается недиагностированным. Между тем распознать гиперактивность важно, так как имеется его эффективное и безопасное лечение.

Ранняя и непрерывная терапия в детстве дает не только непосредственный эффект — она способствует формированию нормального поведения в зрелом возрасте.

Последствия гиперактивности

Так что это? Тип характера, невоспитанность или патология, по поводу которой стоит обратиться к врачу?

Давайте разберемся, к каким последствиям может привести данное состояние. Если ребенок не может сосредоточиться на определенной задаче, то он не может в последствие получить необходимые навыки, знания.

С каждым годом, недополученная информация будет накапливаться как снежный ком. Особенно, это станет заметным в школе, ребенок не сможет получить нормального образования, и, как следствие, это снизит качество жизни.

Такие дети плохо адаптируются к коллективу, они становятся зачинщиками драк и, как следствие, изгоями.

Прогноз
Медикаментозное лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью предполагает назначение сильнодействующих препаратов, механизм действия которых не до конца изучен, что приводит к самым различным побочным эффектам.

Известны случаи, когда после начала приёма препаратов у пациента обнаруживались симптомы, так или иначе связанные с воздействием лекарственного вещества.

Например, подросток из США, принимавший риталин, ворвался в школу с отцовским ружьём и расстрелял 15 сверстников.

Исследователи считают, что синдром может в неизмененном виде перейти из детского в подростковый и юношеский возраст или наблюдаться в остаточном состоянии. Интересно, что дефицит внимания уменьшается, а импульсивность и гиперактивность чаше сохраняются, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.

Частота антисоциального поведения у подростков с синдромом колеблется от 10 до 50%. В 30-70 % случаев гиперактивность переходит и во взрослый возраст.

Многие взрослые, у которых данная проблема не была выявлена в детстве, не осознают, что именно это и есть причина их неспособности сохранять внимание, трудностей в изучении нового материала, в организации пространства вокруг себя и в межличностных отношениях.

Причины и симптомы гиперактивности

Каковы же причины гиперактивности? Их множество. Это могут быть инфекции, родовые травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины – свинцовое отравление, плохое или неправильное питание.

Статистически гиперактивность в 4 раза чаще встречается у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики рождаются крупнее, у них позже созревает мозг. Соответственно, больше возможностей получения внутриутробных и родовых травм. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома составляет – 3-10%.

Симптомы почти всегда появляются в возрасте 2-3 лет. Средний возраст обращения к врачу – 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности и сосредоточенности. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна, энурезом, нарушениями речи.

Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания. Для диагностики необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий.

Дефицит внимания:

  1. Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
  2. Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.
  3. Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.

  4. Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.
  5. Имеет трудность с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое.
  6. Избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения.
  7. Часто теряет вещи, в которых он нуждается.
  8. Легко отвлекается посторонним шумом.

  9. Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

Гиперактивность и импульсивность:

  1. При волнении интенсивные движения руками или ногами или поеживаниями в стуле.
  2. Должен часто вставать с места.
  3. Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
  4. Трудность участвовать в тихих действиях досуга.
  5. Действует, как будто «заведенный».

  6. Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..
  7. Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.
  8. Неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..
  9. Вмешивается в разговор или деятельность других.

Смешанный:

Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности.

Диагностика гиперактивности и дефицита внимания

Во Франции признанным стандартом обследования гиперактивных детей является осмотр педиатром, неврологом, МРТ (магнитно-резонансная томография), ЭЭГ (электроэнцефалография) головного мозга для исключения органической патологии, консультация логопеда, нейропсихолога и врача-остеопата.

Так надо ли обращаться к стольким врачам? Ответ, однозначно ДА.

Как уже было сказано, причинами гиперактивности могут являться органическая патология головного мозга, именно поэтому после проведенных дополнительных методов исследования (МРТ головного мозга, ЭЭГ) необходима консультация невролога.

Другими же причинами гиперактивности являются механические травмы, полученные в родах. Если опять же возвратиться к статистике, то можно заметить, что это наиболее частая причина (мальчики, как более крупный плод, страдают чаще).

Помощь остеопата в лечении синдрома гиперактивности и дефицита внимания

Так чем же остеопатия так завоевала сердца европейских врачей и родителей?

Остеопатия приблизилась к пониманию патогенеза гиперактивности. Некоторые причины являются механическими, а как известно остеопатия успешно справляется с механическими повреждениями. Многолетним опытом работы доказана эффективность выбора такого метода.

Если сравнивать другие методы лечения гиперактивности, то обращаясь к западной практике, наши врачи все чаще назначают медикаментозное лечение. Основным лекарственным средством является Риталин.

Это препарат близок к группе амфетаминов, его побочные эффекты включают в себя инсульты, сердечные приступы и галлюцинации, проблемы роста, нарушения адаптации в коллективе и многое другое.

Надо ли говорить, что Риталин – наркотическое средство, вызывающее привыкание и зависимость?

Так не проще ли пройти врачей на исключение органической патологии и обратиться за помощью к остеопату? Ведь ни одному родителю не хочется, чтобы ребенок имел проблемы со здоровьем или вырос с наркотической зависимостью, которая в любом случае останется с ним на всю жизнь.

Записаться на прием к докторам с большим опытом работы в этой области:

Жан Фанселло (Jean Fancello)

Мэтр европейской остеопатии. Выдающийся доктор, один из лучших остеопатов и кинезиотерапевтов Франции. Ведущий преподаватель Высшей Остеопатической школы педиатрической и классической остеопатии г. Тулузы (Франция). Также вы можете записаться на МДП с участием Жана Фанселло

Стоимость приёма:
23 000 рублей

Гребенникова Елена Владимировна

Доктор остеопатии.Член Русского регистра докторов остеопатии.

Стоимость приёма:
2 500 рублей

Плошница Мария Алексеевна
Врач-остеопат, невролог, кинезиолог.Мила: Здравствуйте. Сыну 3 года и 3 месяца. Очень скудная речь и плохое понимание обращенной речи. Есть агрессия. Истеричность. Плохой сон. Временами боится новых мест. Со взрослыми контактирует неплохо.

Может даже поцеловать посторонних. Если, конечно, в настроении. Нет усидчивости и рассеяно внимание. Аппетит изменчивый..

Ответ врача:
  Добрый день! Конечно, количество и частоту посещений без осмотра установить не получится.

Но, думаю, достаточно будет посещать остеопата 1 раз в 2-3 недели.  Может быть, 1 раз в мес. Как долго? Это зависит от многих факторов и очень индивидуально. Может быть несколько лет, с перерывами, разумеется. А может, меньше, несколько раз.

Нужно посмотреть ребенка, даже одна процедура способна многое изменить!

Читать далееУ дочери (6,5 лет): плоско-вальгусные стопы, ЗПРР, расторможенность, СДВГРаиса: Вопрос по моему ребёнку: девочка 6,5 лет. Роды: асфиксия, слабая родовая деятельность.

Что беспокоит: плоско-вальгусные стопы, спим в памперсе (можем и днём пописать в трусы), ЗПРР, расторможенность, СДВГ, не говорим предложениями в которых более 3-х слов, не усидчивость, не инструктабельность. Напишите, пожалуйста, возможно ли лечение остеопатией?.

Ответ врача:Здравствуйте, Раиса! Из Вашего описания можно сделать вывод, что у ребенка последствия родовой травмы. Для уточнения диагноза очень важно как проходила беременность, роды, первый год жизни ребенка, его развитие до сегоднешнего дня. Врач остеопат может помочь Вашему ребенку.

Но, количество, частоту и какие остеопатические техники применять, возможно определить только при личной консультации.

С уважением, Черняга Сергей Алексеевич

Врач-остеопат, невролог, вертеброневролог.Читать далееУ ребенка 8 лет гиперактивность, беспокоит головная больМарина: Здравствуйте. Моему сыну 8 лет и 10 мес. С 2 лет стоит диагноз астма атопическая средней степени тяжести. Год назад поставили диагноз гиперактивность. Неусидчив, рассеянное внимание. Лечимся у невролога.Ответ врача:Добрый день! Причина возбудимости (гиперактивности) и головных болей скорее всего связана с травматизацией в процессе родов (даже если это было кесарево сечение). Консультация и лечение у остеопата показаны Вашему ребенку.

Читайте также:  Лепестки вместо красок: необычные картины художницы из сиэттла - здоровый образ жизни

С уважением, Мушаилов Руслан Эрсельевич

Врач-остеопат, травматолог-ортопед, терапевт.Читать далее

Задать вопрос

Просмотров статьи: 17569

Источник: http://www.ost-med.ru/chto-mi-lechim/giperaktivnost.html

Гиперактивность: симптомы и лечение

Категория: Неврология и психиатрияПросмотров: 41811

  • Нарушение сна
  • Нарушение концентрации внимания
  • Возбужденность
  • Неловкость движений
  • Импульсивность
  • Отсутствие контроля над действиями
  • Неусидчивость
  • Назойливые движения
  • Чрезмерная подвижность
  • Чрезмерная энергичность

Гиперактивность – это такая форма расстройства, которая достаточно часто проявляется у детей группы дошкольного возраста, а также у детей раннего школьного возраста, хотя не исключается и «переход» к дальнейшим возрастным группам при отсутствии соответствующих мер в ее адрес. Гиперактивность, симптомы которой заключаются в чрезмерной энергичности и подвижности ребенка, патологическим состоянием не является и зачастую обуславливается нарушением внимания.

Общее описание

Гиперактивность заключается, помимо перечисленных симптомов в виде чрезмерной энергичности и повышенной активности, в неспособности к сосредоточению на каком-либо конкретном предмете, импульсивности и неусидчивости ребенка, в отсутствии контроля над собственными же действиями.

Поведенческие особенности детей с гиперактивностью сводятся в среднем в 70% случаев к появлению беспокойства, аналогичные показатели приходятся на актуальность неврологических привычек, примерно в 50% случаев возникают проблемы с аппетитом и в 46% — проблемы со сном. В дополнение к этому можно обозначить неловкость, появление назойливых движений у ребенка, подергивания.

В общем плане рассмотрения гиперактивность принято обозначать с дефицитом внимания, что определяет такую аббревиатуру для этого состояния, как СДВГ, то есть соответствует обозначению «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Следует сразу отметить, что дефицит внимания в данном случае указывает не на то, что ребенку уделяют мало времени и внимания, а в том, что он не может сосредоточить свое внимание на чем-либо.

Гиперактивность определяет необходимость в приложении большего объема усилий, направленных на обучение навыкам письма, чтения и пр.

Общению с ровесниками практически в обязательном порядке при гиперактивности детей сопутствуют проблемы коммуникативного масштаба, конфликты.

Воспитатели и учителя относятся к таким детям как к личностям не слишком «удобным», что обуславливается теми проблемами, которые возникают с ними в ходе учебно-воспитательного процесса ввиду присущих на фоне гиперактивности особенностей их поведения.

На основании данных исследований известно, что гиперактивность актуальна в среднем для 2-20% детей, при этом синдром гиперактивности у мальчиков диагностируется до пяти раз чаще, чем, соответственно, у девочек.

Ввиду того, что мозг детей с гиперактивностью обрабатывает поступающую информацию плохо, аналогичная реакция с его стороны также приходится на воздействие внешних и внутренних стимулов.

Невнимательный ребенок в результате этого «неуправляем», потому как с ним не действуют ни уговоры, ни наказания, ни просьбы. Вне зависимости от условий, ребенок будет действовать импульсивно, без соответствующего той или иной ситуации  внимания.

Для понимания собственной линии поведения в отношении гиперактивного ребенка, следует выяснить, в чем конкретно заключаются причины гиперактивности.

В довершение добавим, что гиперактивность и СДВГ в частности в 30-80% случаев сопутствуют и взрослой жизни пациентов.

Более того, именно на фоне данного расстройства, не выявленного в детском возрасте, существуют впоследствии проблемы, связанные с неспособностью сохранения внимания, с организацией межличностных отношений и общего окружающего пространства, а также проблемы, связанные с освоением новой информации и материалов.

Гиперактивность: причины

Синдром гиперреактивности может быть спровоцирован осложнениями, сопутствующими развитию ребенка, в частности теми из них, которые были актуальны в период беременности матери, в процессе родовой деятельности или в рамках периода младенчества. Выделим основные причины гиперреактивности ниже:

  • наличие у матери хронических заболеваний;
  • токсическое воздействие, обусловленное отравлением при беременности, спровоцированным определенными продуктами, курением, алкоголем, принимаемыми медпрепаратами;
  • перенесение травм в период беременности, ушибов;
  • перенесение при беременности инфекционных заболеваний;
  • наличие фактора угрозы выкидыша, актуальной, как понятно, в период беременности матери;
  • осложнения родовой деятельности, спровоцировавшие кровоизлияния, асфиксию;
  • особенности родов, исключающие естественное их течение (кесарево сечение, стимуляция родовой деятельности, быстротечность родов или, наоборот, затяжное течение родовой деятельности);
  • особенности экологической ситуации в регионе проживания;
  • перенесение определенных заболеваний.

Гиперактивность: симптомы

Как правило, первые симптомы гиперактивности дают о себе знать в возрасте 2-3 лет, при этом на прием к врачу с сопутствующими этому расстройству проблемами родители не спешат. Из-за этого какие-либо меры по данному направлению приниматься начинают лишь к достижению критической точки, которая приходится во многих случаях к моменту поступления в школу.

Основными базовыми признаками, соответствующими гиперактивности, можно обозначить триаду проявлений, а это повышенная двигательная расторможенность, импульсивность и дефицит активной формы внимания.

Дефицит активной формы внимания заключается, например, в невозможности удержания внимания на конкретном процессе или явлении в течении определенно заданного временного промежутка. Сосредоточение достигается путем определения конкретной мотивации к этому. Мотивационный механизм формируется при достаточной для этого личностной зрелости.

Что касается следующего варианта, а это повышенная двигательная расторможенность, то она выступает в качестве проявления такого состояния, как утомление. У детей утомление зачастую сопоставимо с перевозбуждением и с отсутствием способности к контролю поведения, что, как понятно, отличает его от утомления в привычном его понимании.

Что касается такого проявления, как импульсивность, то она заключается в неготовности к торможению возникающих побуждений и желаний.

Из-за этого гиперактивные пациенты зачастую совершают те или иные поступки необдуманно, лишь под воздействием сиюминутного фактора, при конкретном моменте, обусловившем возникновение конкретного побуждения или желания. Подчиняться правилам при импульсивности дети не способны.

Достаточно характерной особенностью детей с гиперактивностью является такой момент, как цикличность, заключается она в том, что продуктивность работы их мозга составляет порядка 15 минут времени, после чего следует 5-минутный «перерыв», позволяющий подготовиться к очередному циклу активности. В результате такого переключения можно заметить, что в рамках примерно одинакового и соответствующего указанным цифрам времени ребенок как-бы «выпадает» из того процесса, в котором он на момент «перезагрузки» был задействован (общение, конкретные действия). Обеспечить возможность пребывания в условиях конкретной реальности ребенок может за счет выполнения каких-либо сторонних действий, то есть он может начать крутить головой, вертеться – за счет такой двигательной активности поддерживается постоянство работы мозга.

Находясь в одиночестве, гиперактивный ребенок не может сосредоточиться, он также становится вялым, действия, на которые он способен, по большей части монотонны и просты в выполнении. Здесь ребенку требуется внешняя активация.

Пребывание в семье или в условиях небольших коллективов обуславливает вполне адекватное поведение гиперактивного ребенка, однако стоит ему оказаться в группе побольше, в общественном месте и т.д.

– происходит чрезмерное возбуждение, полноценная деятельность становится невозможной.

В числе дополнительных проявлений симптоматики также можно обозначить актуальность неловких движений, которые обуславливаются слабостью моторной координации. В целом дети могут иметь неплохой общий интеллект, хотя его развитие обуславливается определенными затруднениями на почве существующей гиперактивности.

Диагностирование и лечение

Диагностика гиперреактивности производится на основании общего сбора информации субъективного масштаба, а также на основании психологического и аппаратного обследования. Прием врача будет включать в себя вопросы, касающиеся особенностей течения беременности и родоразрешения, а также перенесенных и актуальных заболеваний ребенка.

Диагностика также включает в себя проведение ряда тестов, на основании которых оцениваются параметры, определяющие степень его внимательности. Что касается аппаратного обследования, то оно включает в себя процедуру электроэнцефалограммы, МРТ (магнитно-резонансная томография).

На основании комплексной картины полученных результатов определяются конкретные индивидуальные принципы лечения.

Лечение гиперактивных детей является комплексным по характеру реализации мер, основывается оно на методах медикаментозной терапии, на психолого-педагогическом воздействии и методах воздействия за счет определенных элементов психотерапии.

Препараты, которые могут быть назначены в лечении, не способствуют лечению гиперактивности как таковой, но за счет их приема можно добиться снижения симптомов (импульсивность и пр.), а также улучшить способности к обучению и работе.

Также с помощью медикаментов можно достичь улучшения в координации движений, что требуется в частности для письма, спортивной деятельности и пр.

Родителям в общении с ребенком следует исключить отрицание в предложениях. Конфликтные ситуации требуют максимально возможного спокойствия с их стороны. Любые поставленные задачи важно обозначать через четкие формулировки действий, длинные формулировки, наоборот, исключаются, предложения должны быть короткими.

Поручения, даваемые ребенку, следует строить в соответствующей логической их последовательности, нельзя давать сразу несколько поручений.

Дополнительно важно дать понять ребенку, что вне зависимости от ситуации и то того, где он находится, родители всегда будут его поддержкой, помогая справляться с возникающими трудностями.

При появлении симптомов указывающих на гиперактивность, необходимо обратиться к неврологу.

Заболевания со схожими симптомами:

Маниакально-депрессивный психоз (совпадающих симптомов: 3 из 10)

Психика человека – это сложная система, и в ней порой могут возникать сбои.

Иногда они незначительны и корректируются несколькими визитами к психологу, но порой проблемы могут быть куда более существенными.

Одним из серьёзных психических расстройств, требующих наблюдения у специалистов, является маниакально-депрессивный психоз.

…Неврастения (совпадающих симптомов: 3 из 10)

Стрессы в жизни современного человека – явление достаточно частое, и порой психика человека не справляется с такой нагрузкой. На почве нервного истощения может возникнуть такое заболевание, как неврастения.

Читайте также:  Лечение миндалин в домашних условиях - народная медицина

Чаще всего эта болезнь встречается у молодых мужчин и женщин, однако на практике нельзя утверждать, что какая-либо социальная или возрастная группа полностью избавлена от риска заболеть неврастенией.

Встречается порой и неврастения у детей, и половая неврастения, которая характеризуется наличием сексуальных расстройств.

…Синдром Туретта (совпадающих симптомов: 3 из 10)

Синдром Жиля де ля Туретта – расстройство психического характера, которое сопровождается непроизвольным подёргиванием мышечных структур лица, что может сопровождаться неконтролируемыми выкриками слов, зачастую ругательств. Тики могут быть разной степени выраженности, интенсивности и продолжительности. В основном проявляются на лице, в виде частого моргания глазом или дрожанием мышц губ. Недуг носит хронический характер.

…Гиперкинетический синдром (совпадающих симптомов: 3 из 10)

Гиперкинетический синдром – это расстройство, характеризующееся невнимательностью, импульсивностью, гиперактивностью и проявлением насильственных, непроизвольных движений в отдельных частях тела. Код по МКБ-10 (Международной классификации заболеваний) – F90.

…Шизофрения (совпадающих симптомов: 2 из 10)

Шизофрения, как указывают данные статистики, является одной из наиболее распространенных в мире причин, приводящих к инвалидности. Сама по себе шизофрения, симптомы которой характеризуются серьезными нарушениями, связанными с процессами мышления и с эмоциональными реакциями, является психическим заболеванием, большинство случаев проявления которого отмечается с подросткового возраста.

Источник: http://SimptoMer.ru/bolezni/nevrologiya/355-giperaktivnost-simptomy

Детская гиперактивность: диагностика, причины, коррекция / Mama66.ru

Детская гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.

Как определить и лечить гиперактивность, к каким специалистам нужно обращаться для постановки диагноза, как правильно строить общение с ребенком? Все это необходимо знать, чтобы вырастить здорового малыша.

Что такое гиперактивность?

Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка.

Для него характерны следующие нарушения:

  • импульсивность поведения;
  • значительно повышенная речевая и двигательная активность;
  • дефицит внимания.

Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. По статистике это расстройство встречается у 4% школьников, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.

Отличие гиперактивности от активности

Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.

Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.

Причины

Причины гиперактивности могут быть разными:

  • преждевременные или осложненные роды;
  • внутриутробные инфекции;
  • влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
  • плохая экология;
  • стресс и физические перегрузки женщины в период вынашивания плода;
  • наследственная предрасположенность;
  • несбалансированное питание в период беременности;
  • незрелость центральной нервной системы новорожденного;
  • нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
  • завышенные требования к ребенку родителей и педагогов;
  • нарушения пуринового обмена у малыша.

Провоцирующие факторы

Такое состояние может быть спровоцировано поздним токсикозом, применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие алкоголя, наркотиков, курения в период вынашивания плода. Подробнее о влиянии курения на течение беременности →

Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей — еще один предрасполагающий фактор.

Симптомы

Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте:

  • беспокойство;
  • неусидчивость;
  • задержка развития речи;
  • раздражительность и плаксивость;
  • плохой сон;
  • упрямство;
  • невнимательность;
  • импульсивность.

У новорожденных

На гиперактивность у детей до года — грудничков указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке, самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются стигмы дисэмбриогенеза, в том числе складки эпиканта, аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть.

У детей в 2-3 года

Проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью.

Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками.

Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований.

С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает.

У дошкольников

Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке.

У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.

Разновидности

Поведенческое расстройство, чаще имеющее неврологический фон, может протекать по-разному.

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Для этого нарушения характерны следующие особенности поведения:

  • выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
  • не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
  • не слушает собеседника;
  • не реагирует на замечания.

Гиперактивность без дефицита внимания

Для этого расстройства характерны такие признаки: суетливость, многословность, повышенная двигательная активность, стремление быть в центре событий. Также характерна легкомысленность поведения, склонность к риску и авантюрам, что часто создает опасные для жизни ситуации.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

Обозначается в медицинской литературе аббревиатурой СДВГ. О таком синдроме можно говорить, если у ребенка есть следующие особенности поведения:

  • не может сосредоточиться на выполнении определенного задания;
  • бросает начатое дело, не закончив его до конца;
  • внимание избирательное, неустойчивое;
  • небрежность, невнимательность во всем;
  • не обращает внимания на обращенную речь, игнорирует предложения помощи при выполнении задания, если оно вызывает у него затруднения.

Нарушение внимания и гиперактивность в любом возрасте мешают организовать свою работу, аккуратно и правильно выполнить задание, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и дефицит внимания приводят к забывчивости, частым потерям своих вещей.

Нарушение внимания с гиперактивностью чреваты затруднениями при выполнении даже простейших инструкций. Такие детки часто спешат, совершают необдуманные поступки, которыми могут нанести вред себе или окружающим.

Возможные последствия

В любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями. Поэтому посещение садика становится ежедневной психотравмой, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии личности.

Импульсивность поведения ребенка иногда представляет угрозу для его здоровья. Особенно это характерно для детей, которые ломают игрушки, конфликтуют, дерутся с другими детьми и со взрослыми.

Если не обращаться за помощью к специалисту, у человека с возрастом может сформироваться психопатический тип личности. Гиперактивность у взрослых, как правило, зарождается в детстве. У каждого пятого ребенка, имеющего данное расстройство, симптомы сохраняются и при достижении зрелости.

Часто наблюдаются такие особенности проявления гиперактивности:

  • склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе, к родителям);
  • суицидальные наклонности;
  • неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивное совместное решение;
  • отсутствие навыков планирования и организации собственного труда;
  • забывчивость, частые потери нужных вещей;
  • отказ от решения задач, требующих умственного напряжения;
  • суетливость, многоречивость, раздражительность;
  • утомляемость, плаксивость.

Диагностика

Нарушение внимания и гиперактивность малыша становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз выставляется неврологом или психологом.  Обычно гиперактивность у ребенка 3 лет, если она имеет место, уже не вызывает сомнений.

Диагностика гиперактивности является многоэтапным процессом. Собираются и анализируются данные анамнеза (течение беременности, родов, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные ребенком заболевания). Специалисту важно мнение самих родителей о развитии малыша, оценка его поведения в 2 года, в 5 лет.

Окончательный диагноз выставляется невропатологом и детским психологом после получения результатов электроэнцефалографии и МРТ головного мозга. Эти обследования необходимы для исключения неврологических заболеваний, следствием которых могут быть нарушение внимания и гиперактивность.

Также важны лабораторные методы:

  • определение наличия свинца в крови для исключения интоксикации;
  • биохимический анализ крови на гормоны щитовидной железы;
  • общий анализ крови для исключения анемии.

Могут применяться специальные методы: консультации окулиста и сурдолога, психологическое тестирование.

Лечение

Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.

Читайте также:  Какие детские вещи можно покупать по объявлениям, а какие – ни в коем случае нельзя - здоровый образ жизни

Просветительская работа

Специалисты по детской неврологии и психологии объяснят родителям, как бороться с гиперактивностью их чада. Соответствующими знаниями также нужно обладать воспитателям детского сада и учителям в школах. Они должны научить родителей правильному поведению с ребенком, помочь преодолеть сложности в общении с ним. Специалисты помогут школьнику освоить приемы релаксации и самоконтроля.

Изменение условий

Нужно хвалить и поощрять малыша за любые успехи и добрые поступки. Подчеркивать положительные качества характера, поддерживать любые положительные начинания. Можно вести вместе с ребенком ежедневник, где фиксировать все его достижения. В спокойном и доброжелательном тоне рассказывать о правилах поведения и общения с окружающими.

С 5-летнего возраста желательно, чтобы у него было свое жизненное пространство: отдельная комната или отгороженный от общего помещения уголок. В доме должна быть спокойная обстановка, ссоры родителей и скандалы недопустимы. Желательно перевести школьника в класс с меньшим количеством учащихся.

Чтобы снизить гиперактивность в 2-3 года, детям необходим спортивный уголок (шведская стенка, детские брусья, кольца, канат). Физические упражнения и игры помогут сбросить напряжение и потратить энергию.

Что нельзя делать родителям:

  • постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;
  • унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;
  • постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;
  • запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;
  • давать слишком сложные задания;
  • требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;
  • выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;
  • приучать к мысли, что главная задача — не изменить поведение, а получить за послушание награду;
  • применять методы физического воздействия при непослушании. Подробнее о влиянии физических наказаний на детей →

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение синдрома гиперактивности у детей играет только вспомогательную роль. Его назначают при отсутствии эффекта от поведенческой терапии и специального обучения.

Для устранения симптомов СДВГ применяется препарат Атомоксетин, но его использования возможно только по назначению врача, есть нежелательные эффекты. Результаты появляются примерно через 4 месяца регулярного приема.

Если малышу поставлен такой диагноз, ему также могут быть назначены психостимуляторы. Они используются в первой половине дня. В тяжелых случаях под врачебным контролем применяются трициклические антидепрессанты.

Игры с гиперактивными детьми

Даже при настольных и спокойных играх гиперактивность ребенка 5-ти лет заметна. Он постоянно обращает на себя внимание взрослых беспорядочными и бесцельными телодвижениями. Родителям нужно больше времени проводить с малышом, общаться с ним. Очень полезны совместные игры.

В этот период нужно стремиться обеспечить малышу загородный отдых, длительные походы, научить плаванию. Во время прогулок больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему о растениях, птицах, явлениях природы.

Питание

Родителям нужно внести коррективы в питание. Поставленный специалистами диагноз подразумевает необходимость соблюдения времени приема пищи. Рацион должен быть сбалансированным, количество белков, жиров и углеводов — соответствовать возрастной норме.

Желательно исключить жареные, острые и копченые блюда, газированные напитки. Меньше есть сладкого, особенно шоколада, увеличить количество потребляемых овощей и фруктов.

Гиперактивность в школьном возрасте

Повышенная гиперактивность у детей школьного возраста заставляет родителей искать врачебной помощи. Ведь школа предъявляет к подрастающему человеку совсем другие требования, чем дошкольные учреждения. Он должен много запоминать, получать новые знания, решать сложные задачи. От ребенка требуется внимательность, усидчивость, способность к сосредоточению.

Проблемы с учебой

Нарушение внимания и гиперактивность замечают учителя. Ребенок на уроке рассредоточен, двигательно активен, не реагирует на замечания, мешает вести занятие. Гиперактивность младших школьников в 6-7 лет приводит к тому, что дети плохо усваивают материал, небрежно делают домашние задания. Поэтому они постоянно получают замечания за низкую успеваемость и плохое поведение.

Обучение детей с гиперактивностью часто становится серьезной проблемой. Между таким ребенком и учителем начинается настоящая борьба, так как ученик не желает выполнять требований педагога, а учитель борется за дисциплину в классе.

Проблемы с одноклассниками

Затруднена адаптация в детском коллективе, трудно найти общий язык со сверстниками. Школьник начинает замыкаться в себе, становится скрытным. В коллективных играх или обсуждениях упорно отстаивает свою точку зрения, не прислушиваясь к мнению других. При этом часто ведет себя грубо, агрессивно, особенно если с его мнением не соглашаются.

Коррекция гиперактивности необходима для успешной адаптации малыша в детском коллективе, хорошей обучаемости и дальнейшей социализации. Важно обследовать кроху в раннем возрасте и провести своевременное профессиональное лечение. Но в любом случае, родители должны осознавать, что больше всего ребенок нуждается в понимании и поддержке.

Источник: http://mama66.ru/detskie-bolezni/giperaktivnost

Гиперактивность — лечение, симптомы, коррекция

Синдром гиперактивности – расстройство, которое чаще всего проявляется у детей дошкольного и раннего школьного возраста. В шестидесятыегоды двадцатого века врачи называли гиперактивностью патологическое состояние мозга, связанное с расстройствами отдельных функций мозга.

В восьмидесятые годы чрезмерная двигательная активность стала называться «синдромом нарушения (дефицита) внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Провоцирующими факторами для развития синдрома гиперактивности могут быть осложнения течения беременности или родов, неправильный образ жизни женщины в период беременности.

Детям при гиперактивности очень сложно концентрировать свое внимание и контролировать поведение. Синдром гиперактивности в 1845 году впервые описал доктор Генрих Хоффман. По данным исследований, данным расстройством страдают от 2 до 20% детей. У мальчиков синдром гиперактивности встречается в четыре-пять раз чаще, чем у девочек.

Такие дети при любой ситуации бесцельно двигаются на улице, бегают и недолго задерживают внимание на конкретных предметах. Мозг гиперактивного ребенка очень плохо обрабатывает информацию, внутренние и внешние стимулы.

На невнимательного ребенка не действуют просьбы, уговоры и наказания. При любых условиях ребенок будет невнимательным и импульсивным.

Чтобы понять, как правильно вести себя с гиперактивным ребенком, следует выяснить истинную причину данного расстройства.

Основные симптомы гиперактивности у детей

Обычно симптомы гиперактивности у детей впервые появляются в возрасте двух-трех лет. Однако чаще всего родители приводят ребенка на прием к врачу, когда он уже начинает ходить в школу.

Симптомы гиперактивного поведения у ребенка обычно проявляются в неусидчивости, суетливости, беспокойстве, импульсивности, эмоциональной нестабильности, плаксивости. Ребенок игнорирует общепринятые правила и нормы поведения.

При гиперактивности также нередко наблюдается задержка развития речи, иногда возникают проблемы со сном.

Гиперактивным детям очень трудно спокойно сидеть за столом во время школьного урока или обеда. Они ерзают или извиваются на стульях, все трогают, вертят ступнями. Такие дети довольно часто пытаются делать одновременно несколько дел. При этом они редко думают перед тем, как сделать что-то.

Из-за излишней импульсивности дети способны безудержно проявлять свои эмоции и не учитывать при этом последствий такого поведения. Подросток, будучи гиперактивным, обычно выбирает дело, приносящее немедленную, хоть и маленькую отдачу. Импульсивность часто мешает дождаться результата в чем-либо.

Каждый перечисленный выше симптом – повод для обращения к врачу. Врач расскажет, как бороться с гиперактивностью, как помочь ребенку адаптироваться в обществе.

Диагностика гиперактивности

Дигностика гиперактивности основывается на сборе субъективной информации, проведении аппаратного и психологического обследования. На приеме врач интересуется особенностями течения беременности и родов. Специалистрасспрашивает о заболеваниях, которые перенес ребенок. Далее доктор предлагает ребенку выполнить специальные задания (тесты).

По результатам тестов он оценивает параметры внимательности. Аппаратное обследование заключается в проведении электроэнцефалографического исследования и магнитно-резонансной томографии. Аппаратное обследование позволяет выявить изменения в мозге путем регистрации электрических потенциалов.

По полученным результатам в дальнейшем назначается соответствующее лечение гиперактивности.

Методы лечения гиперактивности у детей

Препараты для лечения гиперактивности помогают детям в повседневной жизни. Для выбора правильного лекарственного средства и правильной дозы необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.

У многих детей препараты для лечения гиперактивности снижают импульсивность, улучшают способность учиться и работать. Препараты не лечат гиперактивность. Они просто контролируют симптомы гиперактивности только в тот день, когда они были приняты.

Медикаменты способны улучшить координацию движений, необходимую в спорте и при письме.

Методы коррекции гиперактивности у детей

Для коррекции гиперактивности при общении с гиперактивным ребенком необходимо строить предложения так, чтобы отсутствовало любое отрицание. При возникновении любой конфликтной ситуации надо стараться сохранять спокойствие.

Для коррекции гиперактивности у детей все задачи необходимо обозначать как можно более четко. При общении с ребенком следует не использовать длинные формулировки. Во время разговора с ребенком надо стараться применять короткие предложения и не использовать длинные формулировки.

Все поручения следует давать малышу в логической последовательности. Ни в коем случае нельзя давать несколько поручений одновременно. Гиперактивные дети плохо чувствуют время, поэтому перед кормлением или уходом с прогулки следует предупредить ребенка об этом за пять-десять минут.

Ребенку необходимо ощущать, что родители всегда поддержат его и помогут справиться с трудностями в школе или саду.

Видео с YouTube по теме статьи:

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

Источник: http://www.neboleem.net/giperaktivnost.php

Ссылка на основную публикацию