Живописная хроника событий 1812 года: победа над наполеоном на полотнах русских художников — здоровый образ жизни

«Наполеон I в России», «1812 год» — серия картин Василия Верещагина

Живописная хроника событий 1812 года: победа над Наполеоном на полотнах русских художников - здоровый образ жизни

«Наполеон I в России», «1812 год» — известная серия картин Василия Васильевича Верещагина, посвященных Отечественной войне 1812 года. Серия была начата ещё в Париже. До конца жизни художник занимался её воплощением, тем не менее, серия осталась незаконченной.

«Осуществляя эту серию полотен, Верещагин отнёсся к задаче с большой ответственностью и проделал огромную исследовательскую работу, изучив массу исторических материалов, воспоминаний современников, написанных на нескольких европейских языках.

Он лично обследовал поле Бородинской битвы, ознакомился с многочисленными реликвиями и памятниками эпохи, создал множество этюдов и зарисовок. Он даже написал большую, очень серьезную книгу „Наполеон I в России. 1812. Пожар Москвы. — Казаки. — Великая армия. — Маршалы.

— Наполеон“ (1895), основанную на документальных данных. В серии о 1812 годе художник использовал и свои впечатления от Балканской войны, что сообщило новым произведениям большую убедительность».

В этом цикле он стремился «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен». Цикл включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции. Сам Верещагин делил её на 2 части.

Первая (17 картин), с подзаголовком «Наполеон I в России», изображала основные эпизоды кампании, от Бородина до зимнего перехода французов. Вторая (3 картины), называемая «Старый партизан», рассказывают о партизанской войне.

«Наполеон I на Бородинских высотах»

Картины: «Не замай — дай подойти!», «С оружием в руках — расстрелять!», «В штыки! Ура, ура!», «В Кремле пожар», «В Успенском соборе», «Маршал Даву в Чудовом монастыре», «В Городне — пробиваться или отступать?», «На этапе. Дурные вести из Франции», «На большой дороге. Отступление, бегство» (все 1887—1895 гг.

), «Перед Москвой в ожидании депутации бояр» (1891—1892), «В Петровском дворце», «Возвращение из Петровского дворца» (обе — 1895 г.), «Зарево Замоскворечья», «Ночной привал Великой армии» (обе — 1896—1897 гг.), «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.), «Поджигатели» (1897—1898 гг.

), «Конец Бородинского боя», «Сквозь пожар», «Наполеон и Лористон», «На морозе» (все — 1899—1900 гг.). Серия впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895—1896 годах. Причём художник сопровождал выставку шумовыми и визуальными эффектами — в зале были разложены дымовые шашки. Желающих приобрести её не нашлось.

Наконец, в 1902 году после долгих переговоров правительство купило её и передало в Русский музей. Позже серия была перевезена в Москву, в Исторический музей.

«Конец Бородинского боя»

«В Кремле — пожар!»

«Сквозь пожар»

«Маршал Даву в Чудовом монастыре»

«Возвращение из Петровского дворца»

Такие задержки были связаны с восприятием цикла публикой. «Разве такого Наполеона мы привыкли видеть? — спрашивали художника. Верещагин отвечал, что по свидетельствам современников, Наполеон шел впереди колонны, опираясь на берёзовую палочку, в польском костюме. Такого Наполеона искусство Европы не знало. Это вызвало оторопь, недоумение и неприязнь.

«В Петровском дворце (в ожидании мира)»

«Наполеон и маршал Лористон»
(«Мир во что бы то ни стало!»)

«На этапе. Дурные вести из Франции»

«В Городне — пробиваться или отступать?»

«Наполеон в зимнем одеянии»

Собственно говоря, осуждению подверглась вся серия „1812 год“. Если бы художник только разрушал миф о бытующем в те времена „рыцарстве“ французской армии и непогрешимости Наполеона! На его картинах нет парадных изображений русских полководцев или царя, зато три самые большие картины он посвятил крестьянским мужикам — партизанам. В то же время российская публика была в полном восторге».

«Не замай! Дай подойти»

«С оружием в руках — расстрелять!»

«В штыки! Ура! Ура!» («Атака»)

«Ужасный лик войны», испугавший официальных лиц и критиков, потрясал посетителей своей правдивостью и выразительностью, утверждает искусствовед Андрей Рейнер: «Для нас привычно и уже хрестоматийно смотреть на произведения Верещагина.

Мы все живем в другом информационном пространстве с очень „жёсткими“ фильмами, „жёсткими“ картинами. А тогда это было откровение, и его картины воспринимались как что-то из ряда вон выходящее. Только ужас войны, без парадных красот».

«В покоренной Москве»
(«Поджигатели» или «Расстрел в Кремле»)

«На большой дороге. Отступление, бегство…»

«Ночной привал Великой армии»

«Судьба картин о 1812 годе в течение многих лет оставалась неясной. Предназначенные для музеев или больших дворцовых зал, картины не привлекали частных меценатов. Царское же правительство упорно отказывалось от их закупки. Интересен в этом отношении найденный недавно архивный документ.

Это ходатайство перед царем шефа Русского музея в Петербурге великого князя Георгия Михайловича от 25 января 1900 года о приобретении для коллекций музея хотя бы семи картин Верещагина из серии 1812 года.

На документе сохранилась характерная собственноручная резолюция Николая II: „Нахожу желательным приобретение одной из картин Верещагина эпохи 1812 г. для музея. H [иколай]“. Ясно, что такое решение царя было абсурдным.

Мог ли согласиться художник продать только одну картину из тех двадцати, которые составляли целостную, неделимую серию?! Только в преддверии столетнего юбилея Отечественной войны царское правительство, под сильным давлением общественного мнения, вынуждено было приобрести серию и отправить её в Москву».

Источник: pro искусство.

Отредактировал Сергей Воробьев.

Источник: https://historicaldis.ru/blog/43930713834

1812: Памятники архитектуры

Память об Отечественной войне 1812-го года осталась не только в музыке, живописи, литературе и учебниках истории. Славные события и герои сражений увековечены в памятниках, монументах и мемориальных досках, в названиях площадей и улиц.


В 2000-м году в Москве восстановлен и освящен Храм Христа Спасителя, разрушенный в 1931-м году большевиками.

Собор был построен в 1883г по проекту К.Тона в благодарность Богу за спасение России в войне с Наполеоном и сохранению вечной памяти. На стенах храма запечатлены имена павших в войне в 1812года.
В 1912-м году Россия отмечала 100-летие победы Отечественной войны 1812-го года.

На добровольные пожертвования потомков был создан музей «На поле Бородинском». К этому юбилею художник-баталист Ф. Рубо создал свою знаменитую панораму «Бородинская битва». Тогда же в 1912-м году построили заново «Кутузовскую избу» в деревне Фили, вместо сгоревшей в 1863-м году, — первый в России музей в память генерал-фельдмаршала М. И.

Голенищева-Кутузова.                                              Рядом с ней возвели Церковь Михаила Архангела.                                             В 1962-м году, в год 150-летия Бородинского сражения, рядом с избой торжественно открыли здание музея-панорамы «Бородинская битва», куда поместили выдающееся произведение Ф. Рубо.

Музей-панорама «Бородинская битва» и «Кутузовская изба» стали центром историко-архитектурного ансамбля, посвященного победе в войне1812-го года.                                            Постепенно вокруг стали возводиться другие памятники «героям войны 12 года». Памятник-бюст М.И. Кутузову работы скульптора Н.

Томского был открыт в 1958-м году возле «Кутузовской избы». Деньги на этот памятник собирались еще в 1912-мгоду, но Первая мировая война не дала осуществить этот замысел.                                                          Рядом с «Кутузовской избой» находится Верстовой столб Смоленской дороги.

Самый неприметный, но зато самый старый из всех памятников, положивший начало созданию историко-архитектурного комплекса. Он был перенесен сюда со Смоленской дороги в 1883-м году и установлен на месте сгоревшей «Кутузовской избы».

                                                                                                     

Справа пьедестала расположена композиция «Полководцы»: Багратион, Барклай де Толли, Дохтуров, Тучков, Раевский, Кутайсов, Ермолов, Неверовский, Лихачев, Коновницын, Платов.

                                            

Слева — «Солдаты»: Сеславин, Матвеев, Павлов, Золотов, Алексеев, Ручкин, Коренной, Михайлов, а также фигуры гусара в долмане расшитом шнурками и казака в папахе со шлыком – двух представителей русской легкой кавалерии, которые на Отечественной войне всегда были рядом.

                                            

Сзади — «Партизаны»: Фигнер, Курин, Давыдов, Кожина, Стулов.

                                                                                                     Современный комплекс историко-архитектурного ансамбля «Бородинская битва» в начале Кутузовского проспекта столицы невозможно представить без Триумфальной арки.                                                          В 1814-м году на площади Тверской заставы была построена деревянная арка для торжественной встречи из заграничного похода русских войск. Позже в 1834-м году взамен деревянной была установлена новая арка по проекту архитектора О. Бове, облицованная белым камнем с чугунными колоннами и скульптурами. Демонтированная в1936-м году по Генплану реконструкции Москвы 1935-го года, арка 32 года хранилась в филиале Музея архитектуры имени Щусева, что на территории Донского монастыря. В 1968-м году рядом с музейным комплексом «Бородинская битва» на Кутузовском проспекте арка была воссоздана с заменой сводчатых кирпичных перекрытий на железобетонные конструкции.

К центру города по Кутузовскому проспекту, недалеко от северного павильона станции метро «Кутузовская», был открыт в 1999-м году Памятник герою войны 1812-го года полководцу Петру Ивановичу Багратиону.

Прямо от памятника можно пройти на мост, названный в честь полководца, «Багратион». Его же именем названа станция метро Филевской линии «Багратионовская», расположенная севернее Кутузовского проспекта.

                                                          

К сожалению, обойден вниманием скульпторов генерал Раевский, один из главных героев Бородинской битвы. В Москве нет ни одного памятника ему.

Читайте также:  Кокосовое масло для кожи вокруг глаз и ресниц - здоровый образ жизни

Вдоль Кутузовского проспекта тянется Поклонная гора. От не начинается улица 1812-го года, пересекая Кутузовский проспект. Далее на Площади Победы с проспекта можно повернуть на улицу генерала Ермолова, к которой примыкают улицы Неверовского и Дениса Давыдова.

Между Кутузовским проспектом и Новозаводской улицей проходит улица Барклая, а рядом Багратионовский проезд, по которому можно попасть на Тучковскую улицу. На другом конце Кутузовского проспекта, между станциями «Киевская» и «Кутузовская», находится улица Раевского.

Рядом с ней – Платовская улица и Дохтуровский переулок.

По Кутузовскому проспекту через Бородинский мост (бывший Дорогомиловский, переименованный в 1837-м году в честь 25-летия победы) можно пройти на Пречистенку к дому поэта-партизана Д. Давыдова.

Прах героя войны покоится на кладбищеНоводевичьего монастыря, перевезенный туда из усадьбы Давыдова села Верхняя маза Симбирской губернии.

Сохранилось в городе и здание Хамовнических казарм, где формировалось народное ополчение.

В самом центре столицы, в Кремле, вдоль фасада Арсенала выставлено трофейное оружие, отбитое у неприятеля. После 1812-го года Арсенал предполагали использовать как музей Отечественной войны, для этого в 1819-м году к нему было доставлено 875 захваченных пушек.

                                            

В Георгиевском зале Кремля на мраморных досках высечены имена 11-ти тысяч кавалеров ордена Святого Георгия.

Но полных георгиевских кавалеров (IV степени) всего четверо: Главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал князь Михаил Кутузов-Смоленский, генерал-фельдмаршал граф Михаил Барклай Де Толли, генерал-фельмаршал граф Иван Паскевич-Эриванский, генерал-фельдмаршал Иван Дибич-Забалканский. И все они герои Отечественной войны 1812-го года.

Рядом с Кремлем находится Александровский сад. Оформление чугунных ворот и ограды посвящено победе в войне 1812-го года.Возле Кремля — величественный Манеж, построенный по случаю 5-летней годовщины победы России в Отечественной войне по проекту А. А. Бетанкура.

                                            В 1997-м году в Парке Победы на Поклонной горе был открыт памятник «Защитникам земли русской» (скульптор А. Бичугов).

Символизирующий связь поколений, он представляет собой собирательный образ трех богатырей: слева — средневековый витязь, справа — солдат Великой Отечественной войны, а в центре – гренадер Отечественной войны 1812-го года.

                                            

Традиционно юбилеи победы в Отечественной войне 1812-го года отмечались на высоком государственном уровне. Для празднования 100-летия победы в 1910 г Николай II учредил Особую комиссию из 12-ти ведомств. К 100-летнему и 150-летнему юбилеям реставрировались и открывались памятники, проходили торжественные мероприятия.

200-летие победы пройдет не менее грандиозно. Эту дату широко отпразднуют в столице. В течение всего года в Москве будут проходить научные конференции и «круглые столы», историки заново дадут оценку событиям 200-летней давности, не допустив искажения и фальсификации событий 1812-1814 г.г.

Подготовка к празднику началась еще в 2007-м году. План мероприятий празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812-го года утверждён 2 ноября 2009-го года Правительством России. Многое уже сделано, но многое еще в процессе реконструкции и подготовки.

6 марта 2012-го года после реставрации и обновления экспозиции открылся музей-панорама «Бородинская битва», который в этом году отмечает свой 100-летний юбилей. Открытие новой экспозиции явилось наиболее достойным подарком к 200-летней годовщине победы в Отечественной войне 1812 года.

                                               

Новая экспозиция стала шире и доступнее. На ней представлены экспонаты ранее не выставлявшиеся, уникальные предметы той эпохи. Во всем музее и в панорамном зале, где раньше была только сама панорама, появились интерактивные экраны и этикетки, с помощью которых можно рассмотреть отдельные части панорамы.

                                            

В музее представлено новое слово в живописи — репродукция картины «Пожар в Москве» (1813г) кисти художника Смирнова в формате 3D.

На очереди открытие «Кутузовской избы» и «Каретного сарая». Кутузовская изба была закрыта почти 17 лет, с 1995-го года. Сейчас реставрация уже завершена, для ее открытия осталось решить только организационные вопросы.

В настоящее время полным ходом идет реставрация Триумфальной арки. Сейчас она «закована» в строительные леса.

                                                         

Статуя, венчающая арку, шестерка лошадей, несущая колесницу с богиней Победы Никой, разобрана. Две ее составные части, статуя Ники и ее колесница, демонтированы. Работы по их реконструкции будут проводиться в специальных мастерских.

А вот лошади остались на прежнем месте, их будут реставрировать прямо на арке, на высоте более 20 метров над землей. Но все это ненадолго.

К 8 сентября, дню, когда отмечается годовщина Бородинского сражения, все работы должны быть закончены.

В 2011-м году уже отреставрированы памятник и бюст М.И. Кутузова в мемориальном комплексе «Бородинская битва» и памятник П. Багратиону на Кутузовском проспекте.

Источник: http://knigdomgeroi1812.blogspot.com/2012/06/1812.html

Наполеон о русской кампании 1812 года

Вряд ли существует другая историческая фигура, которая бы столь же занимала россиян в XIX веке, как Наполеон Бонапарт. Не случайны слова Александра Сергеевича Пушкина: «Мы все глядим в Наполеоны…»

Наполеон на британском паруснике «Беллерофонт» 23 июля 1815 года в последний раз смотрит на исчезающий вдали французский берег. Картина Уильяма Орчардсона.

В. В. Верещагин. Отступление французов по большой дороге зимой 1812 года.

И. К. Айвазовский. На картине — Наполеон на острове Святой Елены стоит над бушующей стихией.

Редкий образованный человек той поры не держал на своём письменном столе символ этой удивительной, противоречивой, но такой притягательной личности — статуэтку, изображающую человека в треуголке, скрестившего на груди руки. Была и другая любимая поза у этого героя: правая рука — за лацканом сюртука…

Записки врача

Чем привлекал русского аристократа, застёгнутого на все пуговицы в николаевской России, а позже — и русского интеллигента образ французского императора? То был человек, сделавший себя сам и сам себя короновавший, — совершенно новая фигура в мировой истории.

В самом деле: мальчишка из бедной дворянской семьи, выросший на узких каменистых улочках Корсики, через 30 лет — уже император Франции, Наполеон I. Бóльшая часть Европы трепетала при имени Бонапарта, который словно бы «по-братски» разделил власть со Всевышним: «Тебе — небо, мне — земля», — такую медаль учредил Наполеон, изобразив на ней Бога…

И вот этот сверхчеловек вторгся в Россию, прошёлся по ней, как Батый и Тамерлан, вместе взятые, занял Москву и в суровые русские морозы ретировался на родину, оставив за собой помимо шлейфа побед и просчётов множество вопросов, которыми по сей день задаются исследователи.

Назову некоторые.

Кто всё-таки выиграл сражение при Бородине, если учесть, что после этого боя войска Бонапарта вступили в Москву? Кто сжёг Москву — французы или русские патриоты? Могла ли суровая русская зима перечеркнуть наполеоновскую кампанию 1812 года? Почему Бонапарт отказался от замысла идти на российскую столицу — Петербург? Как развивались бы события, если бы Наполеон не поспешил покинуть Москву?

Обо всём этом есть разные мнения — как русских, так и западных историков. Но в дни юбилея войны 1812 года было бы особенно любопытно обратиться к мнению самого Наполеона. Его размышления о произошедших в России событиях содержат мемуары врача Барри О’Мира, сопровождавшего Бонапарта в его последнюю ссылку на остров Святой Елены.

О самом О’Мира известно немного.

Ирландец по происхождению, он служил хирургом в британском флоте на паруснике «Беллерофонт», который в 1815 году доставил бывшего французского императора из Рошфора в Плимут перед тем, как отправить пленника на скалистый атлантический остров. На борту судна Наполеон обратил внимание на британского врача, который оказывал помощь многим французским офицерам, и предложил О’Мира сопровождать его на Святую Елену. И тот согласился.

Впрочем, на острове рядом с Наполеоном О’Мира провёл всего три года. Уже в 1818 году он вступил в конфликт с английским губернатором острова, а по сути — с главным тюремщиком Наполеона, Хадсоном Лоу. Он обвинял губернатора в жестоком обращении со знаменитым пленником.

И тогда губернатор выдворил несговорчивого врача со Святой Елены. Тот не остался в долгу.

О’Мира опубликовал в 1822 году в Лондоне — спустя год после смерти Бонапарта — свои записки, где публично обвинял британские власти в «медленном убийстве» Наполеона, заточённого на острове с нездоровым морским климатом.

«Голос со Святой Елены» — так называется книга О’Мира. Только выйдя из печати, она наделала много шуму в Европе, а её автор жестоко пострадал: его лишили звания морского врача. О’Мира умер в 1836 году, войдя в историю автором самой беспристрастной книги о ссылке Наполеона.

«Я высчитал российскую погоду за пятьдесят лет»

Свои беседы с Бонапартом, которые О’Мира вёл в Лонгвуде — гористом местечке на Святой Елене, где бывший император жил под строжайшим надзором английских властей, — врач тщательно записывал.

Из его дневника следует, что Наполеон любил говорить и говорил на любые темы — в том числе и о медицине. В один из дней беседа зашла о русской кампании 1812 года.

И О’Мира задал Бонапарту очень важный вопрос: чему приписывает сам император свою неудачу в России?

«Холоду, раннему холоду и московскому пожару, — отвечал Наполеон. — Я ошибся на несколько дней. Я высчитал [российскую] погоду за пятьдесят лет, и никогда сильные морозы не начинались раньше 20 декабря, [они всегда наступали] на двадцать дней позднее, чем начались в этот раз.

Во время моего пребывания в Москве было три градуса холода, — продолжал Бонапарт, — и французы переносили его с удовольствием. Но во время пути (отступления из Москвы. — Прим. авт.) температура спустилась до восемнадцати градусов, и почти все лошади погибли.

За недостатком лошадей мы не могли ни делать разведки, ни выслать кавалерийский авангард, чтобы узнать дорогу. Солдаты падали духом и приходили в замешательство. Вместо того чтобы держаться вместе, они бродили в поисках огня. Те, которых назначали разведчиками, покидали свои посты и отправлялись в дома погреться.

Читайте также:  Магниторезонансная терапия при лечении невралгии и неврита - народная медицина

Они рассыпáлись во все стороны и легко попадали в руки врагов. Другие ложились на землю, засыпали и, сонные, умирали. Тысячи солдат погибли так».

Далее О’Мира завёл с Бонапартом беседу о московском пожаре, о котором ходило так много противоречивых слухов. Наполеон был категоричен. Он считал, что, если бы Москва не выгорела, он провёл бы в ней всю зиму и это, по его мнению, решило бы исход русской кампании в пользу французов.

«Русские имели неосторожность утверждать, что выиграли сражение, — рассуждал бывший император, — и тем не менее через восемь дней я входил в Москву. Я очутился среди прекрасного города, снабжённого провиантом на целый год.

Многие хозяева [домов] оставили записочки, прося в них французских офицеров, которые займут их владения, позаботиться о мебели и других вещах; они говорили, что оставили всё, что могло нам понадобиться, и что они надеются вернуться через несколько дней, как только император Александр уладит все дела, что тогда они с восторгом увидятся с нами. Многие барыни остались, так как знали, что ни в Берлине, ни в Вене жителей мы никогда не обижали».

Наполеон с горечью поведал: он полагал, что его армию ожидает «полное благосостояние на зимних квартирах». Но в Москве сразу же начались пожары… Бонапарт признаёт, что недооценил силу огня, казавшуюся ему сначала безопасной. Император думал, что пожар возник от солдатских костров, разведённых слишком близко к деревянным домам.

Он отдал строгие приказы по этому поводу по полкам и лично руководил тушением. Однако на следующее утро поднялся сильный ветер, и огонь очень быстро распространился по всему городу. По свидетельству Наполеона, этому способствовали сотни бродяг, специально нанятые для поджога.

Они рассеялись по разным частям города и спрятанными под полами одежды головешками поджигали дома. Стоявшие на ветру деревянные строения вспыхивали, как свечки… Французы пытались, было, тушить огонь, но вскоре стало ясно, что это невозможно. Тем более, что все пожарные трубы были испорчены (видимо, преднамеренно).

По всей Москве отыскалась только одна пригодная труба!.. Спасаться из пожарища пришлось и самому Наполеону.

«Чтобы увлечь других, — вспоминал император, — я подвергался опасности, волосы и брови мои были обожжены, одежда горела на мне. Нескольких генералов огонь поднял с постелей. Я сам оставался в Кремле, пока пламя не окружило меня.

Тогда я уехал в загородный дворец [императора] Александра в расстоянии приблизительно четырёх вёрст от Москвы.

И вы, может быть, представите себе силу огня, если я скажу вам, что трудно было прикладывать руку к стенам или окнам со стороны Москвы, — так эта часть была накалена пожаром… Этот ужасный пожар всё разорил, — заключил Бонапарт. — Я был готов ко всему, кроме этого.

Кто бы мог подумать, что народ может сжечь свою столицу? Если бы не этот роковой пожар, у меня было бы всё необходимое для армии; на следующий год Александр заключил бы мир или я был бы в Петербурге».

По словам Наполеона, русский император знал, что французская армия может двинуться на Петербург, и он якобы поспешил отправить в Англию морем «свои брильянты и драгоценности»… Однако надо сказать, что, находясь на Святой Елене, Наполеон обладал неверной информацией.

Ввиду опасности осады столицы Александр действительно распорядился вывезти из Зимнего дворца ценности Кабинета Его Величества. Но все эти реликвии так и не покинули пределы России: их тайно перевезли в Олонецкую губернию, в Вытегру, где они находились до весны 1813 года.

Уже под конец беседы О’Мира задал Бонапарту очень важный вопрос. Врач спросил Наполеона: мог бы он «всецело покорить Россию?». «Нет, — отвечал Наполеон, — но я принудил бы Россию заключить выгодный для Франции мир». Как пишет далее О’Мира, Бонапарт неожиданно перешёл к разговору о политическом устройстве России.

«В этом городе, — сказал Наполеон о Москве, — было до сорока тысяч людей в рабской зависимости. Я провозгласил бы свободу всех крепостных в России и уничтожил бы крепостнические права и привилегии дворянства. Это создало бы мне массу приверженцев.

Я заключил бы мир в Москве или на следующий год пошёл бы на Петербург…»

Источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/20982/

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Меркурьева Лариса Витальевна 1Князева Алеся Константиновна 1

1

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Бородинское сражение 1812 года является одной из самых славных страниц Российской истории. О нем очень много написано, что вполне справедливо и заслуженно.

Право считаться непобедимыми за русскими солдатами было признано Наполеоном, сам же он всю жизнь, по свидетельству его соратников, считал Бородинское сражение 1812-го (во французском варианте Bataille de la Moskova) самым славным из всех пятидесяти, что он провел за свою воинскую карьеру.

В своей работе я хочу подробно исследовать Бородинскую битву и сделать вывод по предполагаемой гипотезе: именно это сражение имело огромное влияние на развитие русского общества и русской культуры, а также тот факт, что Бородинская битва имела влияние и на другие государства.

АКТУАЛЬНОСТЬ

205 лет назад, 7 сентября 1812 года, состоялось самое кровопролитное среди однодневных сражений – Бородинская битва, которая стала главным боевым столкновением между русской и французской армиями в ходе похода Наполеона на восток Европы, закончившийся для него грандиозным поражением. А сегодня, когда наша страна находится в довольно сложной политической ситуации, такие памятные даты особо значимы. Они поднимают в народе дух патриотизма, заставляют гордиться своей страной.

ЦЕЛЬ: доказать, что Бородинская битва оказала значительное влияние на российскую культуру.

ЗАДАЧИ:

— познакомить с историей Бородинского сражения;

— рассмотреть влияние Бородинского сражения на литературу;

— рассмотреть влияние Бородинского сражения на живопись;

— рассмотреть влияние Бородинского сражения на музыку;

— рассмотреть влияние Бородинского сражения на архитектуру;

— рассмотреть влияние Бородинского сражения на кинематограф, игровую индустрию;

— рассмотреть влияние Бородинского сражения на топонимику.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Бородинское сражение как социально-культурный феномен.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: произведения литературы и искусства, вдохновленные Бородинской битвой.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

“У всякого народа своя история, а в истории свои критические моменты, по которым можно судить о силе и величии его духа…” (В.Г.Белинский)

Беспримерное мужество, героизм и стойкость проявил русский народ в борьбе с полчищами Наполеона, поработившими до своего вторжения в наше Отечество почти все народы Европы. С восхищением вспоминали подвиги русских воинов современники и потомки.

Отечественную войну 1812 года воспели в прекрасных стихах Жуковский, Батюшков, Пушкин и Лермонтов. Л.Н.Толстой запечатлел ее в грандиозной эпопее «Война и мир». О ней напоминают статуи Кутузова и Барклая де Толли у Казанского собора.

Триумфальные Нарвские ворота, воздвигнутые в честь гвардии, возвращавшейся в Отечество в 1814 году, Александровская колонна на Дворцовой площади.

Среди мемориальных сооружений, созданных в память 1812 года, своеобразным памятником является Военная галерея Зимнего дворца, входящая в настоящее время в экспозицию Государственного Эрмитажа.

Историческая справка

Крупнейшее событие Отечественной войны 1812 года произошло 26 августа в 125 километрах от Москвы. Битва на Бородинском поле — одно из самых кровопролитнейших сражений XIX века. Её значение в Русской истории колоссально, проигрыш Бородино грозил полной капитуляцией Российской империи.

Главнокомандующий русскими войсками Михаил Илларионович Кутузов планировал сделать дальнейшие наступления французов невозможным, противник же хотел полностью разгромить русскую армии и захватить Москву. Силы сторон были практически равны: сто тридцать две тыс. русских против ста тридцати пяти тыс. французов, количество орудий — 640 против 587 соответственно.

В 6 часов утра французы начали наступление. Для того чтобы очистить дорогу к Москве, они попробовали прорвать центр русских войск, обойти их левый фланг, но попытка закончилась неудачей.

Самые страшные сражения проходили на флешах Багратиона и батарее генерала Раевского. Солдаты гибли со счётом 100 человек в минуту. К шести часам вечера французы захватили только центральную батарею.

Позже Бонапарт приказал отвести основные силы, но и Кутузов принял решение отступить к Москве.

Фактически сражения не дало победы никому. Потери оказались огромными для обеих сторон: Россия оплакивала смерть 44 тыс. солдат, Франция и её союзники — 60 тыс. солдат.

Царь требовал дать ещё одно, решающее сражение, поэтому весь генеральский штаб был созван в подмосковных Филях. На этом совете решалась судьба Москвы. Кутузов выступил против сражения: армия не готова, считал он.

Москва была сдана без боя – это решение было верным.[8]

Глава 1 Влияние Бородинского сражения на литературу.

«Бородино» как поэтическая хроника событий

Поэты посвятили борьбе с Наполеоном немало стихов. Один из легендарных певцов войны 1812 года — непосредственный участник сражений с французами Денис Давыдов.

Имя Дениса Васильевича Давыдова (1784-1839) неотделимо от Отечественной войны 1812 года. Боевые таланты Дениса Давыдова высоко ценили М. И. Кутузов и П. И. Багратион, а о его поэтическом даре поэт Н. М. Языков писал:

Не умрет твой стих могучий,

Достопамятно-живой,

Упоительный, кипучий,

И воинственно-летучий,

И разгульно-удалой.[7]

Стихи Дениса Давыдова о войне 1812 года

БОРОДИНСКОЕ ПОЛЕ

Элегия

Умолкшие холмы, дол некогда кровавый! Отдайте мне ваш день, день вековечной славы, И шум оружия, и сечи, и борьбу!

Каждому россиянину из школьной программы известно стихотворение Лермонтова «Бородино», которое навсегда вошло в список русской литературной классики. Учитывая всю его поэтическую гениальность, легкость прочтения и доходчивость, по праву его можно считать хроникой тех событий. «Мы долго молча отступали…»[4] — в каждой фразе присутствует фрагмент истории этой громадной национальной победы.

Война и проза

Самое знаменитое и самое масштабное прозаическое произведение о событиях тех лет — это, конечно, роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Только описание Бородинской битвы занимает 20 глав третьего тома и может считаться образцовым.

К теме войны 1812 года обращались и другие русские классики XIX века. Почти забытый сегодня Михаил Загоскин написал один из первых романов об этих событиях — «Рославлев, или Русские в 1812 году». Загоскин сам воевал в ополчении и был ранен во время сражения под Полоцком, поэтому его произведение – свидетельство очевидца исторического события.

Читайте также:  Магниторезонансная терапия при лечении эпилепсии - народная медицина

Григорий Данилевский, как и Загоскин, специализировался на исторической беллетристике. Роман «Сожжённая Москва» вышел почти через 20 лет после первой публикации «Войны и мира». Данилевский не стал соперничать с Толстым, а создал полное приключений и заговоров произведение о поджигателях столицы в 1812 году.

В ХХ веке к войне с Наполеоном писатели стали обращаться всё меньше, однако некоторые вспоминают о ней и по сей день.

Например, шесть лет назад вышел роман «Бородино» алтайского журналиста Сергея Теплякова, который полностью посвящён Бородинскому сражению (описание 22-27 августа 1812 года).

А популярный автор исторических детективов Николай Свечин в романе «Московский апокалипсис» вслед за Данилевским отправился в покорённую французами Москву.

В 1949 г. в Военной галерее была установлена мраморная доска со строками из стихотворения великого русского поэта «Полководец», посвящённого Барклаю де Толли:

…Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной славою Двенадцатого года…

И эти строки с полным правом могут служить эпиграфом к любому памятнику этому великому сражению за Отечество и людям, служившим ему верой и правдой.

Глава 2.Бородинское сражение в искусстве

Бородинское сражение на полотнах художников.

Больше всего внимания событиям 1812 года уделили живописцы. Перечисление художников, которые так или иначе касались наполеоновского похода в Россию, займёт не одну страницу.

Молебен накануне Бородинского сражения». Цветная литография с рисунка Н. Самокиша. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск.Под изображением печатный текст: «День 25 августа — канун Бородинского боя — прошел в приготовлениях к предстоящему сражению.

Все готовились к смерти, понимая, что должно или умереть, или спасти Отечество. Зная твердую и горячую веру русского солдата в помощь Божию, главнокомандующий приказал пронести по рядам чудотворный образ Смоленской Божией Матери». Этот эпизод рисуется и в романе Л.Н.

Толстого «Война и мир»: духовное влияние святого лика трудно переоценить, перед иконой склоняет колена и Главнокомандующий, и рядовой.

Эта икона была очень важной для русских воинов: ей молились в самые важные моменты истории, перед решающими сражениями, изображение на ней служило своеобразной защитой от страха, рождало в душе солдат уверенность в победе.

Уникальная панорама

Самым масштабным произведением изобразительного искусства, посвящённым главной битве войны 1812 года, стала панорама российского художника Франца Рубо — грандиозное полотно размером 115 на 15 метров. Сегодня его работа выставлена в музее-панораме «Бородинская битва».

Я не раз бывала в этом месте: с классом мы посетили Бородинскую панораму, с родителями я была и на Бородинском поле.

Психологическое воздействие, эмоциональное влияние художественного исполнения панорамы трудно передать словами: погружаешься в атмосферу события, становишься участником его, настолько реалистично изображены детали сражения.

Военная галерея

Источник: https://school-science.ru/4/5/1318

Отечественная война 1812 года в русском искусстве (1962). худ. в. в. верещагин, е. е. лансере и др

К 200-летию Отечественной войны 1812 года.…Мчатся кони вороные.Ночь. Зима. Война. Россия.Бородинской битвы год.Вдоль дороги — сосны, ели,Плач юродивой метели.Волки, чёрт бы их подрал!Голод. Страх. Тоска. Бураны.Смерть. Кутузов. Партизаны…Хмурит брови генерал.Всё сугробы да сугробы,никакой тебе Европы!Что за дикая страна!..

Виктор Максимов.

Следующий текст – из комплекта открыток.
____________________________________________________________Отечественная война 1812 года, как событие огромной важности в истории нашей родины, вызвала самый широкий отклик в умах современников и прогрессивных представителей русского общества XIX века.Талантливейшие писатели и художники XIX века создали многочисленные произведения, прославляющие героический подвиг русского народа, в том числе такой шедевр мирового искусства, как роман «Война и мир» Л. Н. Толстого.События Отечественной войны 1812 года продолжают находить отражение в картинах и рисунках советских художников, в большинстве произведений которых они трактуются исторически точно и правдиво….Июнь 1812 года. Полумиллионная «непобедимая» армия Наполеона вторглась в пределы России, стремясь навязать отступающей русской армии генеральное сражение.»При той головокружительной высоте и том непрочном основании, на котором он стоял, Наполеон уже не мог выдерживать медленных походов, – писал Ф. Энгельс. – Ему необходимы были быстрые успехи, блистательные победы, завоёванные с бою мирные трактаты».Русская армии не принимала боя, она отходила на восток, полностью сохраняя свою боеспособность. Под Смоленском, пройдя за 38 дней около 700 километров пути, армии Багратиона и Барклая де Толли объединились, готовя заслон превосходящим силам противника. В это время во главе всей русской армии стал Кутузов, полководец, чрезвычайно точно оценивший ход военных событий. Нужно было высокое мужество русского патриота, чтобы в то время, когда армия Наполеона считалась вдвое превосходящей по силе русскую, решиться на генеральное сражение. 26 августа 1812 года в 120 километрах от Москвы состоялась знаменитая Бородинская битва.В картине С. Герасимова (род. 1885 [–1964]) «Кутузов на Бородинском поле» изображён самый напряжённый момент боя, когда после падения Семёновских флешей под угрозу попала вся вторая армия, и нужно было заставить Наполеона во что бы то ни стало прекратить атаки на главном направлении. Кутузов дал распоряжение кавалерии Платова и Уварова обойти левый фланг французов и в самом разгаре боя сумел под огнём противника сделать сложнейшую перегруппировку, переведя с правого фланга один из корпусов на помощь второй армии. Бородинское сражение не было выиграно Наполеоном. Обе армии остались к концу боя на своих позициях.Бородинское сражение подняло боевой дух русской армии, укрепило моральную твёрдость русского солдата, развеяло миф о непобедимости армии Наполеона. Художнику Е. Лансере в его картине «1812 год» удалось передать настроение русских солдат, когда, собравшись около костра, они рассматривают военные трофеи – знамёна, захваченные у неприятеля.Ввиду больших потерь Кутузов принял решение отходить от Бородина и оставить Москву, стремясь сохранить армию. Первого сентября 1812 года состоялся военный совет, решивший дальнейшую судьбу русской армии и Москвы.Живописец А. Кившенко (1851–1895) рассказывает об этом событии в картине «Военный совет в Филях». В ней с большой исторической точностью воспроизведена сцена совета и с большим мастерством даны портретные характеристики участников события: фельдмаршала Кутузова и генерала Барклая де Толли, Коновницына, Раевского, Уварова, Дохтурова, Ермолова и других.Художник П. Шмельков (1819–1890) в своей небольшой акварели «Наполеон в Москве», развенчивая французского императора, даёт верную историческую оценку его личности. Маленький, одинокий, нахохлившийся человек на фоне брошенного города, окутанного дымом пожарищ, погружён в мрачные думы: чужая, враждебная, непокорённая страна, опустевшая столица. Судьба похода 1812 гола была не похожа на другие кампании Наполеона: Москва не приготовила торжественной встречи, население столицы ушло вслед за армией. Арьергард русских войск вёл бои на улицах и заставах города, обеспечивая отход мирных жителей.»Горит Москва, поднялась дубинка гнева народного». Наполеон, испугавшись затянувшейся войны и трудностей зимней кампании, стал просить мира. В ставку Кутузова был послан генерал Лористон, но Кутузов, чувствуя за собой поддержку русского народа, с презрением отверг предложение о переговорах.В картине художника Н. Ульянова (1875–1949) с большой психологической правдой выражена спокойная уверенность Кутузова и мрачное раздумье Лористона.В результате боёв при Тарутине и под Малоярославцем русские войска отрезали французам путь на юг и заставили их отступить на разорённую ими Смоленскую дорогу.В картине В. Верещагина (1842–1904) «В атаку!» отражено событие 31 октября 1812 года, когда на переходе от Смоленска к Красному завязался бой авангарда русской армии с отступающими французскими солдатами.В самом крупном полотне серии, посвящённой событиям Отечественной войны 1812 года, силой художественных средств, точно следуя историческим документам, Верещагин изобразил бесславное отступление французской армии, похожее на бегство.Значительную роль в освобождении России от войск Наполеона сыграло партизанское движение. Многочисленные партизанские отряды вносили большое смятение в ряды отступающих. Тылы французов терпели непоправимый урон от смелых налётов отрядов Дениса Давыдова, Сеславина, Фигнера и других.На борьбу против французских захватчиков поднялся весь русский народ.Крестьяне-партизаны лихими налётами наводили ужас на французов, отбивали обозы, брали в плен целые подразделения. Гравюра И. Теребенёва (1780–1815) «Крестьянин увозит у французов пушку» и картины И. Прянишникова (1840–1894) «В 1812 году» и В. Верещагина (1842–1904) «Не замай! Дай подойти!» посвящены действиям крестьянских партизанских отрядов, возникавших на всём пути следования отступающей армии Наполеона. Особенно примечательна в этом отношении картина Прянишникова. Оборванные, закутанные в женские платки и лохмотья, бредут по заснеженной дороге солдаты французской армии под конвоем крестьян, вооружённых вилами, топорами и кольями. На первом плане изображена фигура крестьянки, прообразом которой, вероятно, послужил исторически достоверный образ старостихи Василисы, организовавшей в своей деревне партизанский отряд.

В своих произведениях, посвящённых Отечественной войне 1812 года, с большой исторической достоверностью художники запечатлели силу и мужество русского народа, его патриотизм и несокрушимую волю в борьбе за независимость Родины.

Н. Трухтанова.

____________________________________________________________

Выходные данные:Отечественная война 1812 года в русском искусстве / Обложка художника А. Михайлова; автор аннотаций Н. Трухтанова; редактор Г. Малянтович. – М.: Изогиз, 1962. – 12 открыток + вкладыш (4 с.) + обложка (конверт). – Формат: ~105Х150 мм. – 28 коп.Открытки и обложка: А08039–62 г. 9–1333. З. 327. Т. 26 000. Ц. 1 или 3 коп. Экспериментальная тип. ВНИИПП.

Здесь открытки (сканировал с разрешением 150 dpi)…

Если полностью не видно, используйте клавиши «ctrl» и «-» (или «+»)!
____________________________________________________________01. С. В. Герасимов (род. 1885 г. [–1964]). Кутузов на Бородинском поле. (1952 г.) Государственный музей «Бородино».

____________________________________________________________

02. С. В. Герасимов (род. 1885 г. [–1964]). Кутузов – начальник петербургского ополчения. Акварель.

____________________________________________________________

03. Е. Е. Лансере (1875–1946). 1812 год. Из серии «Трофеи русского оружия». Темпера. Государственная Третьяковская галерея.

____________________________________________________________

04. А. Д. Кившенко (1851–1895). Военный совет в Филях в 1812 году. (1882 г.) Государственная Третьяковская галерея.

____________________________________________________________

05. П. М. Шмельков (1819–1890). Наполеон в Москве. Акварель. Государственная Третьяковская галерея.

____________________________________________________________

06. Н. П. Ульянов (1875–1949). Лористон в ставке Кутузова. Государственная Третьяковская галерея.

____________________________________________________________

07. В. В. Верещагин (1842–1904). Отступление Наполеона по Смоленской дороге. Государственный Исторический музей.

____________________________________________________________

08. В. В. Верещагин (1842–1904). «В атаку!» Государственный Исторический музей.

____________________________________________________________

09. В. В. Верещагин (1842–1904). «Не замай! Дай подойти!» Государственный Исторический музей.

____________________________________________________________

10. И. М. Прянишников (1840–1894). В 1812 году. (1874 г.) Государственная Третьяковская галерея.

____________________________________________________________

11. И. И. Теребенёв (1780–1815). Крестьянин увозит у французов пушку. (1813 г.) Раскрашенный офорт.

____________________________________________________________

12. Д. А. Шмаринов (род. 1907 г. [–1999]). Кутузов под Красным. (1954 г.) Рисунок углём и акварелью.

____________________________________________________________

На обложке воспроизведён рисунок Д. А. Шмаринова (род. 1907 г. [–1999]).

Источник: https://terentiussk.livejournal.com/6102.html

Ссылка на основную публикацию