Как научить писать ребёнка-левшу: советы для родителей — здоровый образ жизни

Если ваш ребенок левша: 6 рекомендаций от детского психолога

Как научить писать ребёнка-левшу: советы для родителей - здоровый образ жизни

Последнее обновление статьи: 26.03.2018 г.

Леворукие люди во все времена вызывали неподдельный интерес со стороны окружающих. Существует мнение, что человек с такой «изюминкой» отличается особой сноровкой и навыками (вспомним про  персонажа Лескова, который подковал блоху).

Другое мнение, напротив, сравнивает подобную особенность с изъяном, отличающим леворуких от «нормальных» людей. Именно так считают некоторые родители, пытающиеся переделать маленьких левшей.

Сразу скажем, левшество — не отклонение, поэтому жёсткие меры неоправданны.

Особенности головного мозга

Практически всем живым существам, и человек в данном случае не исключение, свойственна асимметрия. Головной мозг делится на два полушария, одно из которых берёт ключевую функцию, а другое подчиняется.

Оба полушария взаимодействуют, однако каждое обладает собственными особенностями и функционалом:

  • левое полушарие считается более рациональным. Его сфера «деятельности» – логика, аналитика, абстракция. Информация в нём обрабатывается последовательно, поэтапно. Отвечает левая часть головного мозга за правую сторону тела, получая сигналы от правого глаза, уха, верхней и нижней конечности;
  • правое полушарие считают чувственным. Его сфера ответственности – воображение, эмоциональные реакции, творческое и образное мышление. Сигналы, получаемые от левой стороны тела, обрабатываются целиком, мгновенно создаётся полный образ. От развития правого полушария зависит, в том числе, и наши интуитивные способности.

Ведущая рука, органы зрения и слуха начинают определяться примерно к пяти годам. Если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке, значит, у него превалирует правое полушарие головного мозга.

До пятилетнего возраста можно лишь говорить о предпочтении какой-либо руки, но не о доминантности определённого полушария. Обычно дети младше 5 лет меняют ручки в процессе деятельности, когда кушают ложкой, вырезают ножницами, бросают мячик.

Чем отличается леворукость от левшества?

Определение предпочитаемой руки – лишь один небольшой этап в изучении функциональной асимметрии головного мозга. Понятие левшества существенно шире, нежели леворукости.

Леворукость – характеристика, означающая ведущую верхнюю конечность, а вот левшество – понятие комплексное, которое отражает доминирование правого полушария.

То есть, если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке при выполнении какой-либо деятельности, можно назвать его леворуким.

Но говорить, что он истинный левша преждевременно.

Эту характеристику определяют в совокупности, выявляя ведущий глаз, ухо, нижнюю конечность.

В начале процесса обучения письму и при поступлении в школу самое важное для родителей – определить именно ведущую руку, то есть установить, является ли ребёнок леворуким. Это поможет избежать проблем с формированием необходимых учебных навыков.

По данным различных источников, леворукость встречается примерно у 10 % населения земного шара. Согласитесь, достаточно значительная часть населения Земли. Однако причины этого явления ещё не до конца изучены и установлены.

Эксперты выделяют 3 основных фактора, которые выдвигают на первую роль именно левую руку: генетическое левшество (наследственность), компенсаторное левшество, вызванное поражением мозга в период внутриутробного развития и раннего детства, вынужденное левшество.

Рассмотрим эти факторы подробнее:

  • генетическая латеральность. Механизмы передачи подобной особенности до сих пор точно не установлены, однако уже понятно, что леворукие дети в 10 раз чаще рождаются в семьях, в которых мать или отец является левшой;
  • компенсаторная латеральность. В период вынашивания и рождения ребёнка возможно травмирование левого полушария. А поскольку именно этот сектор головного мозга отвечает за работу правой руки, то определённый функционал берёт на себя правое полушарие. Именно поэтому «пальму первенства» перенимает левая рука;
  • вынужденная латеральность. Предпочтение ведущей верхней конечности связано либо с повреждением правой руки, либо является следствием подражания значимым взрослым.

Отдельно рассматривают и такой фактор, как псевдолеворукость. В силу недостаточного психического развития не происходит оптимальная латерализация полушарий и формирование межполушарного взаимодействия. В результате не выделяется доминирующая рука.

Таким образом, леворукость чаще всего является следствием особенного устройства мозговых структур. Такая особенность обычно бывает врождённой, как и цвет глаз, рост, поэтому её необходимо принять, а не стараться изменить.

Как определить, ребёнок левша или правша?

Если ребёнок в дошкольном возрасте предпочитает многие действия выполнять левой рукой, родителям лучше всего отправиться к квалифицированному специалисту, чтобы точно установить, правша или левша их любимое чадо.

Нейропсихологи имеют в своём арсенале множество специализированных тестов, которые помогают выявить особенности латерализации головного мозга в детском возрасте со стопроцентной точностью.

Однако и в домашних условиях родители своими силами смогут определить левша ли ребёнок или, по крайней мере, сделать предварительный вывод о наличии у него леворукости. Самый простой метод – контроль над деятельностью.

Взрослым нужно отследить, какая рука у малыша ведущая при выполнении перечисленных действий:

  • раскручивание волчка;
  • кидание кубиков;
  • собирание пуговиц;
  • поливка растений;
  • использование зубной щётки;
  • нажимание выключателя;
  • причёсывание;
  • работа с молотком и отвёрткой;
  • построение башенки из кубиков;
  • подметание;
  • откручивание крышки от баночки;
  • вытирание столешницы;
  • очистка апельсина.

Если подавляющее большинство приведённых выше действий ребёнок выполняет левой рукой, есть основания предполагать, что он леворукий. Более точно сможет определить нейропсихолог.

Кроме того, можно попросить малыша посмотреть в подзорную и калейдоскопическую трубу, послушать, как тикают часики. Это позволит понять, что ребёнок левша, а не просто леворукий.

Психологические особенности леворуких детей

Отличия левшей от праворуких ребятишек, естественно, не ограничиваются тем, что первые предпочитают действовать активнее левой ручкой, а вторые – правой.

Разница значительно глубже, однако главное отличие заключается в совершенно другом способе обработки сигналов, которые поступают из окружающей среды, и особенностях эмоционального реагирования на эти самые сигналы.

Рассмотрим положительные качества левшей и возможные трудности, которые ожидают детей, особенно при переходе к систематическому школьному обучению.

Преимущества левшей

Поскольку леворукие люди были вынуждены всегда жить в мире правшей, основное их качество – гибкость и высокий уровень приспосабливания к изменяющимся условиям среды. Эта черта относится, например, к климатической адаптации.

Кроме того, среди уникальных черт левшей выделяют следующие позитивные особенности:

  • леворукие способны создавать неповторимые и своеобразные продукты творчества, поскольку их способ переработки информации уникален – схватывание целостного образа, а не разрозненных частей;
  • левшу отличает глубокий и богатый эмоциональный мир, что позволяет таким людям достигать успеха в творческих профессиях и видах деятельности;
  • «инновационный» характер мышления, когда человек способен генерировать множество идей и одномоментно «прокручивать» в голове различные решения;
  • ведущая левая рука позволяет левшам выделяться среди спортсменов-правшей, поэтому среди победителей боксёрских, теннисных и фехтовальных турниров немало леворуких.

Помимо этого, нельзя не упомянуть про большое число талантливых и даже гениальных людей среди левшей. Возможно, именно эта информация успокоит мам, которые считают, что с леворуким ребёнком будет слишком много хлопот.

Сразу нужно сказать, что левшество – это вариант нормы, поэтому нижеследующую информацию родителям леворуких детей не следует воспринимать в штыки. Напротив, знание трудностей должно помочь выделить сильные стороны и снизить проявление отрицательных психофизиологических качеств.

Как уже было отмечено, ребёнок-левша отличается более развитым творческим мышлением, нежели праворукие сверстники. Однако в то же время у леворуких детей отмечается замедленное формирование тех умений, которые требуют межполушарного взаимодействия.

Американские учёные установили, что среди эмоционального фона у левшей превалируют такие качества, как несдержанность, робость, пониженное настроение, тревожность. В целом для детей характерны отрицательные, а не положительные эмоции.

Основная же проблема детей-левшей – нарушенное или недостаточно развитое зрительно-пространственное восприятие, зрительная память и зрительно-двигательная координация.

Недостаточность этих функций может привести к таким трудностям, как:

  • замедленное обучение чтению из-за нарушенного восприятия и запоминания буквенных конструкций;
  • создание неправильных зрительных образов цифровых и буквенных обозначений (ребёнок нарушает соотношения элементов, путается в похожих буквах и цифрах, приписывает лишние части либо забывает дописать нужные элементы букв);
  • слабое дифференцирование геометрических фигурок, замена похожих по начертанию фигур (кружок с овалом, квадратик с прямоугольником);
  • сложности с копированием в тетради различных изображений;
  • некрасивый почерк (кривые штришки, вытянутые, увеличенные в размерах буквы, постоянное изменение их наклона);
  • зеркальное начертание букв, цифр и некоторых изображений;
  • низкая скорость письма.

Выраженность подобных недостатков можно снизить при учёте особенностей леворуких детей. В ином случае проблемы только усилятся (особенно при переучивании).

Кроме того, психологи отмечают, что многие леворукие дети с трудом привыкают к школьному обучению. Именно поэтому первоклассники-левши требуют к себе повышенного внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Негативные итоги переучивания левшей

Допустимо ли переучивание таких детей? Разумеется, нет. Следует помнить, что, говоря о левшах, мы имеем в виду не просто доминирующую руку, а определённую организацию работы головного мозга.

Даже если родители или учителя смогут заставить ребёнка брать пишущие принадлежности правой рукой, они не в состоянии изменить латерализацию мозговых функций.

Результатами столь необдуманных действий нередко становятся серьёзные изменения в эмоциональном состоянии ребёнка. Появляется вспыльчивость, капризность, раздражительность.

Родителями переученных леворуких детей могут отмечаться разнообразные неврологические нарушения, среди которых особо выделяют несколько групп неврозов:

  1. Астенический невроз. Проявлениями этого состояния являются высокая утомляемость, нервная истощаемость, пониженная работоспособность. Маленькие левши полноценно работают только в начале учебного дня, а затем устают. Наблюдаются трудности и с выполнением домашних заданий.
  2. Невроз навязчивых состояний. Если взрослые чрезмерно сильно переживают из-за детского левшества, пытаются заставить работать правой рукой, наказывают за непослушание, у ребёнка вырастает тревожность. В результате у детей отмечаются различные страхи и фобии, например, боязнь письменных работ в школе.
  3. Недержание мочи. Чаще всего у переученных левшей возникает лишь ночной энурез, однако в тяжёлых случаях непроизвольное мочеиспускание может наблюдаться и днём. Такая интимная проблема только ухудшает состояние ребёнка, ещё больше снижая эмоциональный настрой.
  4. Неконтролируемые движения. Ещё один вариант невротического состояния – тики. Ребёнок непроизвольно мигает, облизывает губы, морщит лоб, подёргивает носом и пр. Подобные проявления усиливаются, когда переученный левша устаёт или излишне нервничает.
Читайте также:  Магниторезонансная терапия при лечении атеросклероза сосудов головного мозга - народная медицина

Именно от мам и пап будет зависеть, как пойдёт развитие левши: или он станет развиваться в соответствии со своими особенностями, или превратится в переученного правшу с невротическими реакциями, комплексами и психологическими нарушениями.

Прежде всего, при общении с маленьким левшой не следует постоянно напоминать, что он «не такой, как все». Постоянный акцент на эту особенность, как и стремление переучить ребёнка, может снизить детскую самооценку и привести к неврозам.

Также следует выполнять другие общие рекомендации:

  1. Откажитесь от идеи переучивания ребёнка и не разрешайте делать это педагогам. Перед учёбой обязательно пообщайтесь с учительницей, чтобы ввести её в курс дела и обговорить общие методы воспитания левши.
  2. Если ребёнок-левша слишком эмоционально реагирует на различные раздражители, не нужно его ругать и наказывать за это. Из-за повышенной впечатлительности леворукие дети могут даже заплакать при просмотре мультика.
  3. При развивающих занятиях с левшой обязательно применяйте различные схемы, изображения и прочие наглядные пособия. Это важно, поскольку такие дети мыслят целостными образами.
  4. Поскольку у леворуких ребятишек хорошо развито воображение, смеяться над его выдумками не следует. Однако поощрять откровенную ложь также не стоит. Постарайтесь найти золотую середину.
  5. Из-за особенностей нервной системы леворукие дети достаточно быстро утомляются. Вот почему все домашние занятия не должны длиться более 20 минут. Затем необходим перерыв, во время которого ребёнок восстановит силы и отдохнёт.
  6. Для леворуких детей подойдут те виды физкультурных занятий, в которых одинаково действуют обе верхние конечности. Сюда можно отнести лыжные гонки, плавание, баскетбол. Для девочек будут полезны занятия по лепке, вязанию на спицах, игра на фортепиано.

Левшам, как и «обычным» детям, нужна родительская похвала. Вот почему психологи советуют поддерживать все детские таланты, помогать реализовывать задатки и способности, хвалить за каждую удачу.

Отечественная педагогика только разрабатывает специализированные методики обучения письму левшей. Вот почему леворукие дети учатся так же, как и их праворукие сверстники.

Однако следует учитывать несколько важных советов, выполнение которых позволит оптимизировать процесс обучения письменным навыкам:

  1. Родителям следует грамотно организовать рабочее место. Нужно отслеживать угол наклона прописи, положение плеч, правильность держания письменных принадлежностей.
  2. Лампу необходимо установить таким образом, чтобы свет падал с правой стороны.
  3. Нельзя требовать от леворукого ребёнка правонаклонное начертание букв. Оптимальный вариант – вертикальное отображение текста.
  4. Также не следует требовать от детей писать безотрывно. Пусть ребёнок выбирать оптимальный способ написания.
  5. По возможности следует приобрести не только пропись, но и письменные принадлежности, которые разработаны специально для леворуких детей.

Ну а лучше всего процесс обучения письму доверить специалисту – педагогу начальных классов. Он владеет нужными умениями и знает, как необходимо правильно организовать рабочую обстановку.

Как узнать ребёнку, что он достигает определённых успехов в процессе обучения? В этом ему должны помочь родители. Необходимо сравнивать своё чадо только с ним самим. А если всё же нужно сопоставлять результаты, то проводите сравнение с его собственными успехами.

Если в вашей семье подрастает ребёнок-левша, не нужно впадать в отчаяние. Описанные выше возможные сложности не стоит преувеличивать.

Задача родителей – всячески подбадривать маленького левшу, приходить ему на помощь. И, конечно, не стоит выслушивать советы «доброжелателей», которые рекомендуют переучивать леворукого ребёнка. Любите его таким, каким он появился на свет!

Источник: http://kroha.info/razvitie/kak-vospityvat-rebyonka-levshu

Как преодолеть трудности обучения письму левшей: методы, приемы, игры

Мир создан для правшей – в этом убеждаются маленькие левши и их родители, сталкиваясь с множеством школьных проблем. Обучение письму леворуких детей выделено в особую категорию.

Если в остальных видах учебной деятельности левши и правши идут нога в ногу, то письмо вызывает большие трудности.

Есть ли методы, способные облегчить письменный  труд левшей? Являются ли они эффективными, и возможно ли их использование дома?

Три основные причины леворукости детей

Согласно наблюдениям специалистов, дети, пишущие левой рукой, унаследовали эту особенность от родителей. Если отец или мать левша, то шанс родить леворукого ребенка возрастает в 11- 12 раз.

Леворукость определяют не только гены. Бывают и более серьезные причины – например, нарушения деятельности мозга, а именно, его левой стороны. Поскольку правая рука контролируется левым полушарием, при поражении такового происходит смена ведущей руки.

Третья причина –травмирование правой руки. Вынужденное «безделье» при серьезной травме заставляет ребенка приспосабливаться к новым условиям. Некоторые детишки просто подражают любимому члену семьи. В отдельных случаях наблюдается умение писать двумя руками.

«Двурукость», как проблема обучения письму

При незнании, умение писать обеими руками рассматривается как положительный фактор развития ребенка и его особенной интеллектуальной организации. Однако отсутствие доминирования одной из рук может быть сигналом отрицательных особенностей развития мозга.

К пятилетнему возрасту у большинства малышей ведущая рука определена. Родители сами видят, какой рукой предпочитает пользоваться карапуз. В противном случае следует убедиться, что малыш не нуждается в психологической коррекции взаимосвязей полушарий мозга — отсутствия доминирования одного из них.

Как леворукость влияет на способности ребенка

Все вышеназванные факторы развития ребенка сформировали разное отношение к проблеме обучения левшей письму:

  • левши – творческие натуры, для усвоения нового необходимо дополнительное время;
  • левши – прекрасные приспособленцы в хорошем смысле этого слова;
  • левши и правши равны в своих возможностях.

Некоторые взрослые левши еще помнят те времена, когда учитель вынужден был любой ценой переучить маленького левшу в правшу. Мучились все – дети, родители и сами педагоги. К счастью, бессмысленное требование кануло в Лету. Новейшие методики учитывают особенности обучения леворуких детей письму и дают практические рекомендации по их обучению.

Психологические тонкости в обучении левшей письму

Врожденный пессимизм, которым щедро наделены левши, вносит свои коррективы в общий настрой занятий. Леворукие дети очень ранимы, поэтому им нужен особый подход.

  • Медлительность и инертность левшей доставляет много хлопот и выводит родителей из себя. Тем не менее, такие дети нуждаются в понимании, они не выносят понуканий, угроз, унизительных сравнений. Воспитание левши должно происходить на волне легких подшучиваний и позитива.
  • Категорически не рекомендуется напоминать детям, склонным к унылости, их былые неудачи. Методика обучения письму леворуких детей должна учитывать подобные особенности, потому что именно каллиграфия доставляет левшам наибольшее число неудач.
  • Необходимо помнить об импульсивности и дотошности левшей и не обижаться, если они, не задумываясь, остановят рассказчика, зададут уточняющий вопрос и уйдут в себя, обдумывая новую информацию.
  • Левши с трудом ориентируются в пространстве. Это находит свое отражение в занятиях по письму, при чтении и решении математических заданий.
  • Леворукие малыши предпочитают действовать по плану, поэтому творческие задания могут вызвать новые трудности.
  • Пробелы в знаниях левшей недопустимы. Эти школьники с нестандартным мышлением и трудностями в письме, очень доскональны. Чем подробнее алгоритм, тем выше шанс, что левша сделает задание правильно.

Особенности обучения письму левшей

Многие родители волнуются, что не сумеют научить левшу красиво писать, потому, как он держит ручку не так, как обычные дети. Было бы большой ошибкой приучать леворукого ребенка сидеть и держать ручку так, как это делают правши.

Правильная посадка

Посадка левши за письменным столом ничем не отличается от общепринятой.

Расположение предметов на столе у леворукого малыша несколько другое:

  • источник света стоит справа;
  • тетрадь лежит в зеркальном отображении – с наклоном вправо или прямо;
  • в процессе заполнения страницы, тетрадка сдвигается вверх.

В школе, где оборудование класса ориентировано на праворуких учеников, освещение располагается не совсем удобно для левши. Решить проблему можно, усадив школьника у окна, с левой стороны парты.

Как держать ручку

Если Вы заметили, что воспитываете ребенка-левшу, нужно позаботиться, чтобы как можно раньше, еще до школы, научить его писать ручкой правильно:

  • отступить от кончика ручки около 3,5 – 4см;
  • держать ее двумя пальцами (большим и указательным) и кладут на «подушечку» – средний палец; в отличие от праворукого письма, указательный палец левши должен быть выпрямлен, чтобы не закрывать строчку.
Читайте также:  Как с помощью народных методов избавиться от прыщей на лице подростку - здоровый образ жизни

Ориентация в тетрадке

Левши часто путают стороны в тетрадке, поэтому им иногда «намечают» руки – это может быть браслетка или часы.

Отличия в каллиграфии

  • для левши допустимо и даже предпочтительно писать буквы прямо, без наклона вправо;
  • написание без отрыва для левши практически невозможно, поэтому это требование к каллиграфической грамотности  для леворуких не актуально.

Ошибки левшей при письме и методы их коррекции

Как правильно научить писать левшу? Для леворуких детей характерна более стойкая склонность к дисграфии. Поэтому все действия родителей и педагогов должны быть направлены на предупреждение недочетов:

  • зеркальное написание;
  • незнание того, откуда начинать писать;
  • склонность «уезжать» со строки вверх и вниз;
  • нарушения последовательности букв;
  • написание лишних и недостающих букв.

Профилактика и исправление каллиграфических недочетов состоит в срисовывании картинок и схем. При чем, нужно обращать внимание, чтобы при выполнении задания ребенок не разворачивал детали рисунка в обратную сторону. Хороший эффект дают занятия прикладным творчеством: аппликацией, рисованием узоров, вышиванием.

Предпочтительные темы работ – геометрические, животных и растительные орнаменты. Такие виды творчества характерны для народных промыслов – росписи посуды и игрушек, создания эскизов, вышивки. Занятия ручным трудом облегчают ножницы для леворуких.

Прописи для левшей – довольно эффективные тетрадки, последнее слово методики в вопросе, как научить писать леворукого ребенка. Развивающие тетрадки, методички для родителей, беседы с учителем помогут левше адаптироваться к школе и стать успешным учеником.

Этапы в обучении письму леворуких школьников

Левшам гораздо труднее осваивать письмо, чем их праворуким товарищам. Проблему осложняет отсутствие энтузиазма в силу их психологических особенностей. При малейшей неудаче или критике, ученик готов бросить работу и даже возненавидеть каллиграфию.

Как научить писать левшу? Чтобы сформировать стойкие навыки, нужно соблюдать алгоритм работы с новым материалом.

Знакомство с буквой

  • расскажите, из каких элементов состоит новая буква;
  • покажите, как и в каком порядке, она пишется;
  • при демонстрации написания желательно пользоваться фломастером, так как он дает более четкий след и показывает последовательность нагляднее.

Пассивная практическая часть

Узнав, как писать новую букву, левша еще не готов работать ручкой. Предложите ему поруководить Вашей рукой. Пусть он говорит, что делать, а Вы будете выполнять.

Активная практическая часть

Теперь позвольте левше писать самому. При этом зорко наблюдайте и старайтесь не вмешиваться без необходимости. Комментирование вслух должно сопровождать все действия леворукого ученика, пока он не освоится достаточно, что бы работать молча.

Закрепление учебного эффекта

Учить писать левшу и закреплять материал можно таким методом, как анализ написанного. Ребенок должен подумать и рассказать, что он сделал хорошо, а где ошибся.

Для оптимизации обучения письму, полезна такая таблица, как прописной алфавит со схемами написания букв. Направление и порядок письма показаны с помощью стрелок и нумерации действий.

Эти плакаты – большая редкость. Поэтому Вы можете купить простой прописной алфавит и дополнить его самостоятельно.

Источник: http://www.vse-dlya-detey.ru/obuchenie-rebenka/1216-kak-preodolet-trudnosti-obucheniya-pismu-levshej-metody-priemy-igry.html

Консультация для родителей «Если Ваш ребенок – левша»

В каждой группе детского сада есть леворукие дети. В последние годы их становится все больше. Поэтому есть необходимость говорить об их специфических особенностях, о проблемах их существования в этом мире.

 Левшей можно назвать «зазеркальными» детьми, так как мир правшей предстает для них ассиметричным, как в зеркале. Об этой необычности написал Льюис Кэрролл удивительную сказку «Алиса в стране чудес». Родителям вместе с детьми стоит прочитать это произведение, чтобы лучше понять своего ребенка – левшу.

 Леворукость ребенка закладывается еще во время беременности. Всем известно, что головной мозг человека делится на левое и правое полушарие. У правшей доминирует правое полушарие, а преобладающей является правая рука.

Но иногда в процессе внутриутробного развития головного мозга происходят некоторые изменения, и левое полушарие становится слабее, а правое – берет на себя ведущую функцию. В этом случае основной является левая рука.

 Следует отметить, что у левшей лучше развиты также левая нога, глаз, ноздря, ухо. Специалисты утверждают, что левшество не является патологией и для беспокойства, нет причин. Ваш ребенок здоров и совершенно нормален. Просто он отличается от большинства своих сверстников.

 Кстати, внимательные родители могут заметить леворукость своего ребенка еще в младенческом возрасте. Такой малыш обычно правую руку прижимает к туловищу, а левую вытягивает вперед. Если ребенок, лежа на спине, непроизвольно наклоняет голову в левую сторону, скорее всего он – левша.

 Лично я догадалась, что мой сын – левша, когда ему было три месяца. Он упорно брал протянутую ему погремушку в левую руку, а в правую, только тогда, когда была занята левая. Естественно, ложку он тоже взял в левую руку, потому что правой ему было ее неудобно держать. Карандаш, ручку, ножницы, нож, все бытовые приборы мой сын держит в левой руке.

 Но так бывает не всегда. До четырех — пяти лет ребенок за завтраком пьет чай, держит чашку в правой руке, правой рукой он держит и ложку. Почувствовав неловкость, он откладывает ложку в сторону и двумя руками берет чашку. Часто он прибегает к помощи левой руки, заменяя ею правую, иногда держит ложку попеременно то левой, то правой рукой.

 До этого возраста ребенок как бы пробует, какой рукой ему удобно выполнять подобные манипуляции. Это совершенно нормально. Конечно, родители и воспитатели стараются научить малыша держать ложку правой рукой. Но не стоит настаивать, если это не получается. Пусть действует той рукой, которой ему удобно.

 Еще двадцать лет назад левшей в раннем детстве переучивали. Принимали активные меры: уговаривали, били линейкой, бывало даже привязывали левую руку к туловищу.

 Принудительное переучивание ведет к самым негативным последствиям. Ребенок становится капризным, раздражительным, беспокойно спит, может снизиться аппетит. В дальнейшем могут появиться частые головные боли, постоянная вялость. Более того, развиваются неврологические реакции: нервные тики, энурез, страхи, заикание.

 Помню, как в моего сына в шесть лет учительница музыки – скрипачка выявила музыкальные способности. До этого времени я даже не думала отдавать мальчика в музыкальную школу. Учительница очень настаивала и сын начал учиться игре на скрипке.

Полгода смычок буквально падал из его правой руки, но учительница терпеливо обучала его. Она говорила, что какой-то ее сокурсник тоже левша и прекрасно играет на скрипке. Позже я узнала, что для левшей перетягивают струны на скрипке на другую сторону.

Мой сын учился игре на скрипке три года, играл довольно хорошо, у него абсолютный слух и отличные способности по сольфеджио (теории музыки). Но потом начались проблемы с правильной постановкой рук, ему как будто хотелось поменять местами скрипку и смычок.

Начались нервные тики: подергивалось плечо и мимические мышцы на лице. Хорошо, что нашлись опытные педагоги, которые посоветовали перевести сына на фортепианное отделение, где равномерно развиваются обе руки.

 Итак, левшу не надо переучивать в правшу, ведь полушария головного мозга не поменяешь местами. Правое полушарие отвечает за эмоции, образы, чувства. Поэтому среди левшей много музыкантов, художников, поэтов, артистов. У них развито абстрактное мышление, им трудно логически рассуждать. Они лучше воспринимают музыку, шумы.

Такие дети быстро перерабатывают информацию, но с опорой на образы. Мышление у них интуитивное, спонтанное. Речь обычно сопровождается мимикой, жестикуляцией. Они интуитивно ориентируются в окружающем мире, используют предчувствия, представления, наглядные жизненные примеры. Среди левшей немало гениальных людей. Так, например, Менделеев – левша.

Таблицу химических элементов он увидел во сне.

 Конечно, при развитии и обучении леворукие дети испытывают определенные трудности. Сложно праворуким родителям и воспитателям обучать такого ребенка. Но это наши дети и мы, взрослые, должны помочь таким малышам не чувствовать себя «неправильными», не такими как все.

 У ребенка – левши часто бывают проблемы с речью: задержка речевого развития, нарушение фонематического слуха, звукопроизношения. Давно известно, что речевая функция тесно связана с движениями пальцев рук. Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста.

Простейший метод – массаж: поглаживание кистей рук, сгибание и разгибание пальчиков. Очень полезны для тренировки различные пальчиковые игры. Всем хорошо известна с детства замечательная народная игра «Сорока-белобока». В настоящее время выпускается много специальной литературы с такими играми.

Эти игры нужно проводить, работая поочерёдно с пальцами обеих рук.

 Для развития мелкой моторики рук также полезны игры: вкладыши, пазлы, мозаика, шнуровки, пирамидки, нанизывание бус. Пусть дома ваши дети побольше рисуют, лепят, конструируют, вырезают.

Кстати, для левшей сейчас продаются специальные ножницы. Научите своего ребёнка правильно пользоваться ими и принесите ещё одни в детский сад. Дело в том, что обычными ножницами ребёнку-левше очень трудно работать.

Читайте также:  Мёд, чеснок и лимон – спасательный рецепт для организма - здоровый образ жизни

Бумага у них не режется, а рвётся, так как лезвия заточены для правой руки.

 Трудности возникают у леворукого ребёнка при письме. Левая рука принимает такое положение, когда закрывается образец написания, а потом рука движется по написанному, и не видно, что ты уже написал. Не все ручки пишут у ребёнка, так как они держат их под другим наклоном. Поэтому на начальном этапе дети-левши пишут медленнее и не так аккуратно.

Не следует требовать от них безотрывного письма. Стоит помнить, что для левшей освещение должно быть с правой стороны. Правильно организуйте рабочий уголок ребёнка. При письме и чтении может быть зеркальное отображение, то есть ребёнок пишет и читает справа налево, как в арабской грамоте. Можно предположить, что её создатели были леворукими.

 Но такие ошибки возникают только в начальном периоде обучения грамоте и довольно быстро проходят. Так что надо быть терпеливыми и внимательными к ребёнку и ни в коем случае не ругать его за это.

 Хотелось бы посоветовать родителям, не подчёркивать леворукость ребёнка и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Главное – это вселить в своего ребёнка уверенность в его полноценности. Задача взрослых – создать благоприятные условия для полноценного развития маленького человечка, такого особенного и наверняка творческого и очень талантливого.

 Итак, если ваш ребёнок – левша, то считайте, что вам повезло.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/pedsovet/konsultaciya-dlya-roditelej-esli-vash-rebenok-levsha.html

Как научить писать ребёнка-левшу: советы для родителей

Содержание

  • С чего начать
  • Учимся правильно держать ручку
  • Выбираем правильную ручку
  • Организуем рабочее место
  • Особенности обучения письму

Ваш новорождённый младенец хватает погремушки и кошачий хвост левой ручкой? Именно ею пользуется, пытаясь донести до рта печенье или сосредоточенно собирая мозаику? Поздравляем! Ваш малыш – левша!

Это на самом деле подарок судьбы. Ведь леворукий ребёнок – нередко более чуткий, творчески одарённый, талантливый, чем его праворукие сверстники. Достаточно вспомнить таких гениев, как Александр Македонский, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, и нашего современника – Билла Гейтса. Все они – левши. 

Однако почти всё в нашем мире ориентировано на тех, кто принадлежит к большинству, то есть на правшей, даже школьные парты. Что же делать леворукому ребёнку? Как научиться правильно писать, чтобы не отставать от одноклассников и не создавать помех учебному процессу? Об этом нужно позаботиться заранее.

С чего начать

Самый худший совет, который могут получить родители маленького левши, это заставлять его действовать только правой рукой. В памяти многих ещё свежи времена, когда левую руку ребёнка привязывали к телу, в правую вкладывали карандаш и, сжав её в кулаке, выводили в тетради каракули.

Со временем этот метод приносил определённый результат: маленький ученик приучался писать правой рукой. Но почерк на всю жизнь оставался весьма посредственным, если только, став взрослым, человек сознательно не начинал писать левой рукой.

Чтобы сформировать у малыша красивый почерк и непринуждённую манеру письма, необходимо с ранних лет заниматься развитием мелкой моторики. Дайте своему крохе пару кастрюль, перемешайте в пакете разноцветную фасоль и гречневую крупу и попросите его разобрать содержимое, отправив фасолины в большую кастрюлю, а крупу – в меньшую.

Ребёнок будет занят важным делом, вы успеете неспеша приготовить обед, а маленькие пальчики тем временем привыкнут к обращению к мелкими предметами.

Учимся правильно держать ручку

Перед тем как малыш пойдёт в школу, очень важно научить его правильно держать ручку. Не стоит пускать это на самотёк. Неправильная постановка пальцев во время рисования или написания текста неизбежно приведёт к тому, что ребёнок будет быстро уставать, раздражаться, станет рассеянным и невнимательным.

Пострадают не только навыки письма, но и качество усваивания учебного материала.Если в семье есть взрослый левша, привить дошкольнику навык правильного письма не составит большого труда. Тем, у кого все взрослые члены семьи являются правшами, несколько сложнее.

Однако и в этом случае отчаиваться не стоит: на помощь придут обучающие видеоматериалы из интернета.

Вкратце процесс написания текста левшой должен выглядеть так:

  • рабочая рука и ручка (или карандаш) образуют прямую линию, иногда с небольшим наклоном, правой рукой ребёнок передвигает тетрадку;
  • левая рука при письме располагается «под строчкой», положение «над строчкой» считается неправильным;
  • пальцы левшей должны охватывать ручку или карандаш на 3-3,5 см выше, чем это делают правши;
  • линии, которые выводит ребёнок при письме, должны быть только прямыми, достигнуть определённого наклона можно поворотом тетради;
  • необходимо избегать чрезмерной нагрузки на указательный палец – он должен двигаться совершенно свободно.

Родителям нужно помнить о том, что почерк у их маленького левши будет, по всей вероятности, либо прямым, либо с наклоном влево. Главное, чтобы он был чётким и разборчивым.

Выбираем правильную ручку

Основные критерии выбора ручки для левши:

  • она не должна быть чересчур объёмной: чем тоньше корпус, тем удобнее ею пользоваться;
  • стержень предпочтительно выбирать тонкий, который будет писать под любым углом наклона;
  • паста или чернила, которыми он заполнен, должны высыхать быстрее, чем в обычных ручках, потому что рука левши скользит при письме по только что написанному тексту.

Первое время можно пользоваться обычной ручкой, подкладывая под руку ребёнка промокательную бумагу.Кроме специальных ручек в продаже можно найти немало других товаров, предназначенных для маленьких левшей: яркие ножницы, забавные точилки для карандашей, сами карандаши и линейки.

Организуем рабочее место

Для леворукого ребёнка крайне важны комфортные условия для занятий. Удобно должно быть именно ему, а вовсе не вам, двоюродной бабушке или учителю.

Постарайтесь поставить письменный стол таким образом, чтобы сидящий за ним ребёнок находился напротив окна или справа от него. Так он сможет заниматься за ним в дневное время, не напрягая зрение, а левая рука не будет мешать письму, загораживая свет.

В классе левше также нужно создать особые условия. Таких детей сажают только с левой стороны, так, чтобы локоть немного выступал за край парты. В таком положении самому ребёнку будет комфортно, да и своему соседу он не сможет помешать.

Как в школе, так и дома тетрадь при письме должна располагаться под наклоном, но не влево, как у правшей, а вправо. Тогда слова не будут закрываться, ребёнок сможет свободно прочесть то, что он написал. Классическое положение тетради под наклоном в 30° влево совершенно не подходит для левши. Это может вызвать у ребёнка сильнейший дискомфорт.

Самое удобное положение – когда нижний левый уголок тетради находится напротив правого плеча ребёнка. Контролировать это помогут специальные подложки, которые есть в продаже.Впрочем, если ваше чадо начинает ёрзать и пробует передвинуть тетрадь поудобнее, не стоит ему мешать. Возможно, в этом положении ему действительно неудобно писать. Самый лучший вариант можно найти только опытным путём.

При этом очень важно выработать у ребёнка правильную осанку. Левши, как никто другой, способны во время выполнения письменных заданий принимать самые невероятные позы. Терпеливо возвращайте ребёнка в правильное положение, иначе вам придётся бороться со сколиозом.

Особенности обучения письму

Дети, у которых рабочая рука – левая, ничуть не хуже запоминают буквы и принцип их написания, чем правши. Однако их родители нередко сталкиваются с явлением «отзеркаливания», когда некоторые буквы, а то и целые слова ребёнок пишет в противоположную сторону – так, что прочесть их можно, только поднеся к зеркалу.

Буква «И» при этом будет выглядеть, как «N», «Я» – как «R», а слово «МАМА» загадочным образом трансформируется в «АМАМ». Преодолеть подобные ошибки можно только упорными, терпеливыми занятиями. Но не стоит забывать о том, что даже у взрослых левшей в минуты рассеянности могут «проскакивать» подобные ошибки.

А гениальный Леонардо да Винчи и вовсе использовал две разновидности письма: одну – традиционную – использовал для деловой и личной переписки, а другой – той, прочесть которую можно только с помощью зеркала, – писал свои знаменитые дневники.

Если вы только начинаете учить своего малыша писать, выработать разборчивый почерк и правильное написание сложных для ребёнка букв помогут прописи, разработанные специально для левшей.

Самое главное­ – не оставляйте своё чадо наедине с трудностями. Не забывайте похвалить за самое маленькое достижение. Если что-то не получается, тактично подскажите и покажите. Обязательно делайте уроки вместе с ребёнком, а не только контролируйте процесс. Только так у вас будет возможность вовремя разглядеть возникшую проблему и совместными усилиями справиться с ней.

Источник

Источник: https://ruud.ru/lajfxaki/23297-kak-nauchit-pisat-rebyonka-levshu-sovety-dlya-roditelej/

Ссылка на основную публикацию