Йоготерапия при лечении психогенных реакций — народная медицина

Лечение психогенного кашля

Практически все люди подвержены стереотипу, что кашель является симптомом простудных заболеваний. Соответственно лечение его начинается различными таблетками и сиропами, которые оказывают воздействие на сам рефлекторный акт.

А когда проходит несколько недель, а то и месяцев и симптом не исчезает, в ход вступает «тяжелая артиллерия» в виде антибиотиков и гормональных препаратов. Но бывает так, что улучшений не наступает, так как лечение недуга было выбрано неправильно.

Такая продолжительная ошибочная терапия может привести к многочисленным осложнениям в работе дыхательной системы и расстройствам желудочно-кишечного тракта. В итоге клиническая картина сильно осложнена и затрудняет постановку правильного диагноза.

Кашель может иметь различную этиологию, поэтому перед лечением его нужно обращаться к врачу, чтобы поставить верный диагноз. Только доктор может определить симптомом какого недуга является рефлекторный акт. Одним из самых трудно диагностируемых симптомов является психогенный кашель. Его достаточно сложно определить без вмешательства специалиста.

Признаки психогенного кашля:

  • Психогенный рефлекторный акт сухой, «лающий». Может быть очень громким.
  • Отсутствие абсолютно всех других признаков простудных заболеваний.
  • Не наблюдаются расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта.
  • Отсутствие проблем с сердечно-сосудистой системой.
  • При проведении исследований отсутствуют патологические нарушения органов дыхательной системы.
  • Исключены соматические причины заболевания центральной нервной системы.
  • Всплески психогенного кашля наблюдаются в период повышенной эмоциональной возбудимости.
  • В моменты спокойствия рефлекторное действие отсутствует.
  • Присутствие в анамнезе психических расстройств.

Лечение психогенного кашля – обращение к специалисту

Не пытайтесь определить свой вид кашля самостоятельно. Лучше всего пройти полное обследование, чтобы исключить соматические причины кашля. Если есть возможность, обратитесь в клинику с высоким профессиональным уровнем специалистов.

После получения заключения врачей, что ваш рефлекторный акт не является следствием простудных заболеваний или проблем с внутренними органами, необходимо обратиться к специалистам по психосоматике. Это такие врачи, как невропатолог, невролог, психолог.

Они должны определить, с чем связана проблема. После постановки диагноза, только специалисты этого профиля должны назначить лечение психогенного кашля. Также они могут дать рекомендации по поведению в повседневной жизни.

Это необходимо для проведения комплексной терапии и, впоследствии, полному избавлению от психологической проблемы, мешающей полноценной жизни.

Методы лечения кашля с психосоматикой

Психогенный кашель не поддается медикаментозной терапии. Ее можно использовать только как вспомогательное средство. В основном это успокоительные препараты. Еще можно использовать различные сборы лекарственных трав, такого же спектра действия. При регулярном приеме они в комплексе помогают снять излишнее возбуждение нервной системы, что соответственно снимает психогенный симптом.

Самый действенный способ лечения психогенного кашля это избавление от раздражающих факторов. Лучше всего сменить обстановку. Возможно, съездить в санаторий или на курорт.

Необходимо как можно больше времени уделять полноценному отдыху. Благоприятно воздействует релакс на природе. Очень хорошо снимает напряжение нервной системы катание на лошадях, или просто общение с этими замечательными животными.

Очень большое значение в лечении психогенного кашля имеет психологическая коррекционная терапия. Она может быть как индивидуальной, так и семейной. Особенно если причиной дискомфорта больного является неблагоприятная обстановка в семье. Ключевым значением этой терапии является понимание человеком причин возникновения данной проблемы.

Хороший результат в комплексном лечении психогенного акта дает релаксация и методика медленного успокаивающего дыхания. В качестве отвлекающего действия в район предплечья могут применять электрошоковые удары.

В особо тяжелых случаях врач может назначить транквилизаторы и антидепрессанты при лечении психогенного рефлекторного действия . Применять их нужно с большой осторожностью и только в назначенных дозировках.

Источник: http://pro-kashel.ru/lechenie-kashlya/psihogennyy

Психогенная депрессия

Психогенная депрессия – расстройство, возникающее под воздействием внешних негативных или позитивных факторов (как длительно действующих, так и однократных) после ситуаций утраты/изменения значимых для человека ценностей.

Для лиц, страдающих данным расстройством, характерны повышенная чувствительность, впечатлительность, робость, мнительность, педантичные черты.

Психогенная депрессия может развиться непосредственно после психотравмирующей ситуации, хотя у некоторых пациентов депрессивный эпизод возникает спустя промежуток времени после стрессового события.

У больных часто отмечается фиксация на произошедшем факте, им свойственно интенсивное и постоянное внутреннее напряжение, не поддающееся ослаблению усилиями воли. Лица, страдающие психогенной депрессией, проявляют иррациональное беспокойство за судьбу, здоровье, благополучие себя и своих близких.

Больные отмечают умственную заторможенность, трудности с концентрацией внимания и преобладание в раздумьях идей собственной никчемности. Они в пессимистических красках описывают свое прошлое и настоящее, убеждены, что будущее существование – бесперспективно и бессмысленно.

Нередко  идеи суицида считаются ими единственно правильным решением и «разумным» выходом из сложившейся ситуации. У людей с диагнозом «психогенная депрессия» отсутствует стремление преодолевать трудности, разрешать проблемы.

Они предпочитают скрывать в себе испытываемые эмоции, не выражать свое недовольство, а «плыть по течению».

Личности с преобладающими истерическими чертами характера проявляют симптомы депрессии в демонстративной капризности, нервозности, раздражительности, суетливости. Такие лица часто совершают попытки суицида, причем все их действия отличаются наигранной, неестественной «театральностью».

Депрессии психогенного характера в последнее время принято рассматривать в рамках дистимического расстройства – хронического заболевания умеренной степени выраженности симптомов с астеническими и неврастеническими проявлениями.

Они имеют определенное сходство с психогенно спровоцированными формами рекуррентной депрес­сии: психологическую ясность причины пе­реживаний, хронологическую и смысловую связь со стрессовым событием, отсутствием аутохтонности (свойства развиваться без наличия  причинного фактора).

Провоцирующие стрессоры, предшествующие и/или сопровождающие психогенную депрессию, свидетельствуют об их разнообразии и неоднородности. Однако у большинства пациентов развитию депрессивного синдрома предшествовали не­благоприятные латентные причины личного, бытового, профессионального аспектов.

Отличительной особенностью психогенной депрессии является изменение со­стояния больного при воздействии извне различных по содержанию факторов.

Противоположностью для типичной эндогенной депрессии, не меняющей своей структуры под влиянием внешних факторов, являются разноплановые вариации способов эмоционального реагирования и поведенческих реакций.

Также установлена перспектива возможности компенсации болез­ненных ощущений методами психотерапевтического воздействия.

Как правило, доминантой в эмоциональном аспекте психогенного расстройства выступают гнетущая тоска и иррациональная тревога, хотя нередко фиксируются дисфорические проявления и сенсорная гиперестезия. В большинстве случаев в клинической картине присутствуют проявления лабильности вегетативной нервной системы:

  • частые колебания артериального давления,
  • изменения сердечного ритма,
  • повышенное потоотделение,
  • сухость слизистой оболочки рта.

Причем вегетативно-сосудистые колебания усиливаются и более отчетливо выражены при ситуациях физической или эмоциональной перегрузки, возникающих во второй половине дня, и сочетаются с ощущениями вялости, мышечной слабости, телесного дискомфорта.

Витальные влечения, обеднение заинтересованности к происходящим событиям, потеря интереса к прежним увлечениям и удовольствиям представлены, как правило, рудиментарно и им свойственны колебания по интенсивности.

Стоит отметить, что при психогенной депрессии у больных анестезия витальных ощущений сочетается с обострением способов эмоционального ре­агирования при наступлении особо значимых для лич­ности обстоятельств, зачастую связанных с психотравмирующей ситуацией.

Классификация психогенной депрессия является довольно трудным диагностическим решением, так как недуг может быть проявлением дистимии, тяжелой формы расстройства адаптации, либо выступать первичным депрессивным эпизодом.

Психогенные депрессии по содержанию разделяют на заболевания невротического и психотического характера.

Расстройство невротического уровня – относительно неглубокое депрессивное состояние с преобладанием в клинической картине тоскливого настроения, плаксивости, чувства собственной неполноценности, истерических проявлений, астенических состояний.

Для расстройства психотического уровня (реактивного психоза) характерны иррациональная патологическая тревога, ярко выраженные психомоторное возбуждение и/или торможение, явления деперсонализации и дереализации, ипохондрические настроения, пуэрильные проявления, бредовые идеи  преследования и обвинения, суицидальные мысли.

Для психогенной депрессии:

  • не характерна наследственная (генетическая) предрасположенность;
  • присутствует связь с конкретным психотравмирующим событием;
  • первичный депрессивный эпизод развивается вследствие стрессовой ситуации;
  • интенсивность депрессивных реакций зависит от индивидуального порога чувствительности;
  • ухудшение состояния происходит в вечернее время;
  • сохраняется осознание заболевания;
  • отсутствует двигательная заторможенность;
  • угнетенное настроение выражается плаксивостью;
  • обвинения обращены на окружающих.

Психогенная депрессия: причины

Данное заболевание возникает в результате длительного или однократного воздействия психотравмирующих (стрессогенных) внешних факторов, вызвавших сильную эмоциональную реакцию, зафиксированную впоследствии в подсознании.

Одним из ведущих факторов, провоцирующих психогенную депрессию, является эмоциональная неудовлетворенность индивида из-за морального конфликта с требованиями социума, пренебрежительного отношения окружающих к потребностям личности, чрезмерной критики, унижения либо безразличия со стороны окружающих.

Личностные особенности характера: мнительность, ранимость, впечатлительность, покорность наряду с акцентуированной чертой застревания (фиксации) на событиях вынуждает человека мириться с требованиями современности.

Вместо того чтобы адекватно противостоять негативному давлению, категория робких, застенчивых, педантичных людей предпочитают сдерживать свой гнев и подавлять свое несогласие с происходящим.

Чтобы соответствовать шаблонным требованиям нормы, быть принятыми, понятыми и востребованными обществом, люди пытаются вытеснять отрицательные эмоции, внешнее демонстрируя согласие, покорность и удовольствие.

Результатом вытеснения испытываемых эмоций становится то, что личность начинает пребывать в фантазийном, вымышленном мире, живя чужой жизнью и скрывая настоящие чувства не только от окружающих, но и от самого себя. Следствие такой «игры по чужим правилам»: чрезмерная требовательность к себе, заниженная самооценка, неудовлетворенность собой и вытекающее из этого ощущение одиночества – прямые предпосылки для возникновения депрессивного расстройства.

Не умея реадаптироваться, то есть эффективно менять способ приспособления к стрессорам, в непривычных ситуациях индивид ощущает состояние сильного эмоционального напряжения.  В кризисные моменты, значимость которых не соответствует интенсивности последующей реакции, человек впадает в депрессивное состояние и ощущает мучительные симптомы недуга.

Факторами, провоцирующими развития психогенной депрессии, могут выступать, как и отрицательные, так и положительные жизненные ситуации. По силе влияния на психику человека лидирующие позиции занимают события:

  • смерть супруга или близкого родственника;
  • развод или разлука с любимым человеком;
  • собственная болезнь или травма;
  • тюремное заключение;
  • вступление в брак;
  • потеря работы;
  • примирение супругов;
  • уход на пенсию;
  • ухудшение состояния здоровья члена семьи;
  • беременность или появление нового члена семьи;
  • сексуальные проблемы;
  • изменение социального статуса или финансового положения;
  • смена деятельности;
  • невозможность погасить кредитные обязательства;
  • выдающиеся личные достижения;
  • изменение жилищных условий или места жительства;
  • изменение личных привычек, распорядка или условий работы, привычного типа досуга;
  • изменение социальной активности или смена религиозных убеждений;
  • начало или окончание обучения.

Стоит отметить, что симптомы психогенной депрессии могут быть отодвинутыми, то есть проявиться спустя некоторый промежуток времени после психотравмирующей ситуации.

Психогенная депрессия: симптомы

Данное заболевание проявляется в виде:

  • беспричинной плаксивости;
  • гнетущего чувства одиночества;
  • подавленности, ощущения внутренней пустоты;
  • нарушения в режиме «бодрствование-сон»;
  • бессонницы;
  • мыслей о бесцельности существования и бесперспективности будущего;
  • чувства собственной никчемности;
  • суицидальных мыслей;
  • усиления негативных ощущений в вечернее время.

Зачастую у страдающих психогенной депрессии занижена самооценка, однако больные не занимаются самообвинением, а возлагают всю ответственность и вину за полученную травму на окружающих людей.

Читайте также:  Куда сдать энергосберегающие лампочки после использования? - здоровый образ жизни

При психогенной депрессии, возникшей после значимой утраты, наблюдается закономерная динамика проявлений и изменений в ощущениях. В течение первой стадии большинство людей пребывают в шоковом состоянии, ощущая отрешенность и опустошенность.

Вторую стадию, довольно продолжительную по времени, можно охарактеризовать как период поиска и осознания утраченного. Во время третьей стадии к ощущениям утраты и чувства печали часто присоединяются ярость, гнев, агрессия.

Причем депрессивные и маниакальные проявления могут чередоваться и меняться по несколько раз в сутки.

Психогенная депрессия лишает больных радости существования, никакие привычные занятия и удовольствия их не окрыляют и не вдохновляют.

Зачастую за внешней искусственной маской успешности люди, страдающие данным расстройством, маскируют мучительное чувство, страх одиночества и ощущение духовной пустоты, внутреннего вакуума.

Большинство больных категорически отказываются принимать участие или даже наблюдать за любыми увеселительными мероприятиями, предпочитая остаться наедине с самим собой и «жевать умственную жвачку», анализируя свои прошлые ошибки и критикуя свое настоящее.

Кроме изменений в привычном образе жизни и поведенческих реакциях, у таких лиц кардинальным образом меняются жесты, мимика: их лица никогда не озаряет улыбка, уголки губ опущены, отчетливо проявляются старящие морщины.  Больные расценивают прошлое и настоящее с пессимистической точки зрения, пребывают в уверенности, что их будущее – бессмысленно, бесперспективно и бесцельно.

Для невротического этапа развития заболевания характерно отсутствие витальных компонентов депрессии, лабильность (изменчивость и неустойчивость) проявляемых симптомов и физиологических  эквивалентов расстройства, которые зачастую маскируют основные компоненты депрессии. Поэтому на данном этапе большинство больных не пребывают под наблюдением психотерапевтов и психиатров, обращаясь за медицинской помощью к врачам общей практики или иным специалистам.

Психогенная депрессия: лечение

При выборе методов лечения психогенной депрессии учитываются тяжесть и продолжительность воздействия на индивида психотравмирующих факторов, особенностей протекания преморбида (предшествующего и способствующего развитию недуга состояния), личностные характеристики пациента.

Ведущий, обязательный компонент лечения психогенной депрессии – психотерапия.

Психотерапевтические методики — очень эффективны и действенны, они помогают преодолеть проявления недуга, выйти из состояния депрессии, предотвратить возникновение нового депрессивного эпизода, восстановить жизненные силы.

Приемы психотерапии помогают больному продуктивно работать над развитием, изменением и совершенствованием нового мировоззрения и иной модели более универсального поведения. Вспомнив, пережив заново и переосмыслив полученные раны, личность может полностью избавиться от депрессивного состояния.

Современные методы различных учений направляют пациента на переосмысление и переоценку значимости травмирующего события, они позволяют индивиду взглянуть на прошлое и настоящее с другой точки зрения и помогают сформировать новую картину реалистического восприятия мира. Процесс психотерапевтического лечения – не быстрый, он требует вложения душевных сил и волевых усилий, поддержки опытного врача и внимания близких.

В сочетании с психотерапевтическими консультациями для достижения стойкого положительного результата при психогенной депрессии используют антидепрессанты курсом не менее 6 месяцев. Данные препараты восстанавливают необходимый уровень нейромедиаторов: серотонина, дофамина, норадреналина, отвечающих за эмоциональную сферу человека.

Так как антидепрессанты различаются механизмом воздействия, выбрать и определить дозировку препарата должен исключительно квалифицированный специалист. Самолечение при депрессии чревато негативными последствиями вплоть до усиления суицидальных мыслей и действий.

Источник: http://depressia.info/vidy-depressiy/psihogennaya-depressiya/

Йогатерапия бронхиальной астмы

Йогатерапия бронхиальной астмы

В медицине существует такое понятие, как «психосоматическое заболевание». Имеется в виду патологическое состояние, в основе развития которого лежит несомненная связь тела и психики.

Более того, зачастую в развитии психосоматических заболеваний психика играет определяющее, стартовое значение.

Всемирной организацией здравоохранения утвержден перечень психосоматических заболеваний, к которым отнесены такие распространенные недуги, как гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, нейродермит, ишемическая болезнь сердца. К этой же категории отнесена и бронхиальная астма.

Действительно, все перечисленные заболевания имеют несомненную связь с психоэмоциональным фоном и стрессовыми перегрузками. Дебют и развитие заболевания, как правило, имеют психогенные причины.

Бронхиальная астма – яркий представитель психосоматической патологии.

Тесной связью дыхания и психики у человека обусловлены, с одной стороны, механизмы развития болезни, с другой — на этой связи и базируются большие возможности йогатерапии.

При формировании нервно-психического варианта БА намечается тенденция к использованию заболевания как средства неадекватной адаптации к микросоциальной среде и временного абстрагирования от решения эмоциональных задач (Г.Б.Федосеев, В.И. Трофимов, 2006).

Бронхиальную астму (БА) можно определить как хроническое воспалительное заболевание бронхиального дерева, сопровождающееся нарушением реактивности и чувствительности бронхов и проявляющееся приступами одышки.

Одышка связана с нарушением проходимости бронхов, их отёком и спазмом и носит экспираторный характер (то есть одышка связана с затруднением выдоха).

Заболевание развивается на фоне наследственной предрасположенности к аллергическим заболеваниям.

Кроме психогенных причин, в основе развития БА лежит аллергический компонент, который в детстве может проявляться поначалу в виде кожных пищевых аллергозов.

Затем проявления начинают захватывать верхние дыхательные пути (аллергические риниты, поллинозы, отёки гортани) – в данном случае аллергеном являются уже вещества, попадающие в организм через дыхательные пути: домашняя пыль, насекомые, шерсть, пыльца растений и т.п.

Далее аллергический процесс начинает захватывать бронхиальное дерево, и бронхи при контакте с аллергеном повышают свой тонус, спазмируются, что приводит к ухудшению их проводимости. Кроме того, проведение воздуха по дыхательным путям ухудшает возникающий отёк слизистой и гиперсекреция слизи.

Всё это приводит к тому, что на выдохе мелкие бронхи спадаются, возникает затруднение выдоха и возникновение экспираторной (то есть связанной с выдохом) одышки. В патогенезе БА существенное значение также имеет вегетативный дисбаланс на уровне бронхиального дерева.

Вспомним, что парасимпатическая нервная система повышает тонус гладкомышечных элементов бронхов (то есть сужает бронхи, это называется бронхоконстрикцией) и стимулирует выделение слизи. Симпатическая система, напротив, расширяет бронхи (бронходилятация) и улучшает бронхиальную проводимость.

У больных БА обнаружены различные нарушения вегетативного контроля бронхиального тонуса, характеризующиеся повышением парасимпатической активности; однако, скорее всего эти нарушения носят вторичный характер и связаны с хроническим воспалительным процессом.

Показано, что воспалительные медиаторы (молекулы-посредники) могут возбуждать чувствительные нервные окончания, что приводит к рефлекторному парасимпатическому сужению бронхов (Г.Б.Федосеев, В.И. Трофимов, 2006). Определенное значение имеют также эндокринные механизмы. Недостаточная активность надпочечников и глюкокортикоидных (ГК) гормонов играет существенную роль в развитии воспаления и гиперреактивности бронхов. Чаще всего глюкокортикоидная недостаточность возникает из-за приема глюкокортикоидных гормонов через рот (весьма распространенный вариант лечения тяжелых форм БА). Кроме того, определенную роль играет нарушение функционирования оси гипоталамус-гипофиз-надпочечники. При недостаточности ГК происходит снижение влияния этих гормонов на воспаление, иммунную систему и на выделение противовоспалительных медиаторов при аллергической реакции.

Эстрогены обладают слабым бронхоконстрикторным (сужающим), а прогестерон – слабым бронходилятирующим (расширяющим) действием. Нарушение равновесия эстрогены/прогестерон предрасполагает к развитию аллергических реакций и бронхоспазма у женщин (Г.Б.Федосеев, В.И. Трофимов, 2006).

Для лечения БА западная медицина предлагает фармакологические препараты для подавления иммунно-аллергического воспаления, а также ингаляционные средства, влияющие на вегетативную систему бронхов.

Зачастую вначале назначаются ингаляционные препараты, возбуждающие рецепторы симпатической системы и таким образом вызывающие временное расширение бронхов (сальбутамол). Применяются также вещества, блокирующие рецепторы парасимпатики, чтобы затормозить спазм бронхов.

Нередко к данной категории препаратов у пациентов формируется привыкание, и впоследствии приходится добавлять ингаляционные синтетические гормональные препараты (глюкокортикоиды), которые мощно подавляют местный иммунитет, тем самым блокируя аллергическое воспаление.

В случае неэффективности вышеперечисленных средств последним шагом бывает назначение гормональных глюкокортикоидов через рот. Данный вид терапии обладает широких спектром тяжелых побочных эффектов (стероидные язвы желудка, остепороз, артериальная гипертензия, стероидный диабет, подавление синтеза собственных гормонов, нарушения жирового обмена).

Между тем немедикаментозные методы лечения зачастую оказывают явный и демонстративный эффект, позволяя снижать дозы фармакологических препаратов или отказываться от них вовсе. По выражению Г.Б.

Федосеева, «серьезное преимущество немедикаментозных методов состоит в том, что сохранение ремиссии происходит благодаря восстановлению собственных компенсаторных возможностей организма больного».

К таким методам лечения, восстанавливающим собственные ресурсы, относится и йогатерапия.

Бронхиальная астма — заболевание, весьма отзывчивое к усилиям йогатерапевта, и, как правило, в результате занятий удаётся достичь существенного улучшения состояния. Рассмотрим основные направления практики, которые следует отрабатывать с самого начала.

1) Важным элементом практики являются элементы сукшма-въяямы, активно задействующие плечевой пояс. При БА наблюдаются выраженные изменения в виде гипертонуса мышц, имеющих общую сегментарную иннервацию с лёгкими: ременные, лестничные, трапециевидные, передние зубчатые, выпрямитель позвоночника.

При напряжении этих мышц нарушаются движения рёбер и всей грудной клетки, меняется положение головы и плечевого пояса. Вследствие этого нарушается дренирование бронхов и развивается так называемое раннее экспираторное закрытие бронхов, в результате чего резко ухудшается вентиляция в нижних отделах лёгких (В.А.Епифанов, 2008).

Поэтому важно на самых ранних этапах занятий вводить использовать суставные разминки, активно задействующие мышечный, а также связочный и суставной аппарат плечевого пояса. Это позволяет снять локальные мышечные напряжения и равномерно распределить мышечный тонус, оптимизировать работу дыхательной мускулатуры и в конечном итоге улучшить лёгочную вентиляцию.

Кроме того, динамические практики, задействующие плечевой пояс и проприоцептивную чувствительность данной зоны, позволяют разорвать цепи патологических моторно-висцеральных рефлексов, нормализовать взаимоотношения опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и бронхиального дерева.

2) Форсированные типы дыхания — капалабхати и бхастрика – позволяют достичь реализации сразу нескольких механизмов. Во-первых, колебания давления в дыхательных путях стимулируют активность мерцательного эпителия бронхов, тем самым активизируя выведение слизи.

Во-вторых, увеличение частоты дыхания смещает вегетативный тонус в стороны симпатической активации, что способствует бронходилятации и повышению уровня эндогенных (естественных) глюкокортикоидов, оказывающих противовоспалительное действие. Отдельные авторитетные источники (Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д.

, 2007) предлагают использование форсированных типов дыхания в специфических вариантах: так называемая «носовая гимнастика» включает в себя активные вдохи и пассивные выдохи, совершаемые с частотой 1 дыхание в секунду. Больному предлагается делать активный форсированный вдох носом (примерно на 20-30% менее активно от максимально возможного).

После каждого форсированного вдоха носом воздух пассивно выпускается, без фиксации внимания на выдохе. При правильном выполнении форсированного вдоха крылья носа подтягиваются к носовой перегородке, что сопровождается характерным симптомом – «шмыганьем».

Данный вариант (отличающийся от распространенного варианта капалабхати, при котором активно делается выдох) благоприятен для больных БА, так как способствует восстановлению физиологического баланса между экспираторной и инспираторной дыхательной мускулатурой, а также соответствующими группами нейронов дыхательного центра.

Ведущие специалисты считают, что инспираторная тренировка наиболее показана больным БА для увеличения силы и выносливости дыхательной мускулатуры (Зильбер, 1996).

В практической работе, однако, применяемые в традиционных вариантах капалабхати (активный выдох и пассивный вдох) и бхастрика (одинаково активны обе фазы дыхательного цикла) в составе комплексной практики йогатерапии обычно дают хороший эффект.

О возможностях различных вариантов форсированных дыханий следует помнить для индивидуального подбора практики йогатерапии в сложных, плохо поддающихся случаях. Также следует помнить, что при тяжелых формах БА приступ может быть спровоцирован чем угодно, в том числе и частым и резким дыханием; поэтому начинать освоение капалабхати и бхастрики нужно с наиболее мягких вариантов.

Читайте также:  Правильный уход за лицом после достижения 35 лет - здоровый образ жизни

3) В практике асан следует сместить акцент на преобладание прогибов (бхуджангасана, сарпасана, матсиасана и т.д.).

Это может способствовать, во-первых, стимуляции симпатической нервной системы (можно предполагать активизацию функций надпочечников за счет изменений кровотока, а также механического сжатия данной зоны; высока вероятность активирующего воздействия и на симпатические паравертебральные ганглии).

Во-вторых, прогибы способствуют формированию моторных автоматизмов и распределению мышечного тонуса, более предпочтительных при БА. 4) Введение в практику полного дыхания также позволяет достичь сразу нескольких целей.

Как уже упоминалось выше, у больных БА в первую очередь страдает вентиляция нижних отделов лёгких (вплоть до полного прекращения), происходит переход на верхнегрудное дыхание, нарушаются нормальные соотношения между кровоснабжением лёгких и их вентиляцией. Диафрагма во время выдоха полностью не расслабляется и остается уплощённой; во время вдоха такая диафрагма развивает меньшую силу.

Тренировка диафрагмального дыхания позволяет восстановить нормальное участие диафрагмы в процессе дыхания, вентиляционно-перфузионные соотношения (то есть коэффициент кровоснабжение/вентиляция) и в конечном итоге оптимизировать газообмен.

Для снижения давления в брюшной полости и нормализации моторики диафрагмы необходимо обратить внимание на качество работы кишечника и регулярность стула; при наличии запоров применяется соответствующая послабляющая диета и техники, направленные на нормализацию работы кишечника (паванамуктасана, брюшные манипуляции, перевернутые асаны и т.д.).

Навык равномерного включения в дыхание всех мышечных групп при полном дыхании психологически очень полезен для больного БА: сознание того, что он сам может управлять своим дыханием, значительно меняет отношение к заболеванию, создаёт благоприятный психологический настрой.

5) Дыхание уджайи применяется в йогатерапии бронхиальной астмы, как и другие варианты дыхания с сопротивлением в современных школах физической реабилитации.

Уджайи способствует более равномерному включению в процесс дыхания экспираторной и инспираторной дыхательной мускулатуры, уджайи на вдохе тренирует обычно ослабленные инспираторные мышцы, уджайи на выдохе способствует более равномерному опорожнению дыхательных путей от отработанного воздуха, предотвращает коллапс мелких бронхов на выдохе. Начинать следует с пропорции сама-вритти (1:1, то есть выдох равен вдоху), это целесообразно в связи с исходно повышенным тонусом парасимпатической нервной системы. Повышение тонуса парасимпатики нежелательно, так как именно парасимпатика активирует бронхоспазм. Однако в дальнейшем общее успокаивающее парасимпатическое действие может способствовать нормализации общего тонуса ЦНС, снятию общей психологической напряженности, поэтому допустим постепенный переход на пропорцию висама-вритти (1:2) при общей положительной динамике заболевания. 6) Для стимуляции мерцательного эпителия и выведения слизи из бронхов в практику включаются вибрационные техники. С этой целью используется пение гласных звуков, что можно сочетать с простукиванием грудной клетки пальцами и ладонями. 7) Из шаткарм нужно остановить внимание на нети и вамана-дхаути. Прежде всего следует нормализовать носовое дыхание, поскольку стимуляция слизистой верхних дыхательных путей влечет за собой рефлекторное расширение бронхов и бронхиол (С.Н. Попов, 2007). Для нормализации носового дыхания применяется джала- и сутра-нети, а также упомянутые выше капалабхати и бхастрика. В случаях, резистентных к терапии с использованием асан, въяям и дыхательных практик, существенным подспорьем может стать вамана-дхаути: при вызываемой рвоте разрядка рвотного центра продолговатого мозга меняет активность находящихся в непосредственной близости ядер дыхательного, кашлевого центров, а также ядер блуждающего нерва – основного нерва парасимпатической нервной системы. Это приводит к модуляции активности основных центральных механизмов, управляющих процессами дыхания и в конечном итоге положительно влияет на течение бронхиальной астмы: уменьшается частота и продолжительность приступов, увеличивается длительность ремиссии заболевания. Вамана-дхаути может проводиться как для купирования начинающегося приступа, так и в качестве их профилактики курсами; систематическое применение вамана-дхаути нужно проводить после консультации со специалистом и с учётом противопоказаний.

8) Практикам мышечной релаксации нужно обязательно уделять внимание, так как это способствует нормализации психофизиологического тонуса, снижению ситуационной и личностной тревожности, страха очередного приступа.

Следует, однако, помнить, что на начальных этапах практика должна быть направлена на поддержание симпатического тонуса; из этих соображений не нужно делать чрезмерно длинные сеансы шавасаны (достаточно 5-7 минут), имеет смысл также применять шавасану с формированием лёгкого прогиба (между лопаток подкладывается болстер, кирпич или свернутый коврик). Применяются практики на локальное расслабление мышц плечевого пояса и рук: на вдохе напряжение, на выдохе расслабление.

Итак, основными направлениями практики йогатерапии при бронхиальной астме будут: динамическая практика асан с преобладанием прогибов, капалабхати и бхастрика, техники полного дыхания и уджайи, дренирующие упражнения в виде пропевания гласных звуков и вибрационного самомассажа, нети и вамана-дхаути, техники произвольной мышечной релаксации.
При систематической практике йоги, построенной по вышеперечисленным принципам, течение бронхиальной астмы улучшается в подавляющем большинстве случаев. Снижаются дозы препаратов, нередко удаётся отказаться от фармакотерапии вообще. Заболевание часто входит в стойкую ремиссию с крайне редкими приступами или полным их отсутствием.

Источник: http://artem-frolov.spb.ru/articels/yogatherapy/707

Йоготерапия при аллергии

15 января 2016 г.

При склонности к аллергии можно использовать упражнения из системы йоги. Йога — не панацея, однако при правильном выполнении асан вы почувствуете себя значительно лучше.

Все упражнения следует выполнять регулярно, ежедневно, точно соблюдая методические указания.

1. Уджайн пранаяма

Выполнять это дыхательное упражнение нужно через два часа после еды. Следите за влажностью воздуха в помещении (слишком сухой вреден для аллергиков). Исходное положение — лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища, ладони на полу. Расслабьтесь. Дыхание нормальное. Упражнение состоит из четырех фаз.

Первая фаза: быстрый выдох через рот. Губы складываются, как при свисте. Представьте себе, что вы свистите, складывая губы дудочкой. Тело расслаблено, сокращаются лишь мышцы живота.

Вторая фаза: медленный глубокий вдох через нос. Выполняйте вдох без усилий. В это время растягивается передняя стенка живота.

Третья фаза: задержка дыхания на 4–6 секунд. Напрягите мышцы всего тела, живот втянут.

Четвертая фаза: спокойный выдох через рот. Тело постепенно расслабляется сверху — грудная клетка, живот, ноги. Отдохните 5–6 секунд, выполняя спокойный вдох и выдох. Повторите упражнение с первой фазы.

В первый день занятий повторите это упражнение два раза с перерывом не менее восьми часов. Затем постепенно, по мере освоения увеличивайте количество повторений до пяти раз, но не более.

После уджайн пранаямы можно приступить к выполнению асан.

2. Экпадауттанасана

Выполняется в том же исходном положении, что и уджайн пранаяма. Оттяните носок правой ноги. На вдохе медленно поднимите ногу (за 6–8 секунд), в максимальной точке удержания ноги задержать дыхание (3–4 секунды).

На выдохе опустите ногу в исходное положение (6–8 секунд). Теперь отдохните 6–8 секунд, дыхание нормальное. То же для другой ноги. Начинайте выполнять упражнение, повторяя его по два раза каждой ногой, через неделю — четыре раза.

Постепенно доведите до шести раз.

3. Сукхасана — поза лотоса

Обычно выполнение позы лотоса доступно лишь тем, кто длительное время практикует йогу. Достаточно принять более легкую позу — сед со скрещенными ногами. Спина прямая, темечком тянитесь вверх, смотрите прямо. Заведите руки за спину, кисть одной руки обхватывает запястье другой, сжатой в кулак.

На выдохе наклон вперед, голова опущена как можно ниже, руки отводятся назад, однако следует избегать болевых ощущений в области позвоночника и плечевых суставов (не переусердствуйте!). Задержите дыхание на 3–4 секунды (по мере освоения упражнения до 6–8 секунд). На вдохе медленно вернитесь в позу лотоса (сед со скрещенными ногами). Отдохните 6–8 секунд, дыхание нормальное.

Повторите еще раз. Через неделю можно увеличить число повторений до четырех раз.

4. Тарасана — поза звезды

Исходное положение — стоя, пятки вместе, носки разведены под углом 45 градусов, руки свободно опущены вдоль туловища. Старайтесь тянуться макушкой вверх, дыхание нормальное. На вдохе медленно поднимите напряженные руки вперед ладонями вверх, удерживайте позу на задержке дыхания в течение 1 секунды.

Вытягивая руки, поверните ладони вниз и разведите в стороны. В течение 1 секунды задержите дыхание. Затем руки вперед, ладони вниз. Повернув их внутрь, поднимите руки вверх, опустите в стороны (ладонями вниз). Все переводы руки из одного положения в другое выполняются на задержке дыхания. На выдохе опустите руки вниз.

Расслабьтесь, отдохните, в это время сделайте два глубоких вдоха. Повторите упражнение еще раз.

5. Симхасана — поза льва

Асана легко выполнима, активно действует на гортань, бронхи, активизирует дыхание. Встаньте на колени. Сначала опуститесь на одно колено, затем, упираясь руками, на другое. Предварительно подстелите под колени свернутый плед.

Сядьте на согнутые и упирающиеся пальцами в пол ступни. Чтобы облегчить позу, можно сесть на маленькую подушечку. Вот теперь вы удобно устроились и можно выполнять асану. Сидите прямо, ладони положите на одноименные колени. Смотрите вперед, дышите нормально.

На выдохе смешанного типа — через нос и рот — высуньте язык. Не спешите. На задержке дыхания (4–8 секунд) разведите пальцы в стороны, напрягите их. Вытаращите глаза и смотрите угрожающе. Напрягите все тело.

На вдохе вернитесь в исходное положение, расслабьтесь, отдохните 6–8 секунд. Дыхание нормальное. Повторите асану еще два-четыре раза.

6. Мукула-мудра— рука-клюв

Мудра для пальцев рук. Мудры — это положения пальцев и рук, оказывающие лечебное воздействие на тело и душу. Мудры (их в шутку называют пальцевыми электростанциями) позволяют в буквальном смысле взять в собственные руки свою судьбу.

Это сберегающая силы и исцеляющая мудра. Вы заряжаете энергией ту часть тела, которая ослаблена или напряжена. Четыре вытянутых пальца положите на большой палец (пальцы образуют форму клюва).

Приставьте их с правой и левой стороны грудной клетки приблизительно на 5 см ниже ключицы. Старайтесь концентрировать внимание на пальцах и точках их приложения, почувствуйте тепло в ладонях и посылайте тепло в ваши легкие. Выполняйте пять раз в день по 5 минут.

Мукула-мудрой вы можете заканчивать комплекс йоги, а также выполнять отдельно в другое время.

Читайте также:  Ребёнок и фастфуд: чем опасна «мусорная еда» - здоровый образ жизни

Источник: gigabaza.ru

Источник: http://healthinfo.ua/articles/zdrovie_uprazhnenia/27253

Психогении — шоковое и угнетенное состояние, вызванное психотравмой

Психогении относятся к эмоциональным и поведенческим нарушениям, обусловленным сильным эмоциональным стрессом или травмой психики человека.

Этот вид расстройства относят к психогенным заболеваниям, сам же термин «психогения» объединяет множество нарушений невротического характера.

Общий характер причин и этиология

Причины психогении кроются в психологических травмах различной степени тяжести. Переживания индивидуума могут иметь острую и хроническую форму, характеризуются шоковым, угнетенным или тревожным состоянием.

Во многом течение болезни и состояние больного определяются силой травмы и степенью неустойчивости психики. Человек, чувствительный по своей природе к эмоциональным потрясениям, переживает это состояние намного тяжелее, нежели тот, чья психика более устойчива.

Чаще психогенные расстройства возникают у ранимых и инфантильных людей, остро реагирующих на происходящее, а также у лиц с задержками психического развития.

Кроме того, дать толчок развитию отклонений в психике могут неблагоприятные жизненные обстоятельства, смерть близких людей и длительные семейные неурядицы, унизительное положение человека или осознание физического уродства и неполноценности. В этом случае болезнь развивается медленно, постепенно снижая жизненный тонус и приводя индивидуума к состоянию апатии.

Выяснить то, насколько распространено подобное нарушение, не представляется возможным, поскольку многие люди не оценивают свое состояние как болезненное, считая происходящее «житейской ситуацией» и «черной полосой».

Однако можно с уверенностью сказать, что случаи развития психогении значительно учащаются при массовых потрясениях в виде войн и стихийных бедствий.

Комплекс психогенных нарушений

Реакция на неблагоприятные внешние факторы во многом зависит от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации, вследствие которой и развилось нарушение. По этой причине выделить четкую классификацию психогенных заболеваний достаточно трудно.

В целом под это определение попадают следующие состояния:

Чтобы наиболее конкретно определить ту или иную форму психогении, необходимо понять, на какой почве развилось нарушение. Кроме того, за счет индивидуальных особенностей психики один и тот же вид заболевания у разных людей может проявляться различными признаками.

Каждый вид нарушения проявляется определенными признаками, что и позволяет выявить тот или иной тип психического отклонения.

Реактивный бред

Реактивный бредовый психоз характеризуется тревожностью, повышенной возбудимостью и двигательной активностью, а также появлениембреда.

Не исключено появление слуховых галлюцинаций. Часто подобное нарушение отмечается у лиц, находящихся в местах лишения свободы, в условиях одиночного содержания. Также этому виду расстройства подвергаются люди после длительных и утомительных путешествий (железнодорожный параноид) или злоупотребляющие спиртными напитками.

Это состояние может длиться от нескольких недель до 2-3 месяцев, а медицинская помощь в этом случае крайне необходима.

Патологические реакции

В таких случаях нарушение проявляется в виде неадекватной, слишком бурной реакции на произошедшее. Повод может и не быть травмирующим, иногда он совсем незначителен. Патологическая реакция, как правило, носит кратковременный характер, и длительность приступа зависит от степени неустойчивости психики и индивидуальных особенностей организма пациента.

Также подобное состояние может возникать у людей с нарушениями зрения и слуха, когда они попадают в непривычную для них обстановку.

Это явление носит название ситуационный параноид.

Возбуждение реактивного типа

Заболевание проявляется хаотичной двигательной активностью, которая впоследствии сменяется бездействием и полной безучастностью к происходящему. Больной может кричать и метаться, пытаться навредить себе, а затем впасть в апатию.

Также нередким явлением бывает помрачение сознания, сбои в памяти и полная амнезия.

Психогенный ступор

В такой ситуации индивидуум заторможен и неопрятен, аппетит и интерес к окружающему миру отсутствует. Больной не реагирует на происходящее и не проявляет двигательной активности. При психогенном ступоре нередки случаи резких вегетативных отклонений.

Аффективно-шоковый психоз

Аффективно-шоковый психоз появляется по причине острых потрясений, например, сильного испуга при катастрофе или во время стихийныхбедствий, иногда – от неожиданного горестного известия.

В этом состоянии человек может быть излишне возбужден, совершая множество бессмысленных и бесполезных действий, или, наоборот, впасть в ступор. Нередко больные впоследствии не могут вспомнить, что происходило с ними в этот момент.

Аффективно-шоковым реакциям наиболее подвержены люди с повышенной чувствительностью, а также в условиях ослабленной предыдущими потрясениями психикой. В этом состоянии человек может пребывать до 1 месяца.

Депрессии психогенного характера

Психогенная депрессия является наиболее распространенной из всех расстройств психогенного спектра.

Данное отклонение характеризуется повышенной слезливостью, подавленностью, тревогами и страхами. Больной может пребывать в заторможенности, или же, наоборот, быть излишне возбужденным. Все мысли человека подчинены произошедшему событию, которое и послужило причиной психического отклонения, возможны суицидальные попытки.

Нередко на фоне депрессии происходят нарушения со стороны различных систем организма, обостряются хронические заболевания. В этом состоянии человек может пребывать 1–3 месяца, а лица в возрасте старше 40 лет намного дольше.

Реактивный психоз истерического типа

Психогенные расстройства истерического типа бывают нескольких видов:

  1. Псевдодеменция (ложное слабоумие). Основной отличительной чертой «ложного слабоумия» является внешний вид человека – бессмысленное выражение на лице, подавленность или смех без причины, также наблюдается тремор конечностей. В общении такой человек неадекватен, часто отвечает невпопад и путается, но в то же время способен дать правильный ответ на достаточно сложныевопросы. В бытовом плане происходит то же самое – больной может утратить элементарные навыки и одновременно адекватно использовать, например, бытовую технику.
  2. Пуэрилизм. При пуэрилизме человек как будто «впадает в детство». Его мимика, поведение, речь и реакции соответствуют детским, больной может капризничать, плакать, а также играть в детские игры и считать себя ребенком.
  3. Ганзеровский синдром. В состоянии, относящемся к проявлениям ганзеровского синдрома, больные утрачивают способность совершать обыденные манипуляции и простые действия (например не могут выключить свет или воду). При этом намеренно дают неверные ответы на простые вопросы, бывают заторможены или сильно возбуждены.

Эти формы заболевания могут развиваться самостоятельно, но чаще происходит переход от одного вида психоза к другому.

Сумеречное расстройство истерического типа

Такой тип нарушения психики связан с травмирующими ситуациями и проявляется истерическим состоянием, которое переходит в ступор или транс.

Человек может совершить нелепые действия, страдать от галлюцинаций на тему произошедшей ситуации, видеть яркие образы. Кроме того, больной не в состоянии вспомнить текущую дату и осознать, где он находится.

После того как состояние человека стабилизируется, он не помнит того, что происходило с ним в период обострения.

Неврозы

Неврозное расстройство может быть спровоцировано длительным стрессом и травмой психики.

Часто возникает вследствие ощущения психологического дискомфорта в той среде, где находится человек.

В состоянии невроза больной осознает, что в его психике происходят нарушения и он нездоров.

Посттравматическое стрессовое расстройство

Это состояние связано с сильными потрясениями: смерть близких, катастрофы, стихийные бедствия и прочие. После того, как травмирующая ситуация устраняется, больной может полностью восстановиться.

Но нередко последствиями этого расстройства становятся кошмарные сновидения и воспоминания о произошедшем событии.

Особенности психогенных расстройств у детей и подростков

В детском и подростковом возрасте могут возникать любые из перечисленных видов психических расстройств. Отличие состоит в том, что неокрепшая детская психика может реагировать на травмирующие ситуации более остро, но и выздоровление в условиях правильного лечения у детей проходит быстрее.

К факторам, говорящим о предрасположенности ребенка или подростка к развитию психогении можно причислить следующие особенности:

  • тревожность и мнительность;
  • повышенная возбудимость;
  • впечатлительность и чувствительность;
  • инфантилизм;
  • склонность к беспокойствам и необоснованным страхам.

Особенности личности ребенка во многом предопределяют тип расстройства, которое может возникнуть в стрессовой ситуации.

Например, дети, страдающие от повышенной тревожности, больше склонны к невротическим расстройствам сверхценного содержания, а легковозбудимый ребенок реагирует на психическую травму проявлениями истерического типа.

Комплекс лечебных мероприятий

В процессе лечения психогении важно установить причину расстройства и принять меры для устранения травмирующих психику обстоятельств.

Больных чаще всего госпитализируют, поскольку они отличаются непредсказуемым поведением и могут быть опасны для окружающих. Кроме того, у людей с психическими расстройствами нередки суицидальные наклонности. По этой причине необходим медицинский контроль.

В некоторых случаях одна только смена обстановки действует на человека благоприятно, но для выздоровления этого недостаточно. В процессе лечения применяются медикаментозные препараты, такие как:

Если больной излишне возбужден, целесообразно применение следующих препаратов для внутримышечного введения:

  • Феназепам;
  • Тизерцин;
  • Аминазин;
  • Диазепам.

Вводить препараты следует 2-3 раза в сутки, продолжать медикаментозную терапию необходимо до восстановления адекватного состояния больного.

Кроме того, больным необходимо психотерапевтическое воздействие. Это нужно для психологической, социальной и трудовой адаптации пострадавшего.

Длительность лечения зависит от тяжести состояния и индивидуальных особенностей больного. В некоторых случаях человеку достаточно 10 дней стационарного лечения, а в иных ситуациях восстановление занимает 2 и более месяца.

Последствия для общего состояния здоровья

Наша психика подчас непредсказуема, это же касается и прогнозов при различных нарушениях. Шансы на выздоровление и возможные последствия напрямую зависят от ситуации, по причине которой произошло психическое расстройство, а также от индивидуальных особенностей организма.

Кроме этого, нельзя упускать такой момент, как своевременность оказания помощи – чем раньше начать лечение, тем выше шанс благоприятного исхода.

В отдельных случаях пациент полностью восстанавливается после потрясения, но бывает и так, что произошедшее оставляет след на всю жизнь.

Кроме этого, психогении и реактивные состояния психики способны вызывать заболевания соматического характера, например:

  • нарушение в работе органов ЖКТ;
  • проблемы с дыхательной системой;
  • болезни сердца и сосудов;
  • энурезы и затруднения в мочеиспускании;
  • гормональные сбои.

Также вследствие психических расстройств у женщин возникает фригидность, а у мужчин – импотенция.

Превентивные меры

От потрясений или эмоциональных расстройств не застрахован никто, особенно в случаях, когда травмирующие ситуации возникают неожиданно: смерть близких, автокатастрофы или нападения. В этой ситуации говорить о профилактике не приходится, но если потрясение ожидаемо (война, стихийное бедствие и прочее), на это случай существует ряд мер.

Профилактика предусматривает 3 этапа: первичный, вторичный и троичный.

К мерам первичной профилактики относят:

  • информирование о предстоящей ситуации;
  • обучение необходимым навыкам.

В рамках вторичной профилактики проводятся следующие мероприятия:

  • меры по обеспечению безопасности населения;
  • раннюю диагностика возможных расстройств;
  • психотерапию и оказание необходимой медицинской помощи.

Третичная профилактика подразумевает:

  • медикаментозное и психотерапевтическое лечение расстройств;
  • помощь в социальной адаптации.

Эти меры в условиях ожидаемых и заведомо губительных для психики человека ситуаций помогут снизить количество возможных тяжелых психических расстройств.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/psixogenii.html

Ссылка на основную публикацию